Дополнительная общеразвивающая программа «Послушайте» по культурному развитию
Содержание программы
№№ Название Номер
п/п Страницы
1. Краткая аннотация………………………………………………………... 2
1.1 Пояснительная записка ………………………………………………….2
1.2. Новизна данной дополнительной образовательной программы ……. 3
1.3. Актуальность ……………………………………………………………4
1.4. Педагогическая целесообразность …………………………………….4
1.5. Отличительные особенности программы ……………………………. 5
1.6. Цель и задачи программы ……………………………………………. 6
1.7. Формы и режим занятий ……………………………………………… 7
1.8. Ожидаемые результаты по модулям ………………………………. 7-8
2. Учебный план …………………………………………………………… 8
2.1. Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы..9
2.2. Учебно – тематический план модуля «Живое слово» ……………… 10-11
2.3. Содержание тем модуля «Живое слово»…………………………….. 11-12
2.4.Учебно – тематический план модуля «Секреты звучащей речи»…... 14-15
2.5.Содержание тем модуля «Секреты звучащей речи»…………………15-17
2.6.Учебно – тематический план модуля «Творческая мастерская»…… 18-19
2.7.Содержание тем модуля «Творческая мастерская»…………………..19-20
Материальное, ресурсное и техническое обеспечение программы … 20
Список литературы, используемый при составлении программы ….. 22
Краткая аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Послушайте» художественной направленности ориентирована на развитие познавательных интересов детей в области литературы, на воспитание культурного человека, знающего литературу своего родного края, интересующегося поэтическими и прозаическими произведениями авторов современной детской художественной литературы.
Данная программа направлена на овладение основами исполнительского мастерства и на удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени.
Программа даёт возможность каждому ребенку получать дополнительное образование, исходя из его интересов, способностей, она составлена с учетом социального заказа детей и родителей.
Пояснительная записка.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонично развитой личности, с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями, имеет художественное слово.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.
Литература, как факт существования духовно-нравственной жизни общества, остается нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском возрасте. Поэтому очень важно пробуждать, а затем формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова.
Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 – р);
Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»;
Новизна данной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач. Дополнительная образовательная программа «Послушайте» состоит из 3 модулей: «Живое слово», «Секреты звучащей речи», «Творческая мастерская».
Актуальность программы состоит в том, что обучение детей искусству художественного чтения является одним из средств сохранения русских языковых традиций, воспитанием через слово тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, гражданина своей страны.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Необходимо с самого раннего возраста приобщать детей к чтению художественной литературы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, оно формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира. Программа знакомит детей с современной литературой, а также с поэзией родного края. Это поможет привить детям интерес к родному краю, расскажет, чем щедра и богата наша земля, как гостеприимен наш народ.
Педагогическая целесообразность программы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей, как необходимом элементе сохранения национальной культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождения духовных ценностей российского народа. Национальная доктрина образования в Российской Федерации одной из очередных целей системы образования считает обеспечение «исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры».
Воспитание личности посредством приобщения к художественной литературе обогащает внутренний мир обучающегося, даёт знания, необходимые в жизни. В этом состоит педагогическая целесообразность общеразвивающей программы «Послушайте».
Программа ценна своей практической значимостью. В этом возрасте у детей происходит усвоение моральных норм и правил поведения, формируется общественная направленность личности. Праздники, фестивали, конкурсы, встречи с поэтами-земляками, общение с людьми, пережившими войну, активное участие в массовых мероприятиях различного уровня мобилизуют умственные способности детей, прививают навыки самодисциплины, доставляют радость от совместной деятельности. Дети должны вступать в жизнь с высоким уровнем знаний, с умением использовать эти знания на благо общества. Соприкосновение с ним помогает нравственному становлению человека, воспитанию таких важных качеств как чуткость, отзывчивость, внимательное отношение к людям.
Отличительной особенностью настоящей программы является взаимосвязь и подчинение модулей программы главной цели – воплощению художественного произведения в звучащем слове.
Искусство художественного чтения – искусство публичное. Чтобы иметь право выступить перед слушателями, необходимо воспитать в себе необходимые качества и иметь определенные навыки и умения; необходимо среди огромного количества литературы выбрать то произведение, которое созвучно исполнителю и интересно для сегодняшнего слушателя, глубоко прочувствовать и понять его, и только тогда донести всё это до слушателя.
