Полифункциональное развивающее игровое пособие для дошкольников «Осьминожек»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Паспорт
полифункционального развивающего игрового пособия
для дошкольников «Осьминожек»
Авторы: Съемщикова Лариса Аркадьевна учитель-логопед.
Григорьева Светлана Александровна воспитатель.
Показатели | Характеристика разработки |
Название развивающего игрового пособия | «Осьминожек» |
Целевое назначение развивающей игрового пособия | Формирование и поддержка познавательной активности детей в различных видах деятельности. |
Целевая группа развивающей игрового пособия (возрастная группа) | Средний и старший дошкольный возраст |
Задачи, поставленные авторами разработки | - Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей; - Интеллектуальное развитие на основе практических действий, развитие творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности; - Формирование основных мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация. - Развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти, воображения, любознательности, творческой активности, - Формирование мелкой моторики и тактильно - кинестетической чувствительности; - Развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация; - Развитие ассоциативно - образного мышления: формирование умений анализировать цвет, форму, величину, текстуру, а так же дифференцировать и сравнивать их; - Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве); - Развитие восприятия: зрительного, слухового, тактильно-двигательного; - Обогащение объёма активного словаря детей; - развитие связной грамматически правильной речи (умение правильно согласовывать существительные с числительными и т.д.); - Формирование обобщающей функции речи: выделение признака данного конкретного предмета, умение соотносить конкретный признак с его словесным обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира; - Развитие связной речи: творческого рассказывания; - Развитие интонационной выразительности речи; - Создание эмоционально положительного настроения; - Приобретение детьми положительного опыта коммуникации. |
Краткое описание развивающей игрового пособия | Игровое пособие изготовлено из трикотажной ткани. Голова Осьминожки набита комфорелью ( синтетическим пухом). Щупальца выполнены в виде рукавов, чтобы можно было просунуть руку внутрь Осминожки. Внутри - полое пространство для размещения дидактических предметов. |
Безопасность материала игрового пособия | Пособие «Осьминог» изготовлено из безопасных и гипоаллергенных материалов, которые поддаются чистке и стирке, не представляют угрозы для жизни и здоровья детей. |
Полифункциональность развивающей игрового пособия | Может использоваться для проведения различных игр по познавательному, речевому, социально-коммуникативному развитию; предоставляет детям возможности для расширения или сужения «пространства» игры, возможны изменения целей и правил в зависимости от поставленных задач, возраста, интересов и потребностей. Позволяет варьировать сложность выполняемых заданий, в зависимости от возраста детей. Оптимизирует процесс интеграции образовательных областей. Может использоваться: - как в качестве развивающего, так и игрового пособия; - как элемент психоэмоциональной разгрузки. Применение пособия в работе педагога позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу, а также использовать данное пособие как элемент оснащения развивающей предметно-пространственной среды группы. |
Трансформируемость развивающей игрового пособия | Пособие предполагает возможность его изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся запросов детей. |
Вариативность развивающей игрового пособия | Игровое пособие «Осьминог» можно использовать в совместной деятельности детей со взрослыми (при проведении непрерывной образовательной деятельности, при организации игровой деятельности, индивидуально и с подгруппой детей, для использования в качестве сюрпризного момента), со сверстниками в игровой деятельности и самостоятельно в свободное время. Может использоваться при проведении режимных моментов. |
Доступность развивающей игрового пособия | Пособие находится в свободном доступе для детей. Дети могут самостоятельно использовать его по своему усмотрению. |
Использование современных образовательных технологий: | - Здоровьесберегающие - Личностно-ориентированные - Игровые - Развивающего обучения - Дифференцированного обучения - Исследовательской деятельности. |
Творческие находки | Данное пособие позволяет в доступной и интересной форме решать коррекционно - развивающие задачи педагогов в работе с дошкольниками. Вариативность предложенных игр и упражнений позволяют решать комплексно обучающие, развивающие и воспитательные задачи: развивать разговорную речь, логическое и модельно-конструктивное мышление, сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, творческое воображение, воспитывать умение играть в парах. В пособии представлена технология, которая позволяет вовлечь ребёнка в игровую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно, проявляя свою творческую активность. Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным. Игры и задания выстроены таким образом, чтобы дети не устали воспринимать материал и легко его запоминали. Педагог помогает детям запомнить материал, чередуя познавательную и практическую деятельности. |
Методическая ценность | Данное пособие доступно и безопасно. Учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ. Есть возможность использования разнообразных методических приемов. Пособие «Осьминожек» соответствует основным принципам дидактики: систематичности, наглядности, индивидуального подхода, учета ведущей деятельности дошкольника, активной деятельности ребенка на занятии. При создании пособия основывались на следующих особенностях детей дошкольного возраста: ведущий вид деятельности – игра. Представленное дидактическое пособие может быть использовано воспитателями, учителями - дефектологами, учителями - логопедами, психологами. Материал может быть предложен родителям для работы в домашних условиях. |
Эффективность, по мнению авторов, представленного материала по сравнению с традиционным. | Эффективность представленного материала, обусловлена его позитивным влиянием на эмоциональное самочувствие детей, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. В своем изготовлении он достаточно индивидуален и ориентирован на конкретных детей, конкретной группы. Универсальность данного пособия заключается в достаточно легкой интерпретации идеи, при реализации которой очень важно учесть имеющиеся у детей особенности. Важный плюс оригинальной разработки заключается в удобной и доступной каждому форме тренировки концентрации внимания. |
Методика использования полифункционального развивающего игрового пособия для дошкольников «Осьминожек».
Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования личности. Вследствие того, что в группах детских садов находятся дети с различными стартовыми возможностями, необходимо искать новые приёмы и технологии для их успешного усвоения программы. Ребёнка практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Все это подсказало нам необходимость создания дополнительных условий для коррекции имеющихся проблем в развитии ребёнка и для более активного включения механизмов компенсации.
Таким дополнительным условием для нас стало создание полифункционального дидактического игрового пособия «Осьминожек».
Используя его, мы вовлекаем детей в игровую среду, в которой ребёнок получает огромное количество разных тактильных ощущений. Он может трогать, прятать, отыскивать и т.д. Кроме того, тактильно - кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями. Данное пособие раскрывает детям существенные особенности объектов, закономерные связи между ними, формирует системные знания, помогает усвоить большой объем информации
Развивающее игровое пособие «Осьминожек» предназначено для детей дошкольного возраста. Использование его позволяет развивать словесно-логическое мышление, воображение, концентрацию внимания, образную память, связную речь, содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отражённым в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместной игре с игровым пособием у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.
Полифункциональное развивающее игровое пособие «Осьминожек» – это пособие, наполненное разнообразными, стимулирующими деятельность детей развивающими и дидактическими материалами.
Может использоваться как в качестве развивающего, так и игрового пособия;
как элемент психоэмоциональной разгрузки.
В пособии всё полностью доступно. Дети могут использовать пособие в свободной игровой деятельности по своему усмотрению, в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях, как им этого хочется, и как требует их внутреннее "Я", проявляя инициативу, с удовольствием создавая игровые ситуации, перемещаясь с игрушкой по всей группе.
Полифункциональность игрового пособия позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам с ОВЗ в соответствии с их возможностями и способностями. Его можно использовать как в коррекционной работе, так и в различных видах детской деятельности и в зависимости от поставленных задач, с усложнением и дополнением заданий в разных возрастных группах.
Способами обеспечения позитивной социализации и индивидуализации дошкольников при работе с пособием выступают различные игровые ситуации; конкретизация задач; комплексность действий по решению общей проблемы; выбор оптимального варианта содержания игр; дополнение, изменение, преобразование знакомого материала; создание новых комбинаций из его элементов; применение известного в новых ситуациях; самостоятельный поиск, приобретение ребенком опыта действий, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно; нахождение новых приемов.
Также пособие «Осьминожек» может использоваться в период адаптации ребенка в детском учреждении.
Полифункциональное игровое пособие используется в решении задач всех образовательных областей. В игре могут принимать участие как один, так и несколько детей (в зависимости от учебной задачи).
Использование этого пособия позволяет педагогам решать самые разные задачи по всестороннему развитию ребёнка, открывает дополнительные возможности для развития умственной активности: развивает познавательный интерес, творческое мышление, воображение.
С помощью этого дидактического пособия у детей:
- формируется умение обследовать предметы на ощупь, называть их свойства;
- развивается движение рук по предмету в процессе знакомства с ним;
- обогащается активный и пассивный словарь ребенка;
- происходит сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя;
- развивается переключаемость, устойчивость внимания;
- развивается слуховая и зрительная память; образное воображение, логическое мышление;
- развивается общая и мелкая моторика и тактильные ощущения.
