Поурочно–тематическое планирование 5 класс
Класс/дата |
Раздел |
Тема урока |
Тип урока/форма представления материала |
Элементы содержания |
Деятельность учащихся |
УУД
|
Материалы к уроку |
|
Основы комплексной безопасности |
||||||||
|
1. Человек, среда его обитания, безопасность человека |
1.1.Город как среда обитания. Особенности жизни, с точки зрения безопасности, в городах Ярославской области.
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Основные признаки современного города; привлекательность города для жизнедеятельности человека; наиболее характерные опасные ситуации для современного города. Особенности жизни, с точки зрения безопасности, в городах Ярославской области.
|
Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.
|
П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения. Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности К. :умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Л: Формируют ответственное отношение к обучению, развивают навыки обучения. Оценивание результатов своей деятельности на уроке |
Презентация учебник |
|
|
|
1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Основные системы жизнеобеспечения городского дома (квартиры) и их предназначение; основные бытовые приборы, используемые горожанином в повседневной жизни; необходимость соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения дома (квартиры) и бытовых приборов для гарантии личной безопасности и безопасности окружающих. |
П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. К: умение работать в группе Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
презентация учебник |
|
|
|
|
1.3. Особенности природных условий в городе |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Основные факторы, определяющие формирование микроклимата города вашего проживания; влияние промышленных объектов, расположенных в черте города, на окружающую природную среду; меры по обеспечению личной безопасности, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни в реальной экологической обстановке в городе. |
П.: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения. Р.: умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение К. : умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Л: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
презентация учебник |
|
|
|
|
1.4.Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность |
Урок закрепления знаний |
Существующие типы городов и социальная среда; взаимоотношения с окружающими людьми в городе; правила безопасного общения с незнакомыми людьми в городе. |
П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебе Р.: развивать мотивы своей познавательной деятельности. К. : формирования умения взаимодействовать с окружающими. Л: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и социальной жизни в группах и сообществах |
презентация учебник |
|
|
|
|
1.5.Основы безопасности человека в повседневной жизни |
Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся |
Опасные и чрезвычайные ситуации и их классификация по месту возникновения; общие правила обеспечения безопасности жизнедеятельности; основные службы города, которые созданы для защиты населения, и правила их вызова. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и социальной жизни в группах и сообществах |
презентация учебник |
|
|
|
2.Опасные ситуации техногенного характера |
2.1Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Дорога, ее назначение, участники дорожного движения; светофоры и регулировщик, значение сигналов, подаваемых светофорами и регулировщиком; дорожная разметка и дорожные знаки. |
Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правил безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
|
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. К: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения ко всем участникам дорожного движения. |
презентация учебник |
|
|
|
2.2.Пешеход. Безопасность пешехода. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Пешеход; общие обязанности пешехода; обеспечение личной безопасности пешехода в некоторых ситуациях, которые могут возникнуть при движении по дороге. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил поведения на дорогах |
презентация учебник плакат «дорожные знаки» |
|
|
|
|
2.3.Пассажир. Безопасность пассажира. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общие обязанности пассажира при пользовании общественным транспортом; правила личной безопасности при пользовании трамваем, автобусом, троллейбусом и метро; обеспечение личной безопасности при возникновении опасной ситуации в общественном транспорте. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил поведения на транспорте |
презентация учебник |
|
|
|
|
2.4. Водитель – главная фигура в обеспечении безопасности дорожного движения. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения; велосипед – транспортное средство; велосипедист – водитель транспортного средства. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил поведения на транспорте |
презентация учебник |
|
|
|
|
2.5. Пожарная безопасность |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Пожар, причины его возникновения и возможные последствия; государственная противопожарная служба и ее задачи; правила личной безопасности при пожаре. |
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. |
П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. К: умение работать в группе Л: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
презентация учебник |
|
|
|
2.6. Безопасное поведение в бытовых ситуациях |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Безопасное обращение с электричеством; безопасное обращение с бытовым газом; меры безопасности при пользовании в доме водой; правила безопасной работы за компьютером. |
П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебе Р.: развивать мотивы своей познавательной деятельности. К. : формирования умения взаимодействовать с окружающими. Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
презентация плакаты учебник |
|
|
|
3.Опасные ситуации природного характера |
3.1. Погодные условия и безопасность человека |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Погода и погодные явления, опасные для человека; правила безопасного поведения во время грозы; правила безопасного передвижения по улице в гололед; правила безопасного поведения во время метели. |
Характеризуют основные опасные погодные явления в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений |
Р.: развивать мотивы своей познавательной деятельности. П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебе К. : формирования умения взаимодействовать с окружающими. Л: Развитие мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. |
презентация учебник |
|
|
|
3.2.Безопасность на водоемах в разное время года. |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Состояние водоемов и необходимые меры безопасности; общие правила безопасности при купании в водоемах; правила личной безопасности на замерзших водоемах. |
Р: Развитие компетентности в области использования информационно – коммукационных технологий. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
презентация плакаты учебник |
|
|
|
4.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
4.1.Чрезвычайные ситуации природного характера |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общие понятия о природных явлениях, которые могут вызвать чрезвычайную ситуацию природного характера; чрезвычайные ситуации природного характера; общие рекомендации по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
|
Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации
|
П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. К: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Л: Усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
презентация учебник |
|
|
|
4.1.Общие правила поведения при ЧС природного характера |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний \ практическое занятие |
П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. К: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Л: Усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
презентация плакаты учебник |
|
||
|
|
4.2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера; основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера; характеристика основных объектов экономики, аварии на которых могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного характера |
Р: Развитие компетентности в области использования информационно – коммукационных технологий. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
презентация учебник |
|
|
|
|
4.2.Общие правила поведения при ЧС техногенного характера |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний./ практическое занятие |
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера; основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера; характеристика основных объектов экономики, аварии на которых могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного характера |
Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации
|
Р: Развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Усвоение правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
презентация плакаты учебник |
|
Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ. |
|
|||||||
|
5.Опасные ситуации социального характера |
5.1.Антиобщественно поведение и его опасность |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Антиобщественное явление, криминогенные ситуации, вор, грабитель, мошенник, хулиган, насильник, общие правила личной безопасности |
Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе Л: Формируют ответственное отношение к обучению, развивают навыки обучения. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. |
презентация учебник |
|
|
|
5.2. Обеспечение личной безопасности дома |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общие правила безопасного поведения школьника, если он остался дома один; правила поведения в криминогенных ситуациях, которые могут произойти дома. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии. К: Развитие компетентности в области ИКТ. Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
презентация учебник |
|
|
|
|
5.3. Обеспечение личной безопасности на улице |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общие рекомендации по безопасному поведению на улице; общие рекомендации по безопасному поведению в общественных местах; общие рекомендации по безопасному поведению в толпе. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
презентация учебник |
|
|
|
6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства |
6.1. Экстремизм и терроризм понятия и причины их возникновения |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Понятия «экстремизм», «терроризм»; сущность и виды терроризма. |
Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии. К: Развитие компетентности в области ИКТ. Л: Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. |
презентация учебник |
|
|
|
6.2.Виды экстремистской и террористической деятельности |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Характеристика экстремистской и террористической деятельности. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе Л: Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения |
презентация учебник |
|
|
|
|
6.3.Виды террористических актов и их последствия |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Террористический акт; виды террористических актов |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе Л: Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения |
презентация плакаты учебник |
|
|
|
|
6.4.Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии. К: Развитие компетентности в области ИКТ. Л: Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. |
презентация учебник |
|
|
Основы здорового образа жизни |
|
|||||||
|
7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни |
7.1. О здоровом образе жизни |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Общее понятие о здоровье; общие понятия о здоровом образе жизни и его составляющих; режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни. |
Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания
|
Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения. К. :умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Л: Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни |
презентация учебник |
|
|
|
7.2.Двигательная активность и закаливание организма- необходимые условия укрепления здоровья |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Значение двигательной активности для здоровья человека; основные физические качества, которыми должен обладать здоровый человек; роль закаливания организма в укреплении здоровья. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии. К: Развитие компетентности в области ИКТ. Л: Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
презентация учебник |
|
|
|
|
7.3.Рациональное питание. Гигиена питание.
Итоговая контрольная работа |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Понятия о рациональном питании; основные питательные вещества, необходимые организму человека; некоторые общепринятые правила рационального питания. |
Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголю
|
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни |
презентация учебник |
|
|
8.Факторы, Разрушающие здоровье |
8.1.Вредные привычки и их влияние на здоровье человека |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Вредные привычки, общие понятия; курение и его последствия для здоровья; влияние алкоголя на здоровье человека |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса. К: умение работать в группе Л: Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни |
презентация учебник |
|
|
|
|
8.2.Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек |
Урок обобщения и систематизации знаний / практическое занятие |
Курение и употребление алкоголя – привычки ли это; как поступить, если вам предложили закурить; если вам предложили выпить спиртное. |
Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности П.: умение самостоятельно определять цели своего обучения. К. :умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Л: Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни |
презентация учебник |
|
|
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
|
|||||||
|
9. Первая помощь и правила ее оказания |
9.1.Первая помощь при различных видах повреждений |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Первая медицинская помощь и ее предназначение; общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи; в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. |
Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом
|
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Л: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
презентация учебник |
|
|
|
9.2.Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах. |
Урок комплексного применения ЗУН учащихся / практическое занятие |
Первая медицинская помощь и ее предназначение; общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи; в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К: умение работать в группе Л: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Медицинские принадлежности |
|
|
|
|
9.3. Первая помощь при отравлениях |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
«Угарный газ»; правила оказания медицинской помощи при отравлении угарным газом. |
Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. П: освоение приемов действий по оказанию первой медицинской помощи. К: умение работать в группе Л: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
|
презентация учебник |
|
|
|
|
9.3.Оказание первой мед. помощи при отравлениях |
Урок комплексного применения ЗУН учащихся / практическое занятие |
«Угарный газ»; правила оказания медицинской помощи при отравлении угарным газом. |
П:. формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. Р: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. К: умение работать в группе Л: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
|
Медицинские принадлежности |
|