Программа знакомит детей не только с современной литературой, а также с поэзией родного края, в частности, с творчеством В.Н. Попова, Сагидаш Зулкарнаевой, Т.Н. Проскурниной, П.В. Балькина и т. д.
Изучение произведений самарских поэтов и писателей и участие в таких конкурсах, как «Голос региона», «Виват, Победа!», поможет привить детям интерес к родному краю, расскажет, чем щедра и богата наша земля, как гостеприимен наш народ.
Для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности программа предусматривает использование ДОП (дистанционных образовательных технологий) и сетевого взаимодействия со школами, детскими садами, реабилитационным центром, библиотекой и другими организациями.
Цель данной программы – выявление и развитие творческого потенциала детей, ориентирование их на духовно-нравственные жизненные ценности средствами художественного слова.
В ходе достижения цели программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
1. Расширение словарного запаса ребенка;
2. Обучение приемам владения артикуляционным и речевым аппаратом;
3. Обучение основам публичного выступления и ораторского мастерства;
Развивающие:
1. Развитие эмоциональных и интеллектуальных задатков ребёнка;
2. Развитие памяти, художественного вкуса, чувство ритма, способность восприятия гармонии слова;
3. Развитие волевых качеств, органики поведения (снятие зажатости, закомплексованности).
Воспитательные:
1. Воспитание устойчивого интереса к литературе;
2. Воспитание толерантности и уважения к другим народам;
3. Эстетическое и духовное развитие личности средствами художественного слова;
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 – 12 лет. Ведущей деятельностью для детей младшего возраста является игра,
поэтому все упражнения проводятся в занимательной игровой форме. На занятиях создаётся психологически комфортная атмосфера, поэтому обучающиеся получают возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Каждый ребенок имеет свои особенности и формы самоутверждения, но общим является стремление к познанию, к положительной оценке окружающих. Проведение и активное участие в различных мероприятиях направлено на укрепление мировоззренческих позиций обучающихся, развитие самостоятельности и повышение культурного уровня.
Срок реализации программы - один год. Занятия проводятся в группах, согласно расписанию, 1 раз в неделю по 3 часа (108 часов) при наполняемости – 15 детей.
Формы и режим занятий
Занятия проходят в различных формах: занятия в кабинете, выступления на различных площадках, внутренние конкурсы, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, встречи в летней профильной смене с другими профильными коллективами, экскурсии в музеи.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Наполняемость учебных групп составляет – 15 человек.
Ожидаемые результаты
Личностные:
проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
проявление интереса к собственному языку, речи, творчеству, стремление к их усовершенствованию;
проявление интереса к литературной деятельности, желание реализовывать собственные возможности и способности при подготовке к конкурсам;
проявление уважительного отношения к мнению окружающих, умения его принимать и понимать;
умение выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;
удовлетворенность обучающегося своей деятельностью в данном детском объединении.
Метапредметные:
умение работать в парах, в группах, участвовать, литературных играх;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
участие в конкурсах чтецов и рассказчиков.
В результате обучения ребята учатся осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Предметные: (результаты представлены в каждом модуле отдельно).
Учебный план
№ п/п | Название модуля | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Живое слово». | 24 | 9 | 15 |
2 | «Секреты звучащей речи» | 39 | 13 | 26 |
3 | «Творческая мастерская» | 45 | 2 | 43 |
|
Итого: | 108 | 24 | 84 |
Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы
Для того чтобы оценить освоение программы, в течение года используют следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных творческих заданий, тестирование,
участие в конкурсах, фестивалях.
По завершению учебного плана каждого модуля проводится оценивание знаний посредством опроса, викторины, или тестов.
Применяется 3-х бальная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: минимальный, средний, максимальный).
Минимальный уровень освоения программы - обучающийся овладел менее чем -1/3 объёма знаний предусмотренных программой.
Средний уровень освоения программы - объём усвоенных знаний, составляет более 1/2.
Максимальный уровень освоения программы – обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период.
