Портрет выпускника XXI века в призме развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
«Система обучения XXI века: опыт прошлого – реализация в будущем»
Тема: «Портрет выпускника XXI века в призме развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Воложина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы.
Volozhina Irina Vasilievna, teacher of Russian language and literature.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Олекминска,
Республики Саха (Якутия), Россия.
Municipal budget educational institution "Secondary School No. 2",
Olekminsk, Sakha Republic (Yakutia), Russia
Аннотация. Все вокруг меняется, прогрессирует. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики, а также с социально-психологическими изменениями самого человека. И для того, чтобы подрастающее поколение всегда оставалось востребованным и успешным в быстроменяющемся мире, педагогическое сообщество страны внедряет в российское образование понятие «функциональной грамотности». Это понятие и раскрывается в данной статье на примере практического опыта автора.
Annotation. Everything is changing, progressing. This is due to the emergence of new technologies, new professions, economic spheres, as well as socio-psychological changes of the person himself. And in order for the younger generation to always remain in demand and successful in a rapidly changing world, the pedagogical community of the country is introducing the concept of "functional literacy" into Russian education
Ключевые слова: функциональная грамотность, практическая значимость, навыки, методы и приемы обучения.
Keywords: functional literacy, practical significance, skills, teaching methods and techniques.
Сегодня в педагогическом мире широко культивируется понятие «функциональная грамотность», которое понимается как «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Само понятие возникло еще в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя наличие элементарных навыков – умение читать, писать и считать, которые должны были помогать взрослому человеку успешно справляться с возникающими жизненными ситуациями. Но окружающий мир изменился. Он больше не аналого-текстологический, как это было 20-30 лет назад, ему на смену пришло визуально-цифровое интернет-пространство.
Поэтому и понятие «функциональная грамотность» (ФГ) сегодня имеет несколько видов – математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление. А мы знаем, что современный человек должен уметь приспосабливаться к быстроменяющемуся миру, от него требуются умения критически мыслить, работать в команде, легко общаться, уметь креативно думать и действовать. Приобрести или развить все эти навыки может помочь учитель, путем использования практико-ориентированных заданий при системно-деятельностном подходе на всех этапах урока.
Например, на уроках и русского языка и литературы можно использовать практико-ориентированный приём «Идеальное домашнее задание». Оно заключается в том, что учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности – задание по выбору, например, упражнения... В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки. Также можно использовать на уроках приём «Пишем книгу». Это задание может звучать таким образом, например, нужно написать научно-популярную книгу для детей младшего школьного возраста своими словами. Форма работы: групповая. Каждая группа пишет отдельную главу с рисунками и схемами. Далее дети составляют презентацию книги с приглашением детей.
Практико-ориентированным приёмом-заданием можно считать и всем известный «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания очень просты. Итак, первая строчка – название темы в одном слове (чаще всего это существительное). Вторая строчка – описание темы в двух словах (используются прилагательные или причастия). Третья строчка – описание действия в трёх словах (при этом в ход идут глаголы или деепричастия). Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Например, синквейн по теме «Существительное»:
Существительное.
Всякое, различное.
Меняется, совпадает, характеризуется.
Изучается в книжках и учебниках.
Знания.
При выполнении практико-ориентированных заданий в процессе поиска решений ребятам придется найти и изучить определённый объем информации, который может быть в виде текста, схемы, таблицы, алгоритма и другое. В зависимости от поставленных перед ними задач, информацию необходимо обработать: интерпретировать, отобрать важную, оценить степень её достоверности. Поэтому перед ребятами возникает необходимость обращаться к разным источникам: словарям, сайтам, другим людям и другое.
При этом подразумевается, что ученик, понимая практичность приобретаемых знаний в школе, будет легко применять их для решения любых жизненных ситуаций в быстроменяющемся мире, а при их нехватке легко сможет самостоятельно восполнить свои пробелы в знаниях из самых разных источников. Последний указанный навык говорит о развитом навыке самообразования школьника, который всегда идет в ногу с любознательностью, настойчивостью, инициативностью, способностью адаптироваться. Все перечисленное и становится первостепенной задачей современного учителя для на каждом уроке, т.е. систематически.
Таким образом, реалии современного образования требуют от учителя-предметника успешного формирования функциональной грамотности школьника, путем внедрения в образовательный процесс эффективных, практико-ориентированных методов и приемов обучения с системно-деятельностным подходом обучения.
Использованная литература:
www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227462-...ktiko-orientirovanny
infourok.ru/funkcionalnaya-gramotnost-kak-cel-i-re...ovaniya-5519916.html
www.1urok.ru/categories/14/articles/21775
http://scl9.com/category/finansovaya-gramotnost/