12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александра19
Полугодовая диагностическая работа по обществознанию за 8 класс Спецификация 1.Назначение КИМ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 8 класса.

2.Документы, определяющие содержание КИМ.

Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов: Стандарт второго поколения. Примерные программы по предметам. Боголюбов Л.Н . Обществознание 5-9 классы., М.. Просвещение, 2010.

Учебник 8 класс. Под редакцией Боголюбова Л. Н. Обществознание. Базовый уровень. Москва «Просвещение» 2018г.

3.Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

4.Структура работы. В части 1 работы:

- задания 1-12 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в два блока-модулей. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;

-задания 13-16 направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.

В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит одно задание, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.



5.Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки.

Код

Проверяемые

элементы содержания

Код

Основные умения и способы действий

1

Личность и общество

   

1.1

.Общество как форма жизнедеятельности людей

1.1

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально- деятельное существо; основные социальные роли

1.2

Взаимодействие общества и природы

1.2

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

1.4

Биологическое и социальное в человеке

1.3

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

1.5

Личность

1.4

Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

2

Сфера духовной культуры

   

2.1

Сфера духовной культуры и ее особенности

1.5

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

2.2

Наука в жизни современного общества

1.6

Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

2.3

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

1.7

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)

2.4

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

   

2.5

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

   


Обобщённый план контрольных измерительных материалов для проведения полугодовой диагностической работы по обществознанию 8 класс

зада ния

Код КЭС

Код КТ

Уровень сложности

Максимальный балл за выполнение

Задания

1,2

1.1

1.1

Б

1

3,4

1.2

1.1

Б

1

5,6

1.4

1.6

Б

1

7,8

1.5

1.3

П

1

9,10

2.3

1.6

Б

1

11,

12

2.1

1.3

П

1

13

2.3

1.2

П

1

14

2.2,2.4

1.2,1.3

Б

2

15

1.2

1.3,1.7

П

1

16

2.2

1.2,1.3

П

1

17

1.5

1.3,1.4,1.7

В

3

Всего заданий:17

Время выполнения работы: 40-45 минут.

Максимальный первичный балл: 20 баллов.

6.Распределение заданий по уровню сложности.

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент от

максимального первичного балла

1.

Базовый

11

12

60%

2.

Повышенный

5

5

25%

3.

Высокий

1

3

15%

 

Итого:

17

20

100%

7.Шкала перевода первичных баллов в отметки

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-8

9-12

13-16

17-20


 


 


 

Полугодовая диагностическая работа № 1 (8 класс)

Вариант 1

1. Глобальная экологическая проблема выражается в

1) организации заповедников и заказников

2) распространении наркомании и алкоголизма

3) истощении природных ресурсов

4) угрозе новой мировой войны

2. К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования?

1) социальной

2) правовой

3) политической

4) духовной

3.И человек, и животное

1) передают культурный опыт последующим поколениям

2) отражают окружающий мир в сознании

3) заботятся о своём потомстве

4) оценивают себя и свои действия

4. Что является отличительным признаком морали?

1) отражает представления о добре и зле

2) эмоционально воздействует на человека

3) объясняет природные и общественные явления

4) обращается к сверхъестественным силам

5. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится

 1) гражданином

2) личностью

3) работником

4) индивидом

6. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

 1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

7. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Обществом можно назвать любую группу людей, объединённых совместной деятельностью.

Б. Обществом можно назвать население страны, континента, мира в целом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8.Верны ли следующие суждения о морали?

А. Моральные нормы возникли с появлением государства.

Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1) элитарной

2) народной

3) поп-культуре

4) массовой культуре

10.Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого, называется

1) обряд

2) ритуал

3) церемония

4) нравы

11.Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

Черты сходства

Черты отличия

       
1) возможность выбора профиля обучения

 

2) соблюдение правил поведения

3) возможность поступления в вуз

4) получение общего образования

14 Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) логичность и доказательство выводов 1) религия

Б) теоретически систематизированные 2) наука

взгляды на окружающий мир

В) вера в сверхъестественное

Г) строгое следование ритуалам

Д) объективное отражение действительности

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

15.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учёные-социологи провели среди горожан опрос: «Как Вы и Ваша семья участвуете в сохранении природной среды?». (Б) Для многих людей сохранение природной среды связано с озеленением своего населённого пункта и очисткой парков от мусора. (В) К сожалению, лишь немногие горожане используют экономичные бытовые электроприборы и сортируют бытовые отходы.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

 

 

16. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Юношам и девушкам задавали вопрос «Какое высшее образование, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения успеха?» (можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Престиж высшего образования в стране Z достаточно высок.

2) В стране Z созданы более благоприятные возможности для развития творческого потенциала юношей, получивших высшее техническое образование, чем девушек, получивших такое же образование.

3) В стране Z девушкам сложнее поступить в высшие учебные заведения, чем юношам.

4) Большинство опрошенных не связывают возможность достижения жизненного успеха с получением высшего образования.

5) Правительству страны Z следует принять меры для повышения потенциальных возможностей достижения успеха людьми, получившими военное образование.

17. Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>

Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. (По П. Смелзеру)

 Полугодовая диагностическая работа № 1 (8 класс)

Вариант 2

1. Общество в широком смысле слова означает

  1) естественную среду обитания человека

2) группу людей, объединённых общими интересами

3) стадию исторического развития народа

4) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем

2. Какие из пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов ис­поль­зу­ют­ся в первую очередь при опи­са­нии ду­хов­ной сферы общества?

  1) мораль, искусство

2) сво­бо­да слова, не­при­кос­но­вен­ность жилища

3) деньги, собственность

4) семья, этнос

3. Человека от животного отличает

  1) инстинкт самосохранения

2) использование природных объектов

3) стремление понять окружающий мир

4) способность приспосабливаться к условиям среды

4. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это

  1) духовные потребности

2) социальные потребности

3) физиологические потребности

4) потребности в безопасности

5. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как

  1) личность

2) администратора

3) интеллигентного человека

4) профессионала

6. К основным категориям нравственности относятся понятия

  1) причина и следствие

2) истина и познание

3) чувства и разум

4) честь и достоинство

7.Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

  А. Хозяйственная деятельность общества ухудшает природную среду.

Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества.

  1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о роли науки в со­вре­мен­ном мире?

  А. Вли­я­ние науки на об­ще­ствен­ное раз­ви­тие в со­вре­мен­ном мире понизилось.

Б. Со­вре­мен­ная наука вы­хо­дит за рамки от­дель­ных стран.

  1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

9. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) среднее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) начальное общее образование

10. Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

  1) хозяйственную

2) религиозную

3) семейную

4) политическую

11. Верны ли следующие суждения об искусстве?

  А. Искусство использует художественные образы.

Б. Существует много видов и жанров искусства.

  1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о религии?

  А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

  1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Инна учит­ся в 9 клас­се об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы, после сдачи вы­пуск­ных эк­за­ме­нов она пла­ни­ру­ет про­дол­жить обу­че­ние в стар­ших клас­сах своей школы, по­лу­чить сред­нее общее образование. Сравните две сту­пе­ни образования, упо­мя­ну­тые в усло­вии за­да­ния — ос­нов­ную школу и сред­нюю школу. Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт отличия.

  1) воз­мож­ность по­ступ­ле­ния в вуз

 

 

Черты сходства

Черты отличия

         
2) со­блю­де­ние в школе определённых пра­вил и традиций

 

3) углублённое изу­че­ние про­филь­ных пред­ме­тов и

элек­тив­ных курсов

4) вы­пол­не­ние до­маш­них заданий

14. Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 ПРИЗНАКИ

 

ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

А) вера в потусторонний мир

Б) плюрализм мнений

В) соблюдение определенного ритуала

Г) отражение личной позиции автора в произведении

 

1) религия

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

2) искусство

 

 15. Прочитайте приведённый текст, каж­дое положение ко­то­ро­го отмечено буквой.

 (А) Че­ло­век своей хо­зяй­ствен­ной деятельностью ак­тив­но вторгается в при­род­ную среду. (Б) К сожалению, с воз­рас­та­ни­ем масштабов этой де­я­тель­но­сти усиливается её от­ри­ца­тель­ное воздействие на при­род­ные процессы. (В) Че­ло­ве­ку стоит серьёзно за­ду­мать­ся о том, как сбе­речь условия для сво­е­го существования.

 

 

А

Б

В

 

 

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста:

 

  1) отражают факты

2) выражают мнения

16. В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1) Средняя школа нуждается в дальнейшей модернизации для повышения качества подготовки всех учеников.

2) Школьная подготовка, в глазах большинства россиян, более значима для человека, чем дальнейшее профессиональное образование.

3) Под влиянием появившихся в последние годы телефильмов, отрицательно изображающих школьные будни, значимость школьного образования снизилась.

4) В обществе растет понимание роли и значения школьного образования для будущего профессионального роста.

5) Школьное образование в сознании россиян устойчиво относится к важному социальному лифту.

17. Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.

Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

(По Н. Смелзеру)


 

Ключи

1 вариант

2 вариант

1

3

1

4

2

4

2

1

3

3

3

3

4

1

4

4

5

2

5

1

6

2

6

4

7

3

7

3

8

2

8

2

9

1

9

3

10

2

10

2

11

3

11

3

12

3

12

3

13

2413

13

2413

14

22112

14

1212

15

112

15

122

16

125

16

25

17.Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:

1. Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля.

2. Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.

Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерам

17. Позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано такими примерами:

1. Татьяна увлеклась просмотром телевикторины, к началу передачи она стала готовить различные справочники, чтобы отвечать на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно расширился.

2. Ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего

поколения к молодёжи.

3. Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей Отечества.

Влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано другими примерами.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.