Форма контроля качества образовательного процесса:
анкетирование;
наблюдение;
выполнение творческих заданий;
тестирование;
участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Модуль «Живое слово».
Цель: Приобщение детей к искусству слова, формирование навыков выразительного чтения, содействие развитию творческой личности обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
пополнение словарного запаса;
знакомство с правилами этикета в различных жизненных ситуациях;
формирование навыков выразительного чтения;
Развивающие:
развитие интереса к чтению, литературе;
развитие и формирование художественного вкуса;
развитие внимания, воображения, памяти;
Воспитательные:
воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы;
привлечение внимание к истинным нравственным ценностям,
культуре взаимоотношений с людьми и окружающим миром.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
правила этикета;
что входит в понятие «художественное чтение»;
что входит в понятие «техника речи»;
Обучающийся должен уметь:
читать скороговорки, стихотворения;
выразительно читать тексты
анализировать текст;
воплощать художественное произведение в звучащем слове
Обучающийся должен применять:
приобретенный навык быстрого чтения;
умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу;
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы контроля/ аттестации | ||
теор. | практ. | всего | |||
1. | Вводное занятие. Беседа - знакомство. Знакомство с программой детского объединения и темами на учебный год. | 3 | - | 3 | Собеседование, анкетирование, наблюдение |
2. | «О важности дара слова в жизни человека». Культура поведения. | 1 | 2 | 3 | Беседа, наблюдение, тестирование. |
3. | Живое слово во вселенной звуков. Как получаются слова. | 1 | 2 | 3 | Беседа, творческая работа. |
4. | Понятие «художественное чтение». | 1 | 2 | 3 | Беседа, творческая работа. |
5. | Эмоции и междометия. | 1 | 2 | 3 | Беседа, творческая работа. |
6. | Душа каждого слова. | - | 3 | 3 | Творческая работа. |
7. | Развитие речевого слуха. Слушаем и слышим. | 1 | 2 | 3 | Беседа, творческая работа. |
8. | Итоговое занятие. Какой должна быть речь. | 1 | 2 | 3 | Творческая работа. |
| Итого: | 9 | 15 | 24 | |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Беседа-знакомство.
Теория: Правила поведения и внутреннего распорядка для обучающихся в детском объединении (вводный инструктаж). Знакомство с программой обучения, её целями и задачами. Ознакомление с расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. «О важности дара слова в жизни человека». Слово и его значение. Жизнь слова. Откуда берутся слова?
Теория: Слово и его значение. Жизнь слова. Откуда берутся слова?
Практика: Культура поведения: культура общения, вежливость, умение слушать. Понятие, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития обучающегося и возможную его корректировку. Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Тема 3. Живое слово во вселенной звуков.
Теория: Как получаются слова. Введение в мир «живого слова».
Практика: Обогащение словарного запаса. Игры в слова.
Тема 4. Понятие «художественное чтение».
Теория: Что такое искусство речи и искусство художественного чтения. Искусство речи и искусство художественного чтения. Потребность в них духовно развитого человека.
Практика: Обучение приёмам выразительного чтения. Чтение произведений на тему: «Здравствуй, осень золотая!» Чтение и подбор произведений ко дню мудрого человека.
Тема 5. Эмоции и междометия.
Теория: О чувствах.
Практика: Как люди угадывают чувства? Какие слова называются междометиями? Творческие задания.
Тема 6. Душа каждого слова.
Практика: Обучение приемам выразительного чтения. Чтение произведений на тему: «Времена года».
Тема 7. Развитие речевого слуха. Слушаем и слышим.
Теория: Что такое речевой слух?
Практика: Занимательные игры на развитие слухового внимания. Специальные упражнения на развитие внимания.
Тема 8. Итоговое занятие. Теоретические основы правильного выразительного чтения. Какой должна быть речь.
Теория: Правила красивой речи.
Практика: Обучение приемам развития речи. Чтение произведений на тему: «Дружба крепкая не сломается».
Модуль «Секреты звучащей речи»
Цель: Воспитать интерес к звучащему слову, сформировать твердые ценностные позиции у детей через словесное творчество.
Задачи:
Обучающие:
обучить приемам владения артикуляционным и речевым аппаратом;
обучить навыкам поведения на сцене;
Развивающие:
развить память, художественный вкус, способность восприятия гармонии слова;
развить волевые качества, чувство ритма, органику поведения (снять зажатость, закомплексованность).
Воспитательные:
воспитать желание чётко, грамотно и точно выражать свои мысли;
привлечь внимание к истинным нравственным ценностям, культуре взаимоотношений с людьми и окружающим миром.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
органы, участвующие в звукообразовании;
что такое интонация, виды интонаций, дикция и артикуляция;
что такое орфоэпия;
основные дикционные упражнения;
основные дыхательные упражнения;
Обучающийся должен уметь:
правильно выполнять артикуляционную гимнастику;
выполнять основные дикционные упражнения;
выполнять основные дыхательные упражнения;
Обучающийся должен применять:
приобретённые навыки исполнительского мастерства на сцене;
приобретённые навыки владения артикуляционным и речевым аппаратом.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма контроля/аттестации | ||
теор. | практ. | всего | |||
1. | Строение речевого аппарата. Как работает речевой аппарат. | 1 | 2 | 3 | Беседа, наблюдение. |
2. | Дыхание. | 1 | 2 | 3 | Беседа, наблюдение. |
3. | Голос. | 1 | 2 | 3 | Беседа, наблюдение. |
4. | Дикция. Практическая работа над дикцией. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, творческая работа. |
5. | Гласные звуки. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, творческая работа. |
6. | Согласные звуки. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, творческая работа. |
7. | Речевые игры. Игры в рифмы. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, творческая работа. |
8. | Орфоэпия. Нормы произношения и ударения. | 1 | 2 | 3 | Беседа, наблюдение. |
9. | Ударение в слове. Занимательные упражнения и задания с упражнениями. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение, творческая работа. |
10. | Интонация. Виды интонаций. | 1 | 2 | 3 | Беседа, творческая работа. |
11. | Знаки препинания. | 1 | 2 | 3 | Беседа, творческая работа. |
12. | Логическое чтение. | 1 | 2 | 3 | Беседа, творческая работа. |
13. | Итоговое занятие. Секреты звучащей речи. | 1 | 2 | 3 | Творческая работа. |
| Итого: | 13 | 26 | 39 | |
Содержание программы
Тема 1. Строение речевого аппарата. Работа речевого аппарата.
Теория: Из чего состоит речевой аппарат. Как работает речевой аппарат. Главные помощники речи: язык, губы, нижняя челюсть
Практика: Артикуляционная разминка. Основы дыхательной и артикуляционной гимнастики. Выполнение упражнений, способных вызвать у детей внимание и интерес к собственной устной речи и речи окружающих людей.
Тема 2. Дыхание.
Теория: Правильные и неправильные способы дыхания.
Практика: Занимательные игры и упражнения на дыхание. Правильный вдох. В комплекс речевого тренинга входят специальные упражнения:
- для формирования навыков координированной работы мышц, участвующих во вдохе и выдохе, для выработки их силы и подвижности;
- упражнения для формирования навыков носового дыхания;
Тема 3. Голос.
Теория: Откуда берется голос. Главные качества голоса.
Практика: Задания, игры-упражнения с голосом. Упражнения для развития правильного свободного голосового звучания и работы над текстом.
Тема 4. Дикция. Практическая работа над дикцией.
Теория: Что такое дикция.
Практика: Практическая работа над дикцией. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ. Упражнения для языка. Упражнения для челюсти. Упражнения для выработки координации в работе мышц органов внешней
и внутренней артикуляции (нижней челюсти, губ, языка и гортани).
Речевая гимнастика способствует систематическому совершенствованию речевого аппарата и поддержке в процессе регулярных тренировок работоспособности и постоянной готовности всех органов, принимающих непосредственное участие в исполнительском мастерстве.
Тема 5. Гласные звуки. Тренировка произношения гласных букв.
Теория: Функция гласных в речи.
Практика: Смыслоразличительная функция. Эмоциональная функция. Мелодическая функция. Задания и игры. Артикуляция гласных звуков.
Тема 6. Согласные звуки.
Теория: Согласные звуки.
Практика: Тренировка произношения согласных букв. Артикуляция согласных звуков. Занимательные упражнения для тренировки согласных звуков.
