12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина Васильевна538 Мама. Жена. Учитель. Активист. Россия, Саха (Якутия) респ., Олекминск Материал размещён в группе «Анализ работы педагога.» |
«Портрет выпускника XXI века в призме развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью
Тема: «Портрет выпускника XXI века в призме развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Воложина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы.
Volozhina Irina Vasilievna, teacher of Russian language and literature.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Municipal budget educational institution "Secondary School No. 2",
Olekminsk, Sakha Republic (Yakutia), Russia
Аннотация. Все вокруг меняется, прогрессирует. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики, а также с социально-психологическими изменениями самого человека. И для того, чтобы подрастающее поколение всегда оставалось востребованным и успешным в быстроменяющемся мире, педагогическое сообщество страны внедряет в российское образование понятие «функциональной грамотности». Это понятие и раскрывается в данной статье на примере практического опыта автора.
Annotation. Everything is changing, progressing. This is due to the emergence of new technologies, new professions, economic spheres, as well as socio-psychological changes of the person himself. And in order for the younger generation to always remain in demand and successful in a rapidly changing world, the pedagogical community of the country is introducing the concept of "functional literacy" into Russian education
Ключевые слова: функциональная грамотность, практическая значимость, навыки, методы и приемы обучения.
Keywords: functional literacy, practical significance, skills, teaching methods and techniques.
Сегодня в педагогическом мире широко культивируется понятие «функциональная грамотность», которое понимается как «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Само понятие возникло еще в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя наличие элементарных навыков – умение читать, писать и считать, которые должны были помогать взрослому человеку успешно справляться с возникающими жизненными ситуациями. Но окружающий мир изменился. Он больше не аналого-текстологический, как это было 20-30 лет назад, ему на смену пришло визуально-цифровое интернет-пространство.
Например, на уроках и русского языка и литературы можно использовать практико-ориентированный приём «Идеальное домашнее задание». Оно заключается в том, что учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности – задание по выбору, например, упражнения... В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки. Также можно использовать на уроках приём «Пишем книгу». Это задание может звучать таким образом, например, нужно написать научно-популярную книгу для детей младшего школьного возраста своими словами. Форма работы: групповая. Каждая группа пишет отдельную главу с рисунками и схемами. Далее дети составляют презентацию книги с приглашением детей.
Практико-ориентированным приёмом-заданием можно считать и всем известный «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания очень просты. Итак, первая строчка – название темы в одном слове (чаще всего это существительное). Вторая строчка – описание темы в двух словах (используются прилагательные или причастия). Третья строчка – описание действия в трёх словах (при этом в ход идут глаголы или деепричастия). Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Например, синквейн по теме «Существительное»:
Существительное.
Всякое, различное.
Меняется, совпадает, характеризуется.
Изучается в книжках и учебниках.
Знания.
При выполнении практико-ориентированных заданий в процессе поиска решений ребятам придется найти и изучить определённый объем информации, который может быть в виде текста, схемы, таблицы, алгоритма и другое. В зависимости от поставленных перед ними задач, информацию необходимо обработать: интерпретировать, отобрать важную, оценить степень её достоверности. Поэтому перед ребятами возникает необходимость обращаться к разным источникам: словарям, сайтам, другим людям и другое.
Таким образом, реалии современного образования требуют от учителя-предметника успешного формирования функциональной грамотности школьника, путем внедрения в образовательный процесс эффективных, практико-ориентированных методов и приемов обучения с системно-деятельностным подходом обучения.
Использованная литература: