Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе: Формирование элементарных математических представлений: «Помощь Дим Димычу»
Непосредственно образовательная деятельность.
Формирование элементарных математических представлений: «Помощь Дим Димычу».
Подготовительная группа.
Подготовила воспитатель: Н. А. Титкова
Цель: создать условия для совершенствования математических представлений.
В группу заходят дети.
Задачи: 1. упражнять в понимании отношений между числами натурального ряда ( в задании с магазином, когда нашли 6 рублей, а за апельсин надо 4).
2. продолжать учить составлять и решать задачи на сложение в пределах 10 ( задача про яблоки).
3. Закреплять представления о монетах достоинством 2 и 1 рубль.
4. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (графический диктант).
5. Совершенствовать знания последовательности дней недели (словесная игра : « Какой сегодня день»).
6. Развивать внимание, логическое мышление.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите к нам пришли гости! Давайте поздороваемся!
Дети:- Здравствуйте!
Раздаётся стук в дверь, заходит Ирина Александровна, здоровается и говорит :- Ребята, вы подготовительная группа?
Дети: -Да!
Ирина Александровна:- Вам пришла посылка и письмо!
Воспитатель:- Спасибо!
- Давайте, посмотрим, что там такое нам принесли!?
Дети:- Давайте!
Воспитатель посылку кладёт на стол, открывает письмо, читает : «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Дим Димыч. Мне пришла посылка с очень важной инструкцией которая хранится на диске для компьютера. Без которой мой друг компьютер не работает. Но в спешке я потерял пароль от замка на посылке, чтоб открыть эту посылку и достать диск с инструкцией. Вот пишу вам, чтобы попросить вас помочь мне её открыть. Вы ребята внимательные, умные, смелые – вы справитесь! Вы мне поможете?»
Дети: - Да, поможем!!
Воспитатель:- Какие отзывчивые у меня ребята.
Воспитатель:- «Ребята, а Что потерял Дим Димыч? (пароль). Для чего нужен пароль? (для того чтобы открыть коробку)А что такого важного в коробке?(диск с инструкцией) А для чего он нужен? ( для работы компьютера). Ну, значит, будем помогать?
Дети: Да!
Рассматриваем коробку. Ребята, смотрите на коробке висит кодовый замок. А мы знаем, что код состоит из цифр. Ребята, а сколько там цифр? Что нам надо сделать, чтобы это узнать?
Дети:- Посчитать! (4 цифры)
Воспитатель:- Значит заданий будет столько, сколько цифр в коде , читаем дальше письмо: «Первое задание вы получите, отгадав загадку, а все остальные задания будут появляться только после выполнения предыдущего». – Ну что вы готовы?
Дети: - Да!
Загадка: - Яблочки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
( Ответ: 7)
Воспитатель:- Ребята, какой ответ у вас получился?
Дети:- 7!
Воспитатель:- Правильно. Ребята, а вам эта загадка ничего не напоминает? Мне кажется, что она похожа на задачу?
Дети:- Да!
Воспитатель:- А чем она похожа на задачку?
Дети:- В ней есть условие, вопрос, решение и ответ. Воспитатель предлагает детям составить и решить задачу , в которой ответ будет 7. ( 7 яблок )
Какое условие в этой задаче? Слушайте ещё раз внимательно!
- Яблочки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных, - Сколько румяных и наливных 5! Значит сколько яблок мы поставим (5). Отлично, Слушайте дальше - Два с кислинкой.
Что нам надо сделать – поставить ещё 2 яблока. И вопрос какой ? - Сколько их?- Правильно! А как надо узнать сколько всего яблок? Посчитать, а как мы будем считать ( сложить все яблоки), а какой знак мы должны поставить ? (+) И какое решение у нас получается - 5+2=7 Правильно! Какой ответ у нас получился? ( 7)
Воспитатель:- Молодцы ребята! Вот наша цифра у меня в письме, читаем дальше:- Вы открыли цифру 7, а что вы знаете о ней?
Воспитатель:- А, правда, что мы знаем об этой цифре? Чего на свете бывает 7?
Дети:- Цвета радуги, волк и семеро козлят, белоснежка и семь гномов, цветик- семицветик, дни недели.
Воспитатель:- Молодцы, давайте вспомним дни недели:
Какой сегодня день недели?
Какой день недели идёт после среды?
С какого дня начинается неделя?
Как называется пятый день недели?
Назовите выходные?