Качества личности детей, развитию которых способствует деятельность с данным игровым пособием:
- эмоционально-волевые качества: организованность (преодоление импульсивности), сосредоточенность, внимательность, активность, умение преодолевать трудности при достижении цели, произвольность, сознательное управление своим поведением;
- коммуникативные качества личности: навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умение формулировать свои мысли, свобода общения, умение слушать, сопереживать, доброжелательно относиться и помогать друг к другу;
- любознательность (дети принимают активное участие во всех видах игр, проявляют интерес к окружающему миру);
- самостоятельность (способность самостоятельно решать стоящие перед ними задачи);
Возможные направления использования развивающего игрового пособия во взаимодействии с родителями.
Привлечение родителей воспитанников к придумыванию новых сюжетов игр совместно с детьми, подбору игрового материала для дальнейшего использования в детском саду. Данная работа может служить основой для совместных детско-родительских проектов.
Заключение
Полифункциональное развивающее игровое пособие для дошкольников «Осьминожек» — это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребенка.
Пособие многофункционально, направленно на решение одновременно нескольких задач, может быть использовано для детей разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Подходит для работы с детьми ОВЗ.
Вариации игр не имеют предела. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами и секторами.
Данное пособие будет интересно воспитателям детских садов, а так же родителям дошкольников. Это веселое, интересное и комфортное обучение! Творческие, а главное полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности дошкольников. Ребёнок, играя с таким пособием, будет делать новые открытия снова и снова.
Подборка игр для многофункциональной игрушки «Осьминожек».
Игра «УГАДАЙ НА ОЩУПЬ»
Цель игры:
Развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Ход игры:
На щупальца осьминога помещаются тактильные дощечки. В голову Осьминожки ( внутри головы есть полое пространство) помещаются такие же тактильные дощечки, только меньшего размера. Дети на ощупь определяют дощечку нужной им текстуры. Можно усложнить игру: в осьминога помещать предметы такой же текстуры, что и тактильные дощечки. Дети должны на ощупь найти предмет заданной текстуры.
«В мире геометрических фигур»
Цель:
1.развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук;
2. закрепление цвета, формы, текстуры.
3. развитие навыка классификации и сортировки;
4. развитие пространственного и творческого воображения;
5. расширение словарного запаса;
6. развитие связной речи;
7. развитие коммуникативных навыков при совместной игре со сверстниками.
Ход игры:
В голову Осьминога помещаются фигуры разной геометрической формы, а на щупальцах картинки с изображением геометрических фигур. Дети выбирают картинку с геометрической фигурой , затем просовывают руку в щупальце и находят такую же объемную геометрическую фигуру.
Игра «Что исчезло?»
Цель игры:
Учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать зрительное внимание и память.
Ход игры:
на щупальцах Осьминога размещаются картинки или любые предметы . Дети запоминают картинки , затем отворачиваются. Одна или несколько картинок убирается. Дети называют исчезнувшие картинки.
Игра " СОБЕРИ ПАЗЛ"
Цель:
учить детей собирать из частей целостную картинку; развитие наглядно - действенного мышления, памяти.
Ход игры:
В голове осьминога находятся контейнеры от киндер сюрпризов, в которые спрятана разрезанная на части картинка. Дети достают из осьминога контейнеры, открывают их, достают части картинки. Затем детям надо найти такую же деталь пазла, которая изображена у них на картинке. Затем, дети все вместе собирают пазл - целостную картину.
Игра " РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ"
Цель:
1.развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук;
2. закрепление цвета, формы, текстуры.
3. развитие навыка классификации и сортировки;
4. развитие пространственного и творческого воображения;
5. расширение словарного запаса;
6. развитие связной речи;
7. развитие коммуникативных навыков при совместной игре со сверстниками.
Ход игры:
В голову Осьминожки помещаются разноцветные шарики различной структуры. Ребёнку надо достать из головы Осьминожки шарики заданной структуры. Затем, ребёнок по предложенной схеме собирает картинку.
Игра " Собери все одного цвета"
Цель:
1. закрепление цвета, формы, текстуры.
2. развитие навыка классификации и сортировки;
3. расширение словарного запаса;
4. развитие грамматического строя речи;
7. развитие коммуникативных навыков при совместной игре со сверстниками.
Ход игры:
На голове у Осьминожки - шляпа определенного цвета( красная, желтая, синяя или зеленая). Детям предлагается из коробки с предметами разного цвета выбрать только красные ( зеленые, синие, желтые)
Игрушка — это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребенка. Деятельность с такой игрушкой значительно облегчает процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями .
Потамошнева Наталья Алексеевна
Соколова Елена Борисовна