Построение индивидуальной образовательной траектории учащихся, предъявляющих высокие образовательные потребности в области филологии
Построение индивидуальной образовательной траектории учащихся, предъявляющих высокие образовательные потребности в области филологии
Серова Елена Михайловна, учитель английского языка МОУ «СОШ №56 УИМ» г. Магнитогорска
Составление индивидуального учебного плана происходит с учетом возможностей и потребностей ученика, школы, в которой он обучается и других дополнительных образовательных учреждений. Исходя из этого, ученик и его родители, при реализации индивидуального учебного плана могут выбрать учебные предметы базового и профильного уровней, курсы по выбору в своей школе и вне нее. Следует отметить, что школа и учителя при разработке учебных планов испытывают трудности. С одной стороны, имеется потребность в переводе некоторых детей на работу по индивидуальным планам, а с другой стороны многие не знают, как это лучше сделать, как отследить деятельность ученика.
Обучение по индивидуальному учебному плану предназначено для особенных детей. Это могут быть дети с отклонениями, ограниченными возможностями здоровья, задержкой развития, или наоборот, дети со слишком успешной академической успеваемостью, которые не вписываются в общую картину класса. Качество освоения учащимися изученного материала зависит от того, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения.
Говоря об одарённых учениках, мы подразумеваем детей с высокими интересами, потребностями, успехами в какой-то области (или нескольких областях) знаний. В то время как обычные учащиеся поэтапно и медленно осваивают изученный материал, такие дети склонны к быстрому усвоению материала многих последующих занятий, что приводит к неравномерности обучения в процессе получения образования. Стоит отметить, что одаренные дети тоже входят в категорию особенных детей. При взаимодействии с ними в процессе обучения тоже нередко встречаются сложности. По сути, одаренные дети ничем не отличаются от обычных, кроме более раннего проявления личностных особенностей и способностей в той или иной сфере. На решение определенных заданий у них уходит гораздо меньше или больше времени и сил, чем у остальных учащихся (все зависит от того чем они занимаются). Такие дети на уроке более активны, так как у них лучше (быстрее) развиты такие познавательные процессы как память, внимание, мышление, речь. Индивидуальный учебный план может быть необходим и для них, поскольку это позволит раскрыть их таланты, способности и возможности быстрее, чем при условиях традиционного обучения. Это позволит освободить время для углубления в учебный материал или для других занятий.
Индивидуальный учебный план строится для учета пожеланий обучающегося и его родителей, развития личностных свойств и особенностей учащегося, для ликвидации задолженности по предмету (если она имеется) и для повышения уровня его обученности.
При этом учитель предпринимает следующие действия:
- Определяет уровень развития ребенка, его диагностика. На основе результатов диагностики, учитель решает, является ли необходимым привлечение других специалистов к индивидуальной работе с ребенком (если, например, по результатам диагностики оказалось, что у ребенка есть психические особенности, то к работе с ним необходимо привлечь психолога).
- Определяет длительные и кратковременные цели и пути к их достижению;
- Определяет сроки, за которые учащийся освоит базовую и специальную программу;
- Определяет роль родителей;
- Разрабатывает учебно-тематического плана;
- Определяет способы оценки успехов ребенка (контрольная работа, тест, зачет, и др.).
- Учитель вместе с учеником обсуждает и оценивает его успехи и трудности, и желательно проводить такие анализы на каждом этапе усвоения учебного материала.
При проектировании работы ученика по индивидуальному учебному плану следует учитывать как учебную, так и внеучебную его деятельность. Поскольку внеучебная деятельность мотивирует ученика, помогает в освоении и углублении материала, а также позволяет учителю лучше узнать своего ученика. Этому способствует, например, проектная деятельность, участие в конкурсах иностранной песни, неделе иностранных языков и мероприятиях конкурсного характера (олимпиады, дистанционного характера) и др. Важным является то, что взаимодействие учителя с учеником начинается уже в процессе составления ИОТ.
Также следует отметить, что если работа со старшеклассниками (обычными) и отдельными учениками основной школы имеет единые подходы (имеются нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных программ и маршрутов), то имеются сложности в составлении индивидуального учебного плана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т.к. нет единых взглядов как в отношении структуры, так в вопросах содержания. В соответствии с установленными целями и возрастом обучающегося, структура индивидуального образовательной траектории (ИОТ) может быть разной. Поэтому при разработке, как структуры, так и содержания ИОТ, учитываются возрастные особенности каждого учащегося и определяются требуемые задачи и указания к педагогической деятельности.