Тема 7. Речевые игры. Игры в рифмы.
Теория: Что такое ритм?
Практика: Игры в рифмы. Скороговорки.
Тема 8. Орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Теория: Что такое орфоэпия? Нормы произношения и ударения.
Практика: Занимательные упражнения по орфоэпии.
Тема 9. Ударение в слове. Занимательные упражнения и задания с упражнениями.
Теория: Ударение в слове.
Практика: Занимательные упражнения и задания с упражнениями.
Тема 10. Интонация.
Теория: Что такое интонация. От чего зависит интонация.
Практика: Знакомство с важными интонационными средствами выразительности. Упражнения для чтения с различной интонацией.
Тема 11. Знаки препинания.
Теория: Виды интонаций. Повествовательная интонация. Вопросительная интонация. Восклицательная интонация. Интонация обращения.
Практика: Задания и упражнения для чтения с различной интонацией
Тема 12. Логическое чтение.
Теория: Логическое чтение. Логические паузы. Правила логического ударения.
Практика: Упражнения для ритмической паузы. Задания и игры с логическими ударениями.
Тема 13. Итоговое занятие. Секреты звучащей речи.
Теория: Итоговое занятие. Секреты звучащей речи или чему учиться у артистов.
Практика: Итоговое занятие. Концертная программа (индивидуальные работы, композиция) с последующим подробным анализом работы каждого ребёнка.
Модуль «Творческая мастерская»
Цель: Раскрытие творческого потенциала обучающихся для более
глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.
Задачи:
Обучающие:
обучение анализу литературного произведения;
обучение логическому разбору текста;
обучение элементам исполнительского мастерства;
Развивающие:
развитие внимания, фантазии и воображения;
развитие и формирование художественного вкуса;
- развитие творческих способностей, воспитание организованности, отзывчивости, понимания, уверенности в себе;
Воспитательные:
воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы;
воспитание самостоятельности в выборе репертуара;
воспитание своего личностного взгляда на окружающий мир, взаимоотношения людей, гражданской позиции.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
правила поведения на сцене;
историю и традиции проводимых праздников
наизусть стихи о Родине, родном крае, Великой Победе в ВОВ, дружбе;
Обучающийся должен уметь:
разбирать и анализировать текст;
свободно держаться на сцене;
завоевать внимание публики;
снимать мышечное напряжение с лица, шеи и рук.
Обучающийся должен применять:
приобретённые навыки исполнительского мастерства на сцене;
умение анализировать собственную работу и работу других обучающихся.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма контроля/аттестации | ||
теор. | практ. | всего | |||
1. | Вводное занятие. Раскрытие творческого потенциала. Участие в мероприятиях. | 1 | 2 | 3 | Собеседование, анкетирование, наблюдение |
2. | Творчество поэтов и писателей. Знакомство с творчеством поэтов – земляков. | 1 | 8 | 9 | Беседа, наблюдение, тестирование. |
3. | Подготовка и участие в конкурсах и фестивалях юных чтецов. Подготовка и участие в региональных и международных конкурсах и фестивалях юных чтецов: «Голос региона»; «Живая классика»; «Кирилло – Мефодиевские чтения»; «История великие страницы»; «Осенний каледоскоп»; «Рождественская феерия»; «Весенняя капель»; | - | 30 | 30 | Беседа, творческая работа. |
4. | Итоговое занятие. Отбор участников на отчётный концерт. | - | 3 | 3 | Беседа, творческая работа. |
5. | Итого: | 2 | 43 | 45 | Беседа, творческая работа. |
Содержание программы
Тема 1. Раскрытие творческого потенциала.
Теория: Раскрытие творческого потенциала.
Практика: Вводное занятие. Раскрытие творческого потенциала. Участие в мероприятиях.
Тема 2. Творчество поэтов Большеглушицкого района.
Теория: Творчество поэтов Большеглушицкого района.
Практика: Знакомство с творчеством поэтов – земляков В.Н. Попова, Сагидаш Зулкарнаевой, Т.К. Проскурниной, А.И. Бежуткиной и т.д.
Тема 3. Подготовка и участие в конкурсах и фестивалях чтецов.
