Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет «Путешествие в космос»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» № 6 «Рябинка»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических
представлений для детей 5 – 6-ти лет
«Путешествие в космос»
Автор-составитель:
Пахомова Н.В.
воспитатель,
1 кв. категория
Моршанск
Цель: развитие математических представлений и познавательных процессов.
Задачи:
Образовательные:
закрепить счёт в пределах 10 (прямой и обратный);
продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел;
совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги;
продолжать учить решать логические задачи, группировать предметы по нескольким признакам;
учить правильно отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?»;
упражнять в умение уравнивать группы предметов разными способами (добавляя к меньшему один или убирая из большего количества один предмет);
закреплять способы и приемы рисования восковыми мелками;
Развивающие:
развивать речь, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук;
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающему,
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественное - эстетическое развитие».
Оборудование: мультимедийная презентация, плоские геометрические фигуры, обручи, цветные карандаши и голубые листы (на каждого ребенка), цветные восковые мелки, мелкая наждачная бумага.
Организованная образовательная деятельность
Организационный момент.
Мы – дружные ребята,
Возьмёмся за ладошки,
Подарим мы друг другу
Любви, тепла немножко.
(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)
Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).
На экране появляется звездочет
Звездочет: Здравствуйте ребята! Сегодня на небе исчезли все звезды. Помогите мне звезды отыскать, да на небо вернуть.
Воспитатель: Ребята согласны помочь звездочету?
Дети: Да.
Воспитатель: Но для этого нам надо отправиться в космос. А на чем можно полететь в космос?
Дети: На ракете.
Воспитатель: А как называется, человек, который управляет ракетой?
Дети: Космонавт.
Воспитатель: Сегодня мы с вами станем космонавтами. Но чтобы космонавтом стать, нужно очень много знать. Ну что готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда проведем разминку.
Игра «Закончите предложение».
Самолёт летит высоко, а ракета ……..(выше)
Велосипед едет быстро, машина…..(быстрее)
Машина тяжёлая, а трактор………(тяжелее)
Если верёвка толще нитки, то нитка (тоньше верёвки).
Если сестра старше брата, то брат (младше сестры).
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (короче линейки).
Воспитатель: Молодцы! Подойдите к экрану, посмотрите и скажите:
-Какие цифры пропущены в каждом ряду?
-Назовите соседей числа…
-Назовите соседей числа…
-Назовите соседей числа…
Воспитатель: Молодцы ребята вы все зачислены в космонавты.
(Воспитатель раздает эмблемы).
Воспитатель: Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
И вам сейчас предстоит потрудиться выложить ракету из геометрических фигур.
- Посмотрите внимательно на образец, запомните, из каких фигур состоит наша ракета. А теперь, выложите точно такую же ракету из геометрических фигур.
(Дети выкладывают ракету на полу по схеме)
Проверка
Воспитатель: Из каких фигур состоит наша ракета?
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам занять места на ракете. Пристегните ремни, выпрямите спинки. Начинаем отсчёт пуска ракеты 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 –полетели.
Воспитатель: Наш корабль вышел на орбиту. Космонавты будьте внимательны.
В левом верхнем углу Мы видим Нептун, обозначьте его синим кружком. В нижнем левом углу мы видим, как пролетает комета – коричневый круг. В правом верхнем углу, Мы видим полярную звезду – голубой круг; в правом нижнем углу я вижу планету Марс, обозначьте его красным кружком. В центре всех планет находится Солнце, обозначим его желтым кружком.
Воспитатель: Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
На экране появляется образец. Дети сравнивают свои работы с образцом.
А теперь немного отдохнем.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
Трудно здесь передвигаться,
Мы шагаем очень плавно.
Наклоняемся вперёд
И по кругу поворот.
Непослушными руками
Наше тело раскачали.
Влево - раз, вправо - два, выше – три.
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем
Воспитатель: Ребята посмотрите, что здесь изображено.
Дети: Солнце и планеты.
Воспитатель: Правильно. Солнце и планеты – это солнечная система. И все планеты вращаются вокруг солнца на своей орбите. Посчитайте, сколько планет вращается вокруг Солнца? (9 планет). А какие планеты вы знаете?
- На каком месте от солнца находится планета Земля?
- На каком месте от солнца находится планета Сатурн?
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: В космосе не только звезды и планеты, но бывает и метеоритный дождь, который состоит из осколков погибших планет. Перед нами лежат осколки метеоритов. Чем они отличаются?
Дети: Они отличаются цветом, формой, размером.
Воспитатель: Давайте соберем осколки от метеоритов. В синий обруч положить все голубые круглые осколки, а в розовый обруч положить все красные квадратные осколки. Все оставшиеся метеориты уберём и в синий и в розовый обруч.
Воспитатель: Почему вы положили красные осколки в розовый обруч?
Дети: Мы положили красные осколки в розовый обруч, потому что они квадратной формы.
Воспитатель: Осколки, какой формы лежат в синем обруче?
Дети: В синем обруче лежат камни круглой, треугольной, прямоугольной формы.
Воспитатель: Осколки, какого цвета, формы лежат и в синем и розовом обруче?
Гимнастика для глаз. «Полетела комета»
Дидактическое упражнение «Звезды и спутники»
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что вы видите?
/Ответы детей: звезды, спутники /
Воспитатель: Как узнать, какое количество звезд и спутников мы видим, что нужно сделать?
/Ответы детей: нужно посчитать/
Воспитатель предлагает одному из детей посчитать звезды, другому - спутники. Затем дети сравнивают, чего больше (меньше, насколько одних предметов больше (меньше), чем других;
Воспитатель: Как сделать, чтобы всех предметов стало поровну, по семь? /ответы детей: добавить один спутник/
Щелчок по слайду: появляется спутник.
Воспитатель:А как сделать, чтобы спутников и звезд стало поровну, по шесть?
/ответы детей: убрать одну звезду/
Щелчок по слайду: исчезает спутник. Щелчок по слайду: исчезает звезда.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы справились с этим заданием. Но мы не как не можем найти звезды, а я хочу предложить вам их нарисовать.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)
Рисование восковыми мелками на наждачной бумаге. «Звезды»
Воспитатель: Положите свои рисунки на стол. Посмотрите, сколько у нас зажглось звезд. А нам пора возвращаться. Начинаем отсчет: 1, 2, 3...
Звездочет: Спасибо вам, ребята! Теперь уж я их не упущу, а вы сможете за ними наблюдать каждый вечер, если на небе не будет туч.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие?
А где мы сегодня с вами побывали? Что мы с вами делали?