Урок по литературе в 9 классе на тему «Повесть Э. Казакевича "Звезда"»
Конспект урока внеклассного чтения по повести Э. Казакевича «Звезда» в 9 классе.
Воронин Павел Сергеевич,
учитель русского языка и литературы
Форма урока: урок-квест.
Цели урока: ЦЕЛИ УРОКА:
-краткий обзор жизни и творчества писателя-фронтовика Э.Казакевича;
-раскрыть, что такое героизм и какой подвиг совершила группа разведчиков;
-совершенствование навыков анализа прозаического произведения о войне;
-воспитание чувства патриотизма у учащихся.
Персонажи: отбираются из родителей, педагогического состава или старшеклассников.
Майор Воронин, Катя, Куприянов, 2 немецких разведчика, Мещерский.
Техническая поддержка:
Оборудование: проектор, 3 стола, стулья, костюмы персонажей, военная атрибутика (можно позаимствовать из кабинета ОБЖ), пилотки для участников, погоны на липучках.
Оформление класса: оформление помещения должно максимально соответствовать военному времени.
Ход урока.
Учащиеся стоят перед кабинетом. На двери стихотворение:
Начинена огнем земля;
Не оступись, не хрустни веткой -
Вперед, за минные поля
Уходит пешая разведка.
Все пригнано, чтоб не греметь,
И приготовлено для боя,
И орденов своих с собою
Им не положено иметь.
И как последнее прости -
На жданный и нежданный случай
Им сказано: пора идти.
Чем проще сказано - тем лучше.
Выходит учитель в военной форме.
- Здравия желаю, бойцы! Вот и настал момент применить ваши знания на практике. Пропал целый отряд разведчиков и советскому командованию необходима ваша помощь в их поиске. Вы готовы переступить временную черту и оказавшись в 1943 году исполнить свой долг перед Родиной? Тогда даю вам минуту на выбор командира. Вы получите блокнот и ручку, где будете записывать необходимые данные. Будьте осторожны, могут быть люди, которые захотят разузнать у вас какую-либо засекреченную информацию. Никому, кроме советских военных, не доверять! А теперь слушай мою команду: в временному барьеру (дверь кабинета) шагом марш!
Участники оказываются в оформленном кабинете.
1 встреча. Разведшкола
Персонаж: Майор Воронин
Цели: провести интеллектуальную разминку по тексту произведения, рассказать правила.
Награда: звание ефрейтора. Командир получает звание на ступень старше – младший сержант.
- Новобранцы! Вы здесь оказались не просто так. Нам нужна ваша помощь. Пропал отряд разведчиков и офицер - лейтенант Травкин. Вы должны выяснить, что произошло на самом деле. Для этого вам нужно пройти все пять испытаний. За успешное выполнение каждого испытания вы будете получать звание. На станции вас не примут, если вы не назовете пароль, который получите на прошлой станции. На маршруте могут встречаться подозрительные личности и пытаться выведать у вас информацию. Они могут даже одеться как советский офицер или солдат. Вы вправе попросить удостоверение. Только после определения личности продолжайте диалог. В случае провала вы должны будете «выкупить» молчание вражеского шпиона.
- Начнем! Первое задание пройти аттестацию, подтвердить вашу проф. пригодность. Перед вами папка с заданием, на выполнение дается 5 минут.
Перед учащимися лист с 3 заданиями
1 задание. Соотнесите воинское звание с героем повести
Травкин | Полковник |
Аниканов | Лейтенант |
Сербиченко | Капитан |
Барашкин | Боцман |
Раскольников | Сержант |
Примечание: задание с лишним вариантом
2 задание. Соотнесите населенный пункт, где жили герои до войны с фамилией героя.
Галиев | Керчь |
Безруков | Баку |
Мамочкин | Сибирь |
Аниканов | Пермь |
Семенов | Под Казанью |
Феоктистов | Под Рязанью |
Примечание: задание с лишним вариантом
3 задание. Вспомните гражданские профессии разведчиков и соотнесите их с фамилиями.
Мамочкин | Металлист |
Аниканов | Председатель колхоза |
Воронин | Плотник и каменщик |
Марченко | Рыбак |
Бугорков | Консультант |
Задание пройдено!
Учащиеся получают звание ефрейторов, а командир младшего сержанта. Кодовое слово: НУЖНО
2 встреча. Первые новости.
Персонаж: Мещерский
Цели: рассказать, что знаешь о группе Травкина, провести задание «Порванная карта»
Прежде чем ответить на вопросы Мещерского, учащиеся должны попросить у него удостоверение ,а после назвать кодовое слово. Далее Мещерский расскажет, как произошла их встреча с группой Травкина.
Задание. Восстановить разорванную карту, составить кротчайший маршрут.
Награда: звание сержантов. Командир – старший сержант.
Кодовое слово: ОЧЕНЬ
3 встреча. В тылу врага.
Персонажи: немецкий шпион, Куприянов
По пути к следующему заданию группе встретится человек в гражданском, который попытается выведать у них информацию. Это шпион, если они расскажут ему что – то, то придется «купить» его молчание. В случае провала школьники называют 10 фильмов о Великой Отечественной войне.
Капитан Куприянов. Рассказ об обнаружении группы Травкина немцами.
Задание. На слайде оружие разных эпох – нужно экипировать солдата оружием его времени.
Награда: звание лейтенанта. Командир – старший лейтенант.
Кодовое слово: СИЛЬНО
4 встреча. Ловушка.
На станции разведчиков будет ожидать человек в форме военного офицера. На самом деле это немецкий разведчик. Если бдительность школьников к этому заданию притупится, то они расскажут много лишнего и придется опять покупать молчание.
Задание. Командиру на лоб приклеивается табличка с именем героя. Задача его сослуживцев описать героя, но не называть его имени! Командир должен отгадать.
Награда: последние записи из дневника Травкина. Звание капитанов. Командир – майор.
Кодовое слово: ЛЮБИТЬ
5 встреча. Катя
Учащиеся должны рассказать Кате, что же все-таки случилось с разведчиками, а она передаст эту информацию командованию по радиосвязи.
Задание. Дана азбука морзе и ее расшифровка. Нужно простучать правильно слово «Звезда»
Кодовое слово: ЛИТЕРАТУРУ
Далее участники предстают перед командованием, принимают благодарность.
На пороге их ждет учитель.
- Чтобы вернуться в свое время, вам нужно произнести кодовые слова в совокупности хором.
НУЖНО ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЛЮБИТЬ ЛИТЕРАТУРУ!
Квест окончен.