«Поможем жителям Фиолетового леса» организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми группы общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
Тема: «Поможем жителям Фиолетового леса»
организованная образовательная деятельность
по формированию элементарных математических представлений
с детьми группы общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет
Павлова Наталья Викторовна,
воспитатель,
высшей квалификационной категории
Моршанск
2025
Цель: развитие элементов логического мышления, творческого воображения математических представлений и познавательной активности у старших дошкольников посредствам использования игр В. В. Воскобовича.
Задачи:
Образовательные
1. Продолжать знакомить детей с сенсорной развивающей средой В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес»
2. Закрепить навыки счёта до 10.
3. Закрепить знания о получении дополнительных цветов из четырех основных.
4. Формировать на уровне образа представления о геометрических фигурах (квадрат, треугольник).
5. Дать знания о пятиугольнике и многоугольниках.
6. Учить соотносить целое и части.
6. Обучить детей моделировать предметы из заданного количества деталей по образцу.
Развивающие
1. Развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико-математических игр В. В. Воскобовича.
2. Развивать конструктивные и творческие способности.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
1. Воспитывать самостоятельность детей, умение находить свои способы решения поставленных задач.
2. Стимулировать эмпатийные переживания, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»
Оборудование: аудиозаписи, ноутбук;
учебно-наглядные пособия В. В. Воскобовича:
- «Волшебный квадрат»
- пособие «Геоконт»;
- «Чудо-цветик»;
- Кораблики «Брызг-Брызг»;
-«Фиолетовый лес» и его жители
Задействованные области Фиолетового леса: Чудесная Поляна Золотых Плодов, Озеро Айс, Поляна Чудесных Цветов, Остров Геометрических фигур.
Методы и приемы:
- использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация презентации;
- поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
- создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
Ход образовательной деятельности.
Организационный этап.
Ребята, сегодня нас ждет волшебная сказка, увлекательные задания и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Воспитатель. Нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем его
Звуковое письмо: «Дорогие друзья! Обращается к вам Мальчик Гео. Я живу в Фиолетовом лесу и помогаю жителям получать новые знания с помощью Большого Дерева Знаний. Но вчера на наш лес налетел сильный ветер, сорвал все плоды с Большого Дерева Знаний и плоды разлетелись по фиолетовому лесу. Ребята, помогите, пожалуйста, собрать потерянные плоды Большого Дерева Знаний»
Воспитатель. Подумайте, как мы можем помочь?
(Надо отправиться в Фиолетовый лес и найти плоды знаний)
Воспитатель. На чём можно отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
Воспитатель. А на чем мы с вами отправимся в Фиолетовый лес, вы узнаете отгадав загадку
Загадка:
Птица по небу летит, но крылом не шевелит.
Замечательный полёт совершает … (самолёт)
Воспитатель. Ребята, Ворон Мэтр прислал нам Волшебные квадраты. Сделаем из них себе самолет.
Дети встают за столы, собирают самолет по схеме
(Звук взлета самолета)
Воспитатель.
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели
(вращение руками, согнутыми в логтях)
Руки в стороны – в полет
(стойка ноги врозь, руки в стороны)
Отправляемся в полет.
Правое крыло вперед,
(Поворот вправо)
Левое крыло вперед,
(Поворот влево)
Раз, два, тир, четыре
Полетел наш самолет.
(Легкий бег в разных направлениях)
Содержательный этап.
Воспитатель. Прилетели, приземлились. Посмотрите, мы оказались с вами в Фиолетовом лесу. Как тут красиво и интересно. А вот и Ворон Мэтр. Он дарит нам один ПЛОД ЗНАНИЙ.
Воспитатель. Ребята, каких еще необычных жителей Фиолетового леса вы видите? (ответы детей)
Воспитатель. Правильно это - гномы.
Ребята, они какие-то грустные потому, что поссорились. Кохле, Желе и Си стали хвастаться, что в Фиолетовом лесу для них всегда найдутся листочки их любимых цветов – красного, желтого, синего. «Ох» - сказал Охле, «Фи» - ответил Фи. Расстроились Охле и Фи. И тут, гном Зеле сказал, что если бы у него не было листочка зеленого цвета, он бы сделал его из листочков двух других цветов. Подумайте из листочков какого цвета можно получить зеленый цвет? (ответы детей)
Воспитатель. Проверим. Смешаем желтый и синий цвет. Получилось? (Воспитатель смешивает желтый и синий цвет). Из листочков какого цвета можно сделать листик для гнома Охле?
(Ответы детей)
Из каких листочков получим листик для гнома Фи?
Воспитатель. Ребята посмотрите наши гномы стали весёлыми, мы помогли, им найти свои лепестки и подружиться. И они нам дают еще один ПЛОД ЗНАНИЙ.
Прикрепите плод знаний на дерево.
Воспитатель. Отправляемся дальше. Перед нами остров – геометрических фигур. Что бы дальше нам пройти нужно выполнить задания ПАУКА ЮКа, а ответы изобразить на «Геоконте».
Проходите за столы
Пальчиковая гимнастика:
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке
Воспитатель. Теперь задания Паука Юка
Нам нужно натянуть паутинку на три гвоздика. Какая геометрическая фигура получилась? (Треугольник.)
Перекиньте паутинку с одного гвоздика (с любого) на другой ещё раз.
Какая геометрическая фигура получилась? (Треугольник.)
Что у них общего? (Каждый треугольник имеет три стороны, три угла.)
Как получить четырёхугольник? (Зацепить паутинку ещё за один гвоздик) Почему она так называется?
А теперь зацепите паутинку за пять гвоздиков. У нас получилась фигура, которая называется пятиугольник. Подумайте почему она так называется? У нее пять углов и пять сторон.
Все эти фигуры называются многоугольники. Какие многоугольники
вы знаете? Как называются эти фигуры одним словом? (ответы детей)
Воспитатель. Задание мы выполнили, молодцы. Паук Юк подарил нам еще один ПЛОД ЗНАНИЙ. Пойдемте дальше. На пути у нас озеро Айс. Кто нам поможет его переплыть? (ответы детей)(Капитапн Гусь и лягушата)
Воспитатель. Капитан Гусь дает команду: «Матросы, прошу пройти к своим корабликам».
Воспитатель. Рассмотрим наш кораблик. Ребята посмотрите у кораблика есть палуба, мачты.
Воспитатель. У каждой мачты есть цифры. Назовите их. (ответы детей).
-Одинаковые ли мачты по высоте? (Разные) Назовите их. (ответы детей) самая низкая
низкая
ниже средней
средняя
выше средней
высокая
самая высокая
Сосчитайте мачты на корабле. (На корабле семь мачт)
Воспитатель. Какого цвета флажки на средней мачте? Сколько их? (ответы детей)
Воспитатель. Покажите низкую мачту. Сколько на ней флажков? Какого он цвета? (ответы детей)
Но вот подул сильный ветер и сдул флажок с первой мачты и т. д. Посчитайте сколько флажков осталось. Вернем все флажки на место.
Воспитатель. Корабль готов в плаванье.
И Капитан Гусь дарит нам ПЛОД ЗНАНИЙ. Отправляемся!
Дети имитируют движения кораблика по волнам по музыку.
«Отважный кораблик
Плывёт по волнам.
Лягушки — матросы,
А Гусь — капитан.
Матросы, забыв,
Про усталость и скуку,
В пути изучают математическую науку».
Воспитатель. Вот ребята мы приплыли, перед нами поляна Чудесных цветов. Девочка Долька на ней живёт. Она веселая и легкая так как у неё есть звери друзья. Но почему то, она сейчас одна без своих друзей. Злой ветер заколдовал их, сделал невидимыми. Как вы думаете, как нам помочь Дольке?
(ответы детей)
Воспитатель. Дети проходите за столы.
Воспитатель. У нас есть волшебные лепестки. Какого цвета лепестки?(ответы детей)
Давайте рассмотрим каждый лепесток. Придумаем им название. Смотрите, это один лепесток назовем его однодолька? (Один) А здесь сколько лепестков? (Два) Как мы назовем его? (двудолька). Найдите, где три лепестка. Как мы его назовем? (трехдолька). А здесь сколько лепестков? (четыре) Мы его назовем четырехдолька. А теперь попробуем собрать целый цветок из наших лепестков. Какие лепестки вы использовали? Молодцы.
Воспитатель. А теперь Чудо-Цветик вы возьмите, и зверей по схеме соберите.
Воспитатель. Ребята, назовите какие звери у вас получились?
(Лошадь, собака, зайчик, птичка, лягушка, бабочка, черепаха).
Молодцы вы расколдовали всех друзей. И девочка Долька дарит нам ещё один ПЛОД ЗНАНИЙ.
Воспитатель. Ребята, мы прошли все испытания и собрали недостающие плоды Большого Дерева Знаний.
Звуковое письмо: «Как здорово, что все плоды нашлись! Ребята, раз вы смогли собрать все-все плоды, значит вы много знаете и умеете. Спасибо большое вам, ребята!»
Воспитатель. Асейчас нам пора возвращаться в наш детский сад, наверняка нас игрушки уже заждались!
Физминутка.
Самолет летит, самолет гудит.
Левое крыло вперед,
Правое крыло вперед,
Прилетел нас самолет.
Воспитатель. Мы оказались опять в нашем садике.
Заключительный этап
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие
Где мы с вами побывали?
Какие задания мы выполняли? (ответы детей)
Что вам понравилось в путешествие больше всего?
О чём вы расскажете сегодня вашим мамам и папам?
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье –
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Ребята, большое вам спасибо, вы молодцы.