Статья на тему «Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста»
Статья по теме:
«Полоролевая социализация детей
старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Малыхина С.В
г.Новокузнецк
Необходимость в работе над темой полоролевой социализации мальчиков и девочек назрела очень давно. Современная педагогическая наука чаще всего не учитывает пол как важную характеристику ребенка.
Проанализировав несколько программ, можно сказать, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам практически не прослеживается. В результате чего воспитывается «усредненное» существо, характер которого отсутствуют специфические мужские и женские черты.
Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования ведутся с начала века (И.С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман, 1978г.). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. По утверждению доктора психологических наук Т. А. Репиной, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируется не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга (у девочек при рождении меньше масса тела, рост, сердце; но через 4 недели они опережают мальчиков в развитии, начинают ходить и говорить раньше).
В исследовании Т.П. Хризман показала, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие к человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям.
По данным Т.М. Титаренко 1989г мальчики т девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы (девочки – лучше показатели в гибкости, равновесии, более развита мелкая моторика рук, раньше начинают читать; мальчики – быстрее бегают, прыгают, больше сила рук; отвлеченное мышление; преобладает абстрактное, «внесловесное» мышление; при решении арифметических задач присутствует логика)
Первичная половина социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу начинается с момента рождения. Уже к 3 годам дети знают, что девочкам следуют вести себя не так, как мальчикам.
От представления о содержания типичного для пола поведения, от возникновения предпочтения и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек личность, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте; а у мальчиков смелость, твердость, решительность, «рыцарское» отношение к представительницам противоположного пола, т.е предпосылки будущих женственности и мужественности. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, то, став взрослым человек, плохо справляется со своими социальными ролями.
1. Формирования половой идентичности «Я – образа».
2. Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию полов.
Работу по полоролевой социализации можно разделить на 3 раздела:
Мужчина и женщина, - какие они.
Я- мальчик, будущий мужчина; Я - девочка, будущая женщина.
Маленькие принцессы и маленькие рыцари.
Список литературы:
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. – Мальчики и девочки. Два разных мира. М.1998г
- Кудрявцева Е.А, Градусова Л.В.- Воспитание детей в игре. М. 1993г.
- Кон И.С. – Ребенок в обществе. М 1988г.
- Краснощекова Н.В – Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов –на-Дону 2006г.
- Филиппова С.О. –Мир движений мальчиков и девочек. СПб. 2001