Урок окружающего мира «Полезные ископаемые» (3 класс)
пояснительная записка
DOCX / 24.31 Кб
презентация полезные ископаемые
PPTX / 26.01 Мб
конспект урока полезные ископаемые
DOCX / 1.13 Мб
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла |
Давыдова Ирина Сергеевна |
Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность |
Учитель начальных классов МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области |
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
3 класс |
Название материала |
Полезные ископаемые |
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.) |
Разработка учебного занятия с презентацией |
УМК, авторы образовательной программы |
УМК «Школа Росии», Плешаков А.А. «Окружающий мир». |
Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) |
Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении полезных ископаемых: 1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых. 2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. 3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно. |
Среда, редактор, в котором выполнен продукт |
MS Office Word, PowerPoint 2010 |
Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) |
Урок открытия новых знаний, урок-исследование |
Краткое описание, методические рекомендации по использованию |
Работа в презентации ведётся «по щелчку». Для практической работы: образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп |
Список используемых источников |
Иллюстративный материал http://kocmos.ru/wp-content/uploads/2013/05/Zemlja-iz-kosmosa.jpg планета https://pbs.twimg.com/media/EBajByeX4AA0hXq.jpg:large КМА https://i.pinimg.com/originals/4a/ab/10/4aab107de3872e5a78e0892c1150cf31.jpg карьер https://img-fotki.yandex.ru/get/9744/102782017.2c/0_a5831_455ad4c8_orig.jpg пещера https://st39.stblizko.ru/images/product/323/122/891_original.jpg песок https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkkLG51CQiT20WsY5a540rbqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic каменный уголь https://nauka.club/wp-content/auploads/792892/magnitnyy_zheleznyak_formula.webp железная руда https://media2.24aul.ru/imgs/400x800/5925002b73fce818e47a40d4/glina-10-m3-1-9720963.jpg глина https://vseprokamni.ru/wp-content/uploads/2019/06/izvestnyak.jpg известняк https://images.fineartamerica.com/images-medium-large-5/anthracite-coal-martin-shields.jpg каменный уголь https://fb.ru/misc/i/gallery/50398/2653565.jpg торф https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2017/08/11/regnum_picture_1502456171105972_normal.jpg газ https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/HematitaEZ.jpg железная руда https://naukatehnika.com/files/journal/nauka/chemi/apatit-kolchedany/Medny-kolchedan.jpg медная руда https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0dd7/000ddcfe-66499c34/img18.jpg карта https://denisanikin.ru/wp-content/uploads/2013/05/IMG_8623.jpg карьер https://reosh.ru/wp-content/uploads/2016/04/01-шахты.jpg шахта http://yourtube.tmk-group.ru/upload/iblock/b7d/b7daee87f70f87df14aac55bda4bbfeb.jpg морская скважина https://pbs.twimg.com/media/DE08G1RXkAUYJTv.jpg:large промышленность https://pompadoo.ru/media/uploads/products/10557_dtyZBsa.jpg духи http://www.izkis.ru/upload/images/staty/aspirin%200.jpg аспирин https://ykl-res.azureedge.net/f9cd1f88-8119-420f-b606-74003cdc0efb/tverdoe-sosrojanie%20—%20копия.png три состояния вещества https://cdn1.flamp.ru/b704d5c08a542059b23f68dca0cd30b7.jpg смайлик
Используемые учебники и учебные пособия: Плешаков А.А.«Окружающий мир: Мир вокруг нас». Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2014. Рабочая тетрадь № 2. Используемая методическая литература: Дмитриева О.И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009
|
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов
«Конспект урока с мультимедийным сопровождением»
МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
учитель начальных классов Давыдова Ирина Сергеевна
1. |
Учебный предмет, класс |
Окружающий мир 3 класс «Школа России» |
|
2. |
Тема раздела |
Чему учит экономика |
|
3. |
Тема урока |
Полезные ископаемые |
|
4. |
Тип урока Форма урока |
Открытие новых знаний Урок-исследование |
|
5. |
Форма организации учебной деятельности |
Индивидуально – групповая, фронтальная. |
|
6. |
Методы |
Частично-поисковый, исследовательский. |
|
7. |
Цель урока |
Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении полезных ископаемых: 1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых. 2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. 3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно. |
|
8. |
Задачи урока |
Формировать знания о полезных ископаемых, их свойствах, способах добычи, значении в жизни человека |
|
9. |
Ожидаемый учебный результат |
Предметные результаты |
Универсальные учебные действия |
- познакомиться с полезными ископаемыми, - освоить доступные способы изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение; - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
|
Личностные результаты: - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; - ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - аргументировано отстаивать свою точку зрения регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи, - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; - аргументировано находить и объяснять свои ошибки, - определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания коммуникативные: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
||
10. |
Оборудование и материалы |
компьютер, проектор, экран, учебники, тетради, листы с заданиями, тесты, карточка-инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, словари, энциклопедии для опыта: образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, компас |
Ход урока
Этап урока |
Содержание урока |
Слайд |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент. Психологический настрой. (Мотивация, самоопределение к деятельности) |
-Улыбнитесь друг другу и скажите: (повторяют за учителем) У нас хорошее настроение. Мы будем внимательны на уроке. Мы успеем сделать все! - Итак, слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем. - Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество. |
слайд 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний.
Выявление места и причины затруднения |
- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Какие хитрые секреты Таят обычные предметы: Блестят в солонке минералы! Топаз в колечке мамы – это же кристаллы! Фольга, скрывавшая конфету - Металл такой же, как в ракетах. Таит его простая глина, Сестра сапфира и рубина! А коль споткнешься ты о камень, Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная красивая природа Тебе представила горную породу!
У: В моём ларце много интересного. Рассмотрите предметы, находящиеся в нём. Д: В ларце находятся: кусочек мела, глиняная фигурка, металлическая проволока, кусочек кирпича, фигурка из стекла, духи, баночка с машинным маслом, аспирин. У: Из чего сделаны эти предметы? (Дети высказывают предположения, но не все предметы дети могут определить. Откладывают в сторону, то, что не знают. Возникают вопросы.) У: Подумайте, по какому принципу объединены предметы в ларце? Д: Для изготовления всех предметов использовались полезные ископаемые. |
слайд 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ш. Целеполагание и постановка учебной задачи. Сообщение темы. |
У: Тема сегодняшнего урока: «Полезные ископаемые». Что же такое «полезные» и «ископаемые»? Полезные ископаемые необходимые, нужные доставать, извлекать
- Попробуйте дать определение. (“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют в хозяйстве). У: Итак, мы знаем, что такое полезные ископаемые. - А что хотим узнать? Д: 1. Свойства полезных ископаемых? 2. Где и как их добывают? 3. Как люди используют в своей деятельности? У: Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на два проблемных вопроса. Проблема: 1. Можно ли обойтись без полезных ископаемых? 2. По ошибке или по праву оказались в ларце некоторые предметы?
У: Итак, появилась стена незнания. Вы готовы её разрушить? - А как можем узнать о свойствах полезных ископаемых? (проведём практическую работу) |
Слайд 3
Слайд 4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Открытие нового знания
|
Практическая работа. У: Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
- Поэтому, в нашей лаборатории будет работать три группы исследователей: 1 группа – исследует нерудные (строительные) полезные ископаемые (песок); 2 группа – исследует горючие полезные ископаемые (каменный уголь); 3 группа - исследует рудные (металлические) полезные ископаемые (железная руда). - Возьмите коробки с материалом для исследования. (дети выбирают нужное полезное ископаемое из общей коробки на основе личного опыта и фотографий) - Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку. Инструкция: 1. Название полезного ископаемого. 2. Твёрдое или жидкое ископаемое? 3. Прочное или хрупкое? 4. Определить цвет, прозрачность. 5. Масса. 6. Состав, однородный или нет. 7. Где можно использовать, применить.
Выступление каждой группы. Отвечает любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).
Отвечает 1 группа. - Как вы думаете, почему они называются строительными? - Знаете ли вы, какие ещё полезные ископаемые относятся к этой группе? (дети в группе заполняют таблицу)
Это интересно! А знаете ли вы, что для изготовления стекла необходим песок!!! Отвечает 2 группа. - Как вы думаете, почему они называются горючими? - Какие ещё полезные ископаемые относятся к этой группе?
- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива. - А какое значение имеет топливо? - При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Это интересно! Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают бензин, керосин, а ещё вазелин, мыло, пластмассы… и лекарства! Самое известное лекарство из нефти – аспирин. Из каменного угля – делают краски, пластмассы … и духи. Пластмассы делают и из природного газа.
Отвечает 3 группа. - Как вы думаете, почему они называются рудными или металлическими? - Какие ещё полезные ископаемые относятся к этой группе?
- Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды. Одним из самых больших месторождений является наша Курская магнитная аномалия. Это интересно! - Как вы понимаете слово «аномалия»? - И почему же магнитная? (высказывания детей) 1 Магнитная аномалия - явление, нарушающее показания компаса. Стрелка своими концами показывает север и юг. Но если в недрах земли имеются залежи магнитного железняка, то они действуют на магнитную стрелку, и она отклоняется в любом другом направлении. - Давайте смоделируем ситуацию «магнитной аномалии»! (ученик берёт компас, другой ученик берёт большой кусок железной руды; наблюдают, как ведёт себя стрелка компаса). - Добывают железную руду в нашей Курской области в городе Железногорске. И самолёты над этим городом не летают!!! Почему??? (Ответы детей)
Физкультминутка - Продолжаем расширять горизонты наших знаний.
2. - Отвечаем на следующий вопрос: где и как добывают полезные ископаемые? - Места, где в глубинах или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Ищут эти месторождения геологи.
3.- Отвечаем на следующий вопрос: как люди используют в своей деятельности?
У: Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые? - Почему нужно беречь полезные ископаемые? Д: Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются.
- Итак, в нашей научной лаборатории остались нерешёнными две проблемы: 1. Можно ли обойтись без полезных ископаемых? 2. По ошибке или по праву оказались в ларце некоторые предметы? Предметы исследования: полезные ископаемые. Предположения: 1.1) да, можно; 2) нет, нельзя 2. 1) да, по ошибке; 2) нет, по полному праву, эти предметы сделаны из полезных ископаемых.
- Из чего строят дома, школы, заводы? - А из чего делают автомобили, самолёты? - Правильно. Для того чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей) - Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. - Посмотрите на предметы из ларца, которые вы отставили в сторону. Они оказались там по ошибке? (нет, по полному праву, эти предметы сделаны из полезных ископаемых) - Какие интересные предметы из ларца сделаны из песка, каменного угля, нефти?
- Мы ответили на все вопросы? Скажите теперь утвердительно. (в таблице убираются вопросы и появляются утверждения) - Итак, мы разрушили стену незнания и расширили границы знания. |
слайд 5
Слайд 6
Слайд7
Слайд8
Слайд9 Слайд10
Слайд11-12
Слайд13-14
Слайд15-16
Слайд17
Слайд18 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление с комментирование во внешней речи |
Задание. Соедините стрелками фотографии и рисунки частиц (функция «перо», цвет - синий) |
Слайд19 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Работа в парах. Рабочая тетрадь, с.29 №3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Включение в систему знаний. Повторение. |
Тест (распечатан на листах). Ф.И.____________________________ Подчеркни верный ответ. Тест. 1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве? а) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль 2. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) нефть, руда б) уголь, торф в) известняк, газ 3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а) гранит, песок б) уголь, руда в) нефть, газ 4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых? а) строители б) геологи в) шахтёры 5. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое добывают Курской области: а) каменный уголь б) нефть в) железная руда Самопроверка |
слайд 20
Слайд21 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Рефлексия |
2)- Как вы думаете, что можно считать продуктом нашего урока? (знания, полученные на уроке) - Что нового включили в систему своих знаний? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Информация о домашнем задании. |
1.Учебник: с.46-47, вопросы. 2.Тетрадь: с.30 №4,5 |
|
Потамошнева Наталья Алексеевна