12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
елена геннадьевна михайлова50
1

Поговорим о толерантности. Уроки доброты.



Классный час «Поговорим о толерантности» - Уроки доброты.

Единственная настоящая

                                                                                                                     роскошь-

 это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери.


Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой, уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство родного языка.

Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко довести свои представления , мнения, понимание о предмете разговора.

Учиться жить среди людей, уметь общаться , так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские  глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общаться.

Так что же такое общение? Что мы вкладываем в смысл этого слова? (Ответы ребят). Обратимся к словарю.

Слайд №2.

Общение – форма связи и между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый словарь В. Даля, то узнаем, что слово «общаться» означает быть заодно, с кем – либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому – либо долю участия. Вот видите, как много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен наш родной язык. Язык необходим, чтобы люди могли общаться.

Как вы думаете, какие качества человека помогают соблюдать эти правила? ( Ответы детей).

А какие мешают? ( Ответы детей).

А кто из вас знает правила общения? (Ответы детей).

Правила культурного общения.

Уважай собеседника

Будь тактичен

Не унижай собеседника

Не принижай достоинств собеседника, на ставь его в неловкое положение

Будь внимателен к собеседнику

Умей слушать и слышать собеседник, не перебивая его

Стремись к взаимопониманию.

Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название. У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Слайд №3. Из истории.

На рубеже 17 -20 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах 9 и при Наполеоне, и при Людовиге 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих. Уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей, И при этом сохранять свои собственные принципы.

Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими, изменениям, которых требует наша жизнь.

. Определение слова «Толерантность» на разных языках земного шара звучит по – разному:

 Во французском  - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.

В русском – способность терпеть что – то или кого – то ( быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо, кого – либо).

Вопросы к обучающимся:

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему на ваш взгляд в разных странах определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?


 Слайд №4.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способа проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими, означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению.

Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Сейчас у вас будет возможность проявить качества толерантной личности при выполнении следующего задания.

Сейчас вам будет прочитана сказка. Внимательно прослушав его и обсудив в группах, вам предстоит ответить на вопросы.

  1. Сказка «Любовь и Доброта».

Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было на свете без подружки. Вот и обратилась она к седому, старому, прожившему 100 лет волшебнику.

Любовь: Помоги и мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Учитель: Подумал волшебник и сказал:

Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.

Учитель: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник: Вот выбирай. Одну зовут радость, другую – Удача, третью –Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…

Волшебник: Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Учитель: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась. А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы детей).

Учитель: Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? ( Ответы детей).

Учитель: Назовите обучающихся в вашем классе, которые всегда добрые. (Ответы детей).


Учитель: Нов жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот.


  1. «Перед вами две дороги, выбирайте».

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога.

- А нам- то, что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я  тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - попытался увести ее.

-Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

Девушка подошла к мужчине.

-Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку.

- У тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал.

Девушка приблизилась к парню и сказала:

- Иди отсюда! Никогда больше не звони и не приходи ко мне!

Девушка обратилась к мимо проходившему мужчине и попросила вызвать скорую помощь.

-Девушка! – окликнул ее пострадавший.

- Спасибо вам!

Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.


Вопросы к обучающимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный прохожий или друг – это и будет проявление доброты.


Слайд№5.

Есть два пути развития личности:

  1. Толерантный
  2. Интолерантный

                Работа с обучающимися по группам.

Обучающиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что – либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие

Гуманизм


Интолерантная личность

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессивность


Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя  в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования  в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.


Слайд № 6.

Составить правила толерантного общения.

Уважай собеседника

Старайся понять то, о чем говорят другие

Отстаивай свое мнение тактично

Ищи лучшие аргументы

Будь справедливым, готовым принять правоту другого

Стремитесь учитывать интересы других

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимоотношение, не было бы ни ссор, ни раздора.

Слайд №7.

Эмблема.

Давайте подумаем и изобразим эмблему толерантности. Защита эмблем.


Слайд№8.

Молитва о встрече:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.


И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.


Потому что я – это я, а ты – это ты,

Но если мы встретились и поняли друг друга – т это прекрасно!

А если нет – ну что ж, печально.


Слайд №9.

На память о сегодняшней встрече я дарю каждому из вас частичку своего сердца. И вы тоже можете поделиться со своими одноклассниками частичкой своего сердечного тепла. ( Дети рисуют сердечки с пожеланиями).


                                                                       Подготовила социальный педагог         МОБУ «Волховская СОШ№1»

Михайлова Е.Г.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 16.03.21 в 14:36 1Ответить Пожаловаться
Конспект не Ваш...
И даже ссылки на источники не указаны
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 16.03.21 в 17:22 0Ответить Пожаловаться
Как же на конкурс можно отправлять чужую работу???!!! И, прежде чем составить презентацию, нужно хотя бы прочитать правила её оформления...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.