Теория: Работа над исполнением литературных произведений или отрывков.
Практика: Переработка литературного материала в исполнительский вариант. Анализ литературного материала. Практическая работа над отрывком. Подготовка чтецкого материала. Учитывая приобретенные в тренингах навыки самостоятельно подготовить литературный материал, понять идею. Разучивание и чтение произведений наизусть с учетом всех правил чтения и исправление личных речевых дефектов. Итоговое занятие проводится каждое полугодие.
Смелый, уверенный вход в будущее, развитие эмоциональной сферы, умение владеть своим голосом, донести до слушателя авторские и свои мысли, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми – вот к чему должны прийти дети, прошедшие обучение по программе «Послушайте».
Методическое обеспечение
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Послушайте» построен по принципу: доступности, последовательности и систематичности, что позволяет обучающимся не только лучше усвоить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и самостоятельно применять их на практических занятиях (отчётные концерты, показательные выступления, открытые уроки, конкурсы, фестивали и т.д.).
Формы обучения
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий. Они помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой,
заучивание наизусть.
2. Практические методы: упражнения, ролевые игры, задания.
3. Игровые методы: игра-путешествие, театрализация, инсценировка.
4. Наглядный метод: использование мультимедийных средств (просмотры
DVD-фильмов), аудиозаписи чтения поэтов и известных актеров.
Реализуя данную программу, используются современные технологии:
технология личностно-ориентированного обучения;
игровые технологии;
информационные компьютерные технологии;
личностно-ориентированную технологию в воспитательном процессе.
B процессе обучения по программе дети не только развивают
собственные способности в исполнительском искусстве, они также
получают навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни.
Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты
на истинных нравственных ценностях, обеспечивающих нужное восприятие
ребёнком, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и
каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости
ценить, беречь, развивать и укреплять свои достоинства, т.е.
совершенствоваться.
Проверка итогов обучения заключается в подготовке и исполнение
детьми литературных произведений.
Информационное обеспечение:
Список литературы для детей:
1. Аннушкин В. Техника речи: учебное пособие – М.:ФЛИНТА: Наука,2013
общения. Книга для обучающихся.
2. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М., 1978.
3. Волина В.В. Игры в рифмы. Изд – во Дидактика Плюс, 1997. – 224 с.,
4. Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции: Детям 6-12 лет. – Ростов н /Д.: ООО «Удача», 208.- 464с.
5. Зулкарнаева Сагидаш. Выпив ночь из синей чашки: Стихи.- Самара: Русское эхо, 2014.- 80 с.
6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей.
7. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М., 1977.
8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М., Просвещение», 2007. 9. Попов В.Н. На стороне добра6 Стихи. – Самарское отделение Литературного Фонда России, 1996. -224 с.
10. Попов В.Н. Чарующие миги бытия. Сборник стихов и прозы. – Самара: Самар. Дом печати, 2000. – 232 с. 11. Попов В.Н. Ветры судьбы. Сборник стихов. – Самара: ФГУП «Изд-во «Самарский Дом печати»№, 2003. -304 с.
Материально-техническая база
учебная аудитория, оснащенная:
- столами,
- стульями,
- ноутбуком,
- интернет-ресурсы.
Список литературы, используемый при составлении программы
Волина В.В. Игры в рифмы. Изд – во Дидактика Плюс, 1997. – 224 с.,
Бугаева З.Н. Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции: Детям 6-12 лет. – Ростов н /Д.: ООО «Удача», 208.- 464с.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи, М., Мозаика-синтез, 2011
Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей.
Ладыженская Т.А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. – М., Просвещение», 2007.
Маршак С.Я. Собрание сочинений в 4 томах. Том 4. Воспитание словом. – М.: Правда.1990. – 576 с, 8 л. илл.
Ниорадзе В. Письменное Слово – Светоч Души/ - М.: Амрита, 2012. – 256 с.
Пожарская А.Эту речь невозможно забыть/секреты ораторского мастерства, Питер, 2013
Савкова З. Искусство звучащей поэзии.- М., 1998, с.130.
Ульянов В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи- СПб.: БХВ-Петербург, 2013
Харитонов Э. Техника речи.- М., 1997