Воспитатель:- Молодцы, ребята! Давайте мы нашу волшебную цифру 7 запишем в наш пароль! Читаем дальше наше послание: «Следующее задание вы узнаете когда выполните следующее упражнение : Встань лицом перед гостями
Сделай движение ногами (марш)
Руки к солнцу поднимай
Ими резво помахай
Развернись опять к стене
И найди письмо в столе.
Воспитатель:- Ну, что, нашли? (Да)
Нашли читаем: «Ты садись скорей дружок за свой любимый карандаш, коль постараешься, найдёшь ещё один подсказ!» - Что нам надо ребята сделать? ( сесть)
Воспитатель: - Ребята, проходите, садитесь на свои места! Сели ровненько, спинки прямо, ножки вместе, глазки на меня.
Дети садятся за столы и выполняют графический диктант : от начальной точки- 4 клетки наискосок вверх вправо- отсчитали ставим точку и соединяем линией, -10 клеток вниз- отсчитываем 10 клеток вниз и соединяем линией,4 клетки вправо- отсчитываем 4 клетки в право и соединяем линией, 4 клетки влево- отсчитываем 4 клетки влево и соединяем.
Воспитатель: - Ну, что у вас ребята получилось?
Дети:- Цифра 1!
Воспитатель:- Молодцы! Давайте мы её запишем в пароль. Продолжаем дальше (беру карточку с цифрой один и читаю задание) :-Вы конечно молодцы, но сможете ли вы найти Клад!!!»
Дети:- Конечно, сможем!
Воспитатель:- Для этого вам надо будет посчитать! Я вам приготовил примеры (на листе А4) вешаю их на доску
На доске написаны примеры: На столах математические наборы: я решаю на доске, дети с помощью счётных палочек. И так, какое первое число, столько палочек и выкладываем, молодцы, знак какой у нас стоит +, значит нам надо прибавить, второе число какое, столько и прибавляем.
4+5=9
3+6=9
7+2=9
8+1=9
Воспитатель:- Молодцы, какой знак у нас во всех примерах стоит (+),какое число у нас получилось во всех примерах?
Дети:- 9.
Воспитатель: - Молодцы, и у нас получается ещё одна цифра- 9, записываем её.
-Ну что ребята, у нас осталась ещё одна не разгаданная цифра в коде. Продолжаем? - Вокруг себя ты повернись, влево, вправо покрутись и прямо посмотри! (шкатулка у меня в руках)
Воспитатель:- Шкатулку открываем, о- го какой у нас клад!! Ребята, что это?
Дети: деньги.
Воспитатель: А какие виды денег берут с собой в магазин, чтобы купить товар? ( купюры и монеты) А какие мы нашли?( монеты)
Рассматриваем монеты. – Какого достоинства наши монеты? (2, 2, 1,1 рубли).
Воспитатель:- Интересно, какое у нас следующее задание, так посмотрим (беру 2 и читаю) : «- Здесь заданье не простое! сходить вам надо в магазин, купить вам надо апельсин!»,
- Ну, что пойдёмте в магазин? (пришли).
- Ребята, деньги же мы с вами нашли?
Дети:- Да!
Воспитатель:- Сколько всего монет у нас получилось?(считаем монеты).
Дети:- 6.
Воспитатель:- Правильно, а сколько стоит апельсин?
Дети: -4 рублей.
Воспитатель:- А монет у нас больше, чем стоит апельсин? А насколько больше?
Дети:- На 2 рубля.
Воспитатель:- Правильно. Ребята, а монеты каким достоинством мы с вами выберем, чтоб заплатить за апельсин?
Дети:- 2,2 или 2,1,1.
Воспитатель:- Правильно, оставшуюся монетку мы оставим с вами на память о Дим Димыче, вы согласны?
Дети:- Да!
Воспитатель:- Цифра 4 это наша цифра для пароля, давайте запишем её. Ребята, смотрите, мы с вами вписали все цифры для пароля, попробуем открыть?
Дети:- Да!
Открываем посылку, достаём диск .
Воспитатель:- Ну, что, ребята мы свами справились?
Дети:- Да!
Воспитатель:- Ребята, я предлагаю положить этот диск в конверт и отправить его Дим Димычу, чтобы он смог, наконец- то починить своего друга - компьютер.
Кладём диск в конверт. А ещё ребята я вам предлагаю записать аудиозапись на диктофон и рассказать Дим Димычу как мы искали код? Согласны?
Записываем: - Дим Димыч у ребят получилось разгадать пароль и открыть посылку в которой лежит диск с инструкцией. Теперь твой друг компьютер с тобой! Но пароль был зашифрован в заданиях: - ребята расскажите Дим Димычу какие задания мы выполняли.