Публикация «Повышение мотивации изучения химии учащихся 8–9 классов через формирование естественно-научной грамотности»
Повышение мотивации изучения химии учащихся 8-9 классов через формирование естественно-научной грамотности.
Примеры заданий по химии, используемые на различных этапах урока, формирующие естественнонаучную грамотность
Главная цель естественнонаучного образования – естественнонаучная грамотность обучающихся, для достижения которой изучение естественных наук должно осуществляться на основе научного метода познания
Естественнонаучная грамотность – способность
-использовать естественнонаучные знания,
-выявлять проблемы,
-делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучно-грамотный человек должен обладать следующими компетентностями:
•научно объяснять явления,
•оценивать и планировать научные исследования,
•научно интерпретировать данные и доказательства
PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment)
Инструментарий PISA: не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений.
Содержание каждого задания формируется не по предметному принципу, а относится к одному из следующих контекстов:
Здоровье;
Природные ресурсы;
Окружающая среда;
Опасности и риски;
Новые знания в области науки и технологии
От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте
Задания имеют межпредметную основу.
Приоритеты в заданиях:
-с точки зрения содержания – экологические вопросы;
-с точки зрения компетенций – методы научного исследования
1.Соли угольной кислоты . 9 класс.
( «несплошные» задачи)
Этап урока: объявление темы урока, постановка цели и задач.
Оборудование: кусок мела, завернутый в красивую обертку, куриное яйцо; пудра, зубной порошей, раковины моллюсков.
У меня в руках в красивой обертке находится предмет, в состав которого входит то же самое вещество, что входит в состав яичной скорлупы, из него состоят раковины некоторых моллюсков. его добавляют в зубной порошок и пудру .(кусок мела)
Тот ученик, кто назовет вещество, входящее в состав мела и определит, солью какой кислоты является данное вещество, тот объявит тему и цель нашего урока.
2.Физические и химические явления. 8 класс.
( мысленный эксперимент)
Этап урока: закрепление материала.
Форма работы: групповая
Один из древнейших способов получения соли для приготовления пищи до сих пор применяется в некоторых частях Африки. Листья и кожуру бананов сжигают на земле. Смесь золы и частично обуглившихся листьев заливают водой и помещают в глиняный котел с мелкими отверстиями на дне. Раствор медленно просачивается через листья и стекает в кувшин и сразу используется для варки овощей.
Объясните, какие физические и химические процессы происходят при этом?
Дайте обоснованный ответ.
3. Периодический закон и периодическая система химических элементов. 8 класс
( «несплошные» задачи)
Этап урока: закрепление материала.
Вещество, из которого состоят раковины моллюсков, включает в себя атомы 3-х элементов, находящихся в главных подгруппах четных групп ПСХЭ.
Один из элементов - представитель большого периода, два других- малого
Что это за элементы?
Их положение в ПСХЭ?
Формула вещества?
4. Угольная кислота и ее соли . 9 класс
( эксперимент)
Этап урока: закрепление материала
Форма работы: групповая.
В учебнике Д. И. Андропова и В. И. Завьялова «Начальный курс гигиены для средних учебных заведений» (1915) для подготовки гувернанток предлагались такие вопросы:
1) Чтобы было незаметно, что молоко прокисло, в него добавляли соду.
Как это можно определить?
2) В топленое масло для увеличения веса подмешали негашеную известь.
Как ее обнаружить?
Задание: предложите и проведите эксперименты, которое позволило бы ответить на эти вопросы.
Составьте уравнения реакций.
5. Задачи на нахождение массовой доли вещества в растворе. 8 класс
( контекстные задачи)
Этап урока: закрепление материала
Форма работы: групповая.
1)Антисептические ( противомикробные) свойства иода первым использовал в хирургии французский врач Буанэ. В России впервые великий русский хирург Н. И. Пирогов применял иодную настойку при лечении ран в 1865-1866 г. г.
Рассчитайте массы иода и этилового спирта, необходимых для приготовления 20г 5 процентного спиртового раствора иода.
2) Ученые давно подметили схожесть состава морской воды с соляным раствором крови и тканевой жидкости — еще одно напоминание о том, что миллиарды лет назад все живое зародилось в океане. Несколько десятилетий назад морскую воду не без успеха использовали в медицине в качестве кровезаменителя, вводя внутривенно облученную ультрафиолетовыми лучами морскую воду.
То есть, морская вода очень схожа с соляным составом крови человека. Во время Великой Отечественной Войны при нехватке донорской крови советские медики в качестве кровезаменителя вводили внутривенно морскую воду, что спасло жизнь многим бойцам. Определите состав и рассчитайте процентную концентрацию физиологического раствора , если в 1000 г морской воды содержится … г поваренной соли.
3) В Древнем Египте жрецы из почвы оазиса бога Амона добывали нашатырь
( хлорид аммония). Из него термическим разложением получали аммиак, растворяли его в воде для приготовления раствора нашатырного спирта.
Рассчитайте, какой объем газа надо растворить в 0, 5 л воды для получения 10 процентного раствора аммиака? Какая масса нашатыря необходима для этого?
6. Серная кислота и ее соли. 9 класс
( эксперимент)
Этап урока: рефлексия
Соли бария ядовиты для людей и животных. При попадании в организм они вызывают желудочные язвы и сердечные заболевания. Токсическая доза бариевых солей для человека 0,2—0,5 г. Но сульфат бария используется при рентгеноскопическом исследовании пищеварительного тракта. Бария сульфат обволакивает слизистую оболочку пищеварительного тракта и обеспечивает четкