12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
torontohabibi29
Киселева Наталья Юрьевна
Россия, Коми респ., п. Усть- Лэкчим

Технологическая карта урока с использованием педагогических и здоровьесберегающих технологий


Учитель: Киселёва Наталья Юрьевна. Предмет: история. Класс: 5.

Глава № 10. Македонские завоевания в IV веке до нашей эры.

Урок 42. Тема «Поход Александра Македонского на Восток».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока: Покорители свободных греков

Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

План урока:

Македонией

Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

Цели урока: Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня


Цели урока:
Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня


Цели урока:
Выяснить причины ослабления Греции и усиления Македонии, познакомить обучающихся с завоеванием

греческой цивилизации македонцами; развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Новые слова: македонская фаланга, метательная машина, осадная башня

Цель урока: познакомить учащихся с процессом завоевания греческой цивилизации Македонией. Выявлять причины ослабления Греции и усиления Македонии. Дать собственную оценку действиям жителей покорённой Эллады, объясняя свою позицию с гражданско-патриотической точки зрения.

В данном классе были поставлены следующие задачи, направленные на формирование УУД:

образовательные: расширять и углублять знания учащихся по теме: «Города Эллады подчиняются Македонии»;

развивающие: развивать умения анализировать, сопоставлять обобщать, делать выводы, развивать внимание;
воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию учащихся, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Личностные УУД: формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные УУД: формировать у учащихся умение определять цель урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала.

Коммуникативные УУД: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы.

В результате проведенного урока предполагала получить следующие результаты:

Предметные УУД:

- определять события (завоевание Греции Македонией) во времени, соотносить год с веком;

- осуществлять отбор необходимой исторической информации из текстов и иллюстраций учебника;

- давать оценку личности Филиппа II, предполагать и оценивать мотивы поступков жителей Греции и Македонии.

Метапредметные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать цели;

- извлекать и перерабатывать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, карта, интернет-ресурсы) для открытия новых знаний;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары;

- анализировать вопросы, формулировать ответы.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

- обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.

Регулятивные УУД:

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять корректировку своей деятельности.

Личностные УУД: 

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Обязательный минимум содержания: подчинение Греции Македонией (причины и последствия).

Основные методы и приемы:

- учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника;

- проблемное задание: определение проблемы урока, выдвижение версий по решению проблемы, поэтапное решение проблемы;

- работа в парах (обсуждение проблемного вопроса, аргументация собственной позиции).

Приёмы по формированию самооценки и самоконтроля:

- Приём «погружение в проблему»

- Приём «планирование с опорой на страницу учебника»

- Приём «совместная постановка проблемы урока»

- Приём «светофор»

- Приём «словесное оценивание»

- Приём «взаимооценка»

Технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценки образовательных достижений, ИКТ-технология, здоровьесберегающая.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

- учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»: учебник для образовательных организаций/ А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией А.А. Искендерова. М. Просвещение, 2020 год.

- Электронный ресурс (режим доступа: https://ppt-online.org/330776)

Технические средства: мультимедийное оборудование.

Межпредметная связь: география, МХК.

План урока:

I. Проблема урока: почему Македония покорила греков?

II. Поиск решения проблемы:

Причины поражения Греции в борьбе с Македонией:

1. Ослабление Греции.

Предполагаемый вывод по проблеме: войны между полисами и внутри полисов между богатыми и бедными ослабили Грецию. Ополчение граждан заменили наёмники, которые воевали за деньги, а не за свободу полисов.

2. Усиление Македонии.

Предполагаемый вывод по проблеме: объединение племён под единой властью царя, огромное войско свободных равных общинников, воины ополчения, новая лучшая организация войска (македонская фаланга) – всё это позволило Македонии усилиться и одержать победу над греками. Немаловажную роль сыграл тот факт, что Македония стала «своей» для греков, так как приняла греческую культуру, к тому же многие греки готовы были сами подчиниться, лишь бы наступил порядок и мир.

3. Мудрость царя Филиппа.

Предполагаемый вывод по проблеме: благодаря мудрым действиям царя Филиппа, который забрал часть свободы у греков, но дал им порядок и мир, Македония смогла завоевать Грецию.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД

Промежуточный контроль


I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Дома вы читали о завоеваниях Александра Македонского. (слайд 1) Давайте с

вами посмотрим на карту. В папке «Учебная», на рабочем столе откройте документ «А. Македонский», пройдите по первой ссылке (http://rushist.com/images/greece/map-alexandre-campaign-big.png).

– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству? 1

Фиксирует на доске:

1-й факт:

Армия македонцев малочисленная.


– Что на карте обозначено жёлтыми

стрелками?

– Что можете сказать о результатах этих походов?

Фиксирует на доске:

2-й факт:

Александр Македонский завоевал

полмира!


(слайд 2)

– Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.

– В чём противоречие?



– Какой возникает вопрос? 1

Фиксирует главный вопрос урока на доске:

Почему Александр Македонский завоевал полмира?


Занимают места за компьютерами.


Открывают документ, переходят по ссылке, открывают карту.1





– Маленькая.


– Малочисленную.






– Завоевательные походы Александра Македонского.

– Завоевано полмира.











– Армия малочисленная, а завоёвано полмира.

– Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?

– Почему Александр Македонский

смог подчинить своей власти Персидскую державу?


Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты, интернет-ресурсы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.







Чтение карты с опорой на легенду. Устный ответ.

Постановка проблемы. Самооценка.



























II. Версии.


(слайд 3)

– Есть у вас версии, предположения? 2



Предлагают различные версии.




III. Актуализация знаний.


– Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить? 3


Займите места за партами и выполните задания.


– Объясните значения слов: фаланга, царь. 3 (слайды 4, 5)


– Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам – покорить греков. 5

(слайд 6)


– Почему греки победили персов в V веке и что позволило македонянам

одолеть греков в IV веке?

Выполняют задания № 1, 2 в Рабочей тетради на с. 43. (задания из тетради дублируются в презентации)

3 5

– Греки победили персов, благодаря

своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над

греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа.




Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.







Рабочая тетрадь. Проверка письменного ответа. Самооценка.


IV. Планирование деятельности.

– Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам

надо сделать? 3 (слайд 7)

– Изучить § 31, найти факты, которые помогут объяснить причины этого. 3





V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Черты характера и личные качества Александра Македонского.

– Используя текст учебника (пункт 1, с. 190–191), выполните задание № 3 в Рабочей тетради на с. 44. 2 4




– Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться? (слайд 8)


– Могут ли личные качества Александра Македонского повлиять на исход событий?

(слайды 9, 10)







Индивидуально, самостоятельно выполняют задание. 2



– Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе.



Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению

македонян.

4



Работа с учебником и рабочей тетрадью. Проверка письменного задания. Самооценка.







Устный ответ. Самооценка.


Отлично, ребята. Вы плодотворно поработали. Настало время сделать небольшую паузу. Восстановить силы.


Физкультминутка




2. Причины побед Александра Македонского.

– Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Давайте искать новые причины.

– Используя пункт 2,

с. 191–195, выполните задание: 5 3

«В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского».

(слайд 11)


Фронтальный диалог на понимание прочитанного. 4 2 4

– Почему греческие безземельные

ополченцы будут поддерживать

Александра Македонского?
















– Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник?

– Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско?

– Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»?

– На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя?

– Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил

свои завоевательные походы?








В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание № 4 на с. 44 в Рабочей тетради.

5 3





– Войско Александра Македонского

составляли не только македонские

общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях.

– Лучший военный строй – македонская фаланга – обеспечивала

успех сражения.






– Смелость и решительность.



– Он проявил слабость, его войско было плохо организовано.



– Привычка многих народов Востока

к подчинению иноземному царю- деспоту.



– Стремился к славе и мировому господству.










Работа с учебником и рабочей тетрадью. Проверка письменного задания. Самооценка





















Устный ответ.

Самооценка.


VI. Выражение решения проблемы.


– Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать? 4

(слайд 12)












Достигли мы поставленной цели?


Примерный вывод по проблеме: 4

– Александр Македонский завоевал

полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному

войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что

народы Востока сами подчинялись

иноземному царю-деспоту.

- Да, мы узнали причины побед Александра Македонского.


Устный ответ. Самооценка.


VII. Применение нового знания.


– Представьте, что вы – люди XXI века – оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните. 1 2 2 (слайд 13)


А сейчас, ребята, займите свои места за компьютерами. Пройдите по второй ссылке в документе «А. Македонский» (http://testedu.ru/test/istoriya/5-klass/itogovyij-test-po-teme-makedoskie-zavoevaniya-v-iv-veke-do-n-e-variant-i.html) и выполните задания теста.


Выполняют задание № 5 в Рабочей тетради на с. 45.

1 2 2

Аргументированно высказывают оценочное мнение о действиях Александра Македонского.

2

Проходят тестирование

1 2 3 4 5


Совместная работа. Письменный ответ. Взаимооценка. Самооценка.



Онлайн-тест. Сампроверка. Самооценка.


VIII. Домашнее задание.


– Используя знания, полученные на сегодняшнем уроке, выполните проект с использованием информационных технологий: сделать презентацию «Завоевания Александра Македонского» (по желанию). Работу можно сделать в группе, 2-3 человека. 6

(слайд 14)


– Прочитайте название следующего

параграфа.

– Как вы думаете, что оно обозначает?

– Прочитайте дома § 42 и проверьте, в каком значении используется это название в тексте.

– Чтобы лучше понять этот параграф, ответьте на вопросы перед ним.












– Наверное, здесь имеется в виду

цивилизация эллинов, то есть греков.

Записывают задание




IX. Рефлексия. Самооценка.

Выставление отметок.

Ребята, вы можете завершить работу с листом самооценки. 4

А сейчас предлагаю продолжить предложения:

- Сегодняшний урок дал мне….., теперь я смогу…..

- Наиболее интересно мне было…

- Я похвалил бы класс…

- Мои достижения сегодня…

- Мне необходимо поработать над…

- Удачным для меня стало…

- В дальнейшем мне бы хотелось…

- Самый интересный ответ дала пара…4

Спасибо, вы отлично поработали. До встречи на следующем уроке.

Завершают заполнение листов самооценки.

Оценивают свою работу, работу группы и проводят взаимооценку.

Комментируют выставленные отметки. 4


Самооценка.

Взаимооценка.



t1685302500aa.gift1685302500ab.gift1685302500ac.gifПриложение №1

ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Вид, тема работы

Самооценка

1

Определение темы урока, постановка задач урока


2

Вопросы на повторение пройденных ранее тем. Рабочая тетрадь: задания № 1, 2 на с. 43 (письменный ответ).


3

Черты характера и личные качества А. Македонского. Рабочая тетрадь: задание № 3 на с. 44 (письменный ответ).


4

Связь личных качеств полководцы с военными успехами (анализ информации, устный ответ)


5

Причины побед А. Македонского. Рабочая тетрадь: задание № 4, с. 44 (письменный ответ)


6

Причины побед А. Македонского. Учебник, пункт 2,

с. 200 (устный ответ)


7

Решение проблемы урока (устный ответ)


8

Работа в паре. Рабочая тетрадь, задание 5, с. 45. (письменный ответ)


9

Онлайн-тест


Подведение итога работы на уроке


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.