12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Апрелева Анастасия Евгеньевна32

Повышение мотивации изучения химии учащихся 8-9 классов через формирование естественно-научной грамотности.

Примеры заданий по химии,  используемые  на различных этапах урока, формирующие  естественнонаучную грамотность

Главная цель естественнонаучного образования – естественнонаучная грамотность обучающихся, для достижения которой изучение естественных наук должно осуществляться на основе научного метода познания

Естественнонаучная грамотность – способность

-использовать естественнонаучные знания,

-выявлять проблемы,

-делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетентностями:

•научно объяснять явления,

•оценивать и планировать научные исследования,

•научно интерпретировать данные и доказательства

PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment)

Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений.

Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из следующих контекстов:

Здоровье;

Природные ресурсы;

Окружающая среда;

Опасности и риски;

Новые знания в области науки и технологии

От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте

Задания имеют межпредметную основу.

Приоритеты в заданиях:

-с точки зрения содержания – экологические вопросы;

-с точки зрения компетенций – методы научного исследования





1.Соли угольной кислоты . 9 класс.

( «несплошные» задачи)

Этап урока: объявление темы урока, постановка цели и задач.

Оборудование: кусок мела, завернутый в красивую обертку, куриное яйцо; пудра, зубной порошей, раковины моллюсков.

У меня в руках в красивой обертке находится предмет, в состав которого входит то же самое вещество, что входит в состав яичной скорлупы, из него состоят раковины некоторых моллюсков. его добавляют в зубной порошок и пудру .(кусок мела)

Тот ученик, кто назовет вещество, входящее в состав мела и определит, солью какой кислоты является данное вещество, тот объявит тему и цель нашего урока.

2.Физические и химические явления. 8 класс.

( мысленный эксперимент)

Этап урока: закрепление материала.

Форма работы: групповая

Один из древнейших способов получения соли для приготовления пищи до сих пор применяется в некоторых частях Африки. Листья и кожуру бананов сжигают на земле. Смесь золы и частично обуглившихся листьев заливают водой и помещают в глиняный котел с мелкими отверстиями на дне. Раствор медленно просачивается через листья и стекает в кувшин и сразу используется для варки овощей.

Объясните, какие физические и химические процессы происходят при этом?

Дайте обоснованный ответ.

3. Периодический закон и периодическая система химических элементов. 8 класс

( «несплошные» задачи)

Этап урока: закрепление материала.

Вещество, из которого состоят раковины моллюсков, включает в себя атомы 3-х элементов, находящихся в главных подгруппах четных групп ПСХЭ.

Один из элементов - представитель большого периода, два других- малого

Что это за элементы?

Их положение в ПСХЭ?

Формула вещества?

4. Угольная кислота и ее соли . 9 класс

( эксперимент)

Этап урока: закрепление материала

Форма работы: групповая.



В учебнике Д. И. Андропова и В. И. Завьялова «Начальный курс гигиены для средних учебных заведений» (1915) для подготовки гувернанток предлагались такие вопросы:

1) Чтобы было незаметно, что молоко прокисло, в него добавляли соду.

Как это можно определить?

2) В топленое масло для увеличения веса подмешали негашеную известь.

Как ее обнаружить?

Задание: предложите и проведите эксперименты, которое позволило бы ответить на эти вопросы.

Составьте уравнения реакций.

5. Задачи на нахождение массовой доли вещества в растворе. 8 класс

( контекстные задачи)

Этап урока: закрепление материала

Форма работы: групповая.

1)Антисептические ( противомикробные) свойства иода первым использовал в хирургии французский врач Буанэ. В России впервые великий русский хирург Н. И. Пирогов применял иодную настойку при лечении ран в 1865-1866 г. г.

Рассчитайте массы иода и этилового спирта, необходимых для приготовления 20г 5 процентного спиртового раствора иода.

2) Ученые давно подметили схожесть состава морской воды с соляным раствором крови и тканевой жидкости — еще одно напоминание о том, что миллиарды лет назад все живое зародилось в океане. Несколько десятилетий назад морскую воду не без успеха использовали в медицине в качестве кровезаменителя, вводя внутривенно облученную ультрафиолетовыми лучами морскую воду.
То есть, морская вода очень схожа с соляным составом крови человека. Во время Великой Отечественной Войны при нехватке донорской крови советские медики в качестве кровезаменителя вводили внутривенно морскую воду, что спасло жизнь многим бойцам. Определите состав и рассчитайте процентную концентрацию физиологического раствора , если в 1000 г морской воды содержится … г поваренной соли.

3) В Древнем Египте жрецы из почвы оазиса бога Амона добывали нашатырь

( хлорид аммония). Из него термическим разложением получали аммиак, растворяли его в воде для приготовления раствора нашатырного спирта.

Рассчитайте, какой объем газа надо растворить в 0, 5 л воды для получения 10 процентного раствора аммиака? Какая масса нашатыря необходима для этого?

6. Серная кислота и ее соли. 9 класс

( эксперимент)

Этап урока: рефлексия

Соли бария ядовиты для людей и животных. При попадании в организм они вызывают желудочные язвы и сердечные заболевания. Токсическая доза бариевых солей для человека 0,2—0,5 г. Но сульфат бария используется при рентгеноскопическом исследовании пищеварительного тракта. Бария сульфат обволакивает слизистую оболочку пищеварительного тракта и обеспечивает четкую визуализацию микрорельефа слизистой оболочки пищеварительного тракта, увеличивает контрастность изображения при проведении рентгенологических исследований пищеварительного тракта. Максимальная контрастность двенадцатиперстной кишки, желудка и пищевода достигается сразу же после введения бария сульфата внутрь.

Объясните, почему не происходит отравление организма человека. Предположите, можно ли заменить сульфат бария карбонатом бария.

Ответ подтвердите опытами и уравнениями реакций

7. Вода. Растворы. Очистка воды. 8 класс

( комплексное структурированное задание)

Этап урока: изучение нового материала

Мы убедились, что вода является хорошим растворителем. Потребность в питьевой воде каждого человека 2-3 литра в сутки. Как вы считаете . какой путь пройдет вода от природного водоема до крана на кухне

Задание . Найди соответствие. Составь и заполни таблицу. Впиши недостающую информацию.

Прием очистки воды

Объект водоочистительной станции

Результат

Фильтрование

?

Удаление микроорганизмов

Хлорирование

Бассейн для отстаивания воды

Удаление соединений железа и растворенных газов

Аэрация

Устройство для хлорирования

( озонирования) воды.

Удаление макрочастиц

?

Фильтр

?



8. Химические свойства кислорода 8 класс

( мысленныйэксперимент)

Этап урока: рефлексия

Кислород поддерживает горение. Неконтролируемое горение может вызвать пожар.

Перед вами кухонное полотенце, крышка от сковороды, банка с водой.

Объясните ваши действия в случае, если на плите с зажженной конфоркой вспыхнуло находящееся в сковороде подсолнечное масло . Почему другие варианты категорически неприемлемы?

9. Аммиак. 9 класс

( комплексное структурированное задание)

Этап урока: актуализация опорных знаний,

мотивация учебной деятельности, изучение нового.

1. Диктант по теме «АЗОТ» 1)……5)

6)Если вы назовете продукт взаимодействия водорода и азота, то вы объявите тему нашего урока.

2. Хотя аммиак является АХОВ, его используют в народном хозяйстве. ЧС техногенного характера могут быть и на заводах с использованием аммиака. Каковы ваши действия при утечке аммиака?

- спущусь на нижний этаж;

- поднимусь на верхний этаж;

-приму 3-5 капель иодной настойки, растворенной в стакане воды;

-использую повязку, смоченную раствором лимонной ( борной , уксусной) кислоты.

- использую повязку, смоченную раствором соды;

-выйду из зоны заражения перпендикулярно направлению ветра;

- выйду из зоны заражения по направлению ветра.

Выберите ответ. Запишите в тетрадь.

Чтобы обосновать свои ответы, какие знания об аммиаке необходимо знать?

(строение, физические и химические свойства).

3. Учитель, выполняя опыты, совместно с обучающимися находят и объясняют правильный ответ.

4. Обучающиеся сопоставляют первоначальные ответы с истинными.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.