Польза положительных рутин для детей с расстройством аутистического спектра.
Польза положительных рутин для детей с расстройством аутистического спектра.
Рутины - регулярные повторяющиеся действия. Такие действия имеют огромное значение для детей с аутизмом. Новые события часто могут стать источником тревоги у детей с РАС и отсюда следует выраженное стремление к постоянству. Так дети чувствуют себя увереннее и более защищенными в этом часто меняющемся мире.
Еще один факт в пользу рутин – это организация времени. Детям с РАС трудно организовать свою деятельность и игру, а рутины помогают создать структуру и предсказуемость в их жизни, что в свою очередь способствует их комфорту и саморегуляции.
Игры детей с аутизмом сводятся к однообразию и постоянству, поэтому, лучшее, что мы можем сделать, – это предотвратить формирование нефункциональных паттернов поведения и помочь сформировать позитивные виды деятельности.
Затрагивая вопрос формирования рутин, стоит отметить, что их проще всего формировать в повседневной деятельности – родителям, когда проводят время вместе с ребенком или в детском саду во время режимных моментов.
Что может быть рутиной?
-ежедневная игра на совместное внимание или совместное внимание с предметом;
-какая-либо совместная деятельность взрослого и ребенка;
-ежедневные ритуалы (отход ко сну, прием пищи, гигиенические навыки).
Если такой рутины нет, то ее можно сформировать. Почему это важно:
-игра становится знакомой, понятной и предсказуемой для ребенка. И детям с РАС так проще получить удовольствие от процесса игры;
-рутина помогает обучать. Любая игра, которая становится постоянной и предсказуемой, быстрее заинтересует ребенка и в процессе игры можно ее усложнять, добавлять новые элементы;
-рутина может стать мотиватором и любимым видом деятельности, отдыха, переключения внимания;
-рутины в повседневной жизни упорядочивают деятельность и создают опорные точки в режиме дня, которые точно не изменятся;
-рутины развивают речь и способствуют самостоятельности ребенка: во время игры можно задавать вопросы, спрашивать «Еще?» или «Все?», добавлять новые слова, которые, возможно, ребенок потом повторит. Любая рутина предполагает повторение и постепенно можно предоставить инициативу ребенку, чтобы он или она сам/сама начали игру или выполнили изученную совместную деятельность самостоятельно или с другими людьми/детьми.
Любой навык можно разбить на небольшие шаги. Именно так и формируется рутина. Ниже будет приведена инструкция фонда «Обнаженные сердца» создать ежедневную повторяющуюся деятельность.
Пошаговая инструкция для создания домашней рутины:
Шаг 1
Определите каждый этап задачи, которую вы хотите поставить перед ребенком, и запишите их.
Пример: задача – подготовиться ко сну.
Этапы выполнения задачи:
Почистить зубы
Умыть лицо
Прочитать одну сказку на ночь
Выключить свет
Шаг 2
Создайте из этих шагов расписание.
Шаг 3
Используйте таймеры и будильники, чтобы дать сигнал для начала расписания или чтобы отвести под один этап определенное время.
Пример: поставьте будильник на семь часов вечера, чтобы ваш ребенок слышал сигнал и понимал, когда должна начинаться его рутина отхода ко сну. Используйте таймер, чтобы убедиться, что ребенок чистит зубы полные две минуты.
Шаг 4
Сверяйтесь с расписанием во время выполнения рутины. Хвалите ребенка за выполнение каждого этапа.
Пример: подскажите вашему ребенку показать на этап в визуальном расписании, пока он выполняет его. По мере завершения заданий дайте ребенку описательную похвалу, например: «Молодец, что почистил зубы сам».
Шаг 5.
Будьте последовательны. Ежедневно выполняйте каждый этап рутины.
Пример: завершайте рутину отхода ко сну каждый вечер.
Независимо от того, какую рутину вы решили установить дома, помните, что ребенку нужно время, чтобы освоить ее.
Не пытайтесь ввести сразу много рутин, выбирайте одну игру или деятельность и сделайте ее рутиной. А затем можно переходить к другой.
Таким образом, для детей с аутистическими расстройствами рутина – еще одно средство для развития и обучения. Не стоит недооценивать роль простых повседневных действий, главное, чтобы они были продуманы и структурированы.
Литература:
1.Шиповникова Т. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра / Т. Шиповникова, И.Марков, Н. Челмакина и др. – фонд «обнаженные сердца», 2020. – 134 с.
2.Фонд «Обнаженные сердца». Зачем детям с аутизмом нужны рутины дома [Электронный ресурс] /Сайт фонда «Обнаженные сердца» — Режим доступа: https://nakedheart.online/articles/zachem-detyam-s-autizmom-nuzhny-rutiny-doma, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.