Статья «Повышение эффективности профессионального самоопределения учеников с нарушением слуха»
Статья на тему «Повышение эффективности профессионального самоопределения учеников с нарушением слуха».
Пересада Наталья Владимировна. Воспитатель ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа-интернат для глухих и слабослышащих обучающихся.
Современная профориентация представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности с одной стороны, и рынок труда с другой. Предпрофильная подготовка – важное средство социализации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодняшние выпускники учебных заведений с нарушенным слухом должны получить не только образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах, как неслышащих, так и слышащих.
Профессиональная подготовка в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением слуха и в массовый образовательной школе имеют имеет существенные отличия.
Во-первых, на прохождение курса профессиональной подготовки детям с нарушением слуха требуется больше времени, чем учащимся массовой школы.
Во-вторых, специфика профильного обучения детей с нарушением слуха обусловлена недостаточным уровнем развития речи.
В-третьих, ограничен круг специальностей, по которым могут учиться лица с нарушением слуха.
В связи с этим, для повышения эффективности профориентационной деятельности в современных школах - интернатах для глухих и слабослышащих обучающихся предусматривается соблюдение и реализация следующих принципов:
– систематичности и преемственности – профориентационная работа должна вестись с первого по выпускной класс;
– принцип дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст, уровень успеваемости, состояние здоровья и т.п.;
– оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с учащимися;
– взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите;
–учёта потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах;
– психологизации профориентационной работы.
К основным результативным критериям эффективности профориентационной работы в современных образовательных условиях прежде всего относится:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения.
Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии, школьник не сможет сделать обоснованного её выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места её получения, потребности общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.
Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии– это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих мил в конкретных областях деятельности.
3. Уверенность школьников в социальной значимости труда, то есть сформированное отношение к труду как к жизненной ценности.
4. Степень самопознания школьника. Оттого, насколько глубоко ученик сможет изучить профессионально важные качества своей личности, во многом будет зависеть правильность его выбора.
Только квалифицированные специалисты могут дать ученику достаточно полную и правильную информацию ученику о его профессионально важных качествах, профессиональном типе личности. Достаточно полную информацию о профессионально важных качествах личности дают квалифицированный педагог и психолог.
5. Наличие у учащихся, обоснованного профессионального плана.
Профориентационная работа в школе-интернате предусматривает соблюдение и реализацию принципов систематичности и ведётся с первого по выпускной класс. Профориентация осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности в условиях взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными структурами: семьёй, медицинскими учреждениями, службой занятости населения.
Профориентационная работа включает следующие этапы:
1 этап (младший школьный возраст). На этапе младшего школьного возраста начинает формироваться отношение к труду как к жизненной ценности. Профессиональная ориентация на этом этапе осуществляется а процессе подготовки к трудовым навыкам, ознакомлению с профессиями, включению детей в посильный общественно – полезный труд.
2 этап (10 - 15 лет). Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и интереса к конкретной трудовой деятельности, знакомство с профессионально важными качествами личности.(ПВК). На этом этапе обучающиеся знакомятся с моделью правильного профессионального выбора – формулой выбора профессии «Могу – хочу – надо», разработанной психологом Климовым Е.А. Проводится работа по профилактике ошибочного выбора профессии: обучающиеся знакомятся с типичными и возможными ошибками при выборе профессии.
3 этап (16 –18 лет). На этом этапе осуществляется формирование знаний и умений воспитанников ориентироваться в мире профессий; социально-профессиональная направленность подготовки воспитанников к труду в различных сферах деятельности с учетом психофизиологических возможностей подростков, осознанный выбор профессии и места получения профессионального образования. Работа по профессиональному самоопределению с учениками старших классов предусматривает взаимодействие с профессиональными учебными заведениями, осуществляющими прием инвалидов по слуху центрами профессиональной ориентации, службой занятости населения, специализированными предприятиями, реабилитационными учреждениями и т.п. На этом этапе проводится тестирование по методике Е.А. Климов и других авторов. За последнее десятилетие в системе профориентации стали широко применятся информационные технологии: работа с интернет-ресурсами, проведения презентаций, работа с сайтом учебного заведения.
В последнее десятилетие по профориентации стали чаще использовать экспресс-диагностику, представленную в виде вопросов или рисуночных тестов. Например, для того, чтобы выяснить, насколько развиты у девочек усидчивость и терпение, любовь к монотонному труду, необходимые им в дальнейшей работе, с ними можно побеседовать о рукоделии, кулинарии, задать вопросы: «Любишь ли ты, когда находишься дома, вышивать, готовить?», «Хватает ли у тебя терпения вязать варежки?». Экспресс-диагностика В. Лободина «Рисунок человечка из геометрических фигур» позволяет быстро проводить диагностику характера учеников.
К другим эффективным формам и методам профориентационной работы с обучающимися с нарушением слуха, можно отнести следующие:
– внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению;
– разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ по профориентации;
– курс лекций для выпускников и их родителей о профессиональном продвижении и развитии, например, «Могу – хочу – надо – формула выбора профессии», «Типичные ошибки при выборе профессии»;
– профориентационные игры: игры профессионального содержания, деловые игры, квесты, расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности для людей с ОВЗ;
– лекции, анкетирование для родителей и учеников;
– психологические консультации для старшеклассников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определения индивидуальной траектории профессионального и личностного развития;
– привлечение представителей различных предприятий к мероприятиям по профориентации, проведение совместных мероприятий;
– привлечение выпускников и родителей обучающихся с нарушением слуха, успешно трудоустроившихся в качестве консультантов в образовательное учреждение;
– взаимодействия с учреждениями профессионального образования, а также предприятиями и организациями;
– участие в национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс»;
– участие в работе всероссийских профориентационных проектов; индивидуальные консультации психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
– дни открытых дверей и посещение сайтов учебных заведений,
– осуществляющих приём лиц с нарушением слуха; просмотр буклетов таких учебных заведений;
– освоение обучающимися основ профессии- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в обязательную часть образовательной программы или в рамках дополнительного образования.
Информационный стенд – одна из эффективных форм просветительской работы с обучающимися в школе. Стенд профориентации оформляется с целью:
– оказания информационной поддержки учащимся, педагогам и родителям;
– знакомства с профессиональными учебными заведениями разного типа знакомства с учреждениями внешкольного обучения и воспитания;
– информирования на рынке труда о востребованных профессиях данного региона, местных организациях;
– содействия изучению индивидуальных психологических особенностей личности, профессиональных интересов и склонностей;
– размещения на стендах информации о выпускниках, у которых успешно сложилась профессиональная карьера;
– проведения конкурсов рисунков по профориентации.
Применение эффективных методов профориентационной работы должно способствовать тому, чтобы учащиеся могли самостоятельно выбрать себе понравившуюся профессию, учитывая свои способности, состояние здоровья, требования рынка труда.
Таким образом, проведение эффективных методов профориентационной работы должно способствовать тому, чтобы учащиеся с нарушением слуха могли самостоятельно выбрать все понравившееся профессии, учитывая свои способности, состоянии здоровья, требования рынка труда. Сознавать важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимать необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного общества. Понимать необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Беляева, А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева ; Рос. акад. образования, Ин-т проф.-техн. образования. – СПб., 2002. – 238 с.
2. Зайцев, И. С. Профессиональное самоопределение как ресурс повышения качества образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи / И. С. Зайцев // Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Международная научно-практическая конференция ЮНЕСКО, Казань, 15–17 мая 2014 года / Под редакцией: Н.М. Прусс, Ф.Г Мухаметзяновой. Том 2. – Казань: Университет управления "ТИСБИ", 2014. – С. 191-196.
3. Как построить профильную школу: пособие для рук. общеобразоват. учреждений / В. Ю. Кричевский [и др.]. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Просвещение, Фил., 2006 (М.: Типография "Наука" РАН). – 158 с.
4. Новый политехнический словарь / Гл. ред. А.Ю. Илишинский. –М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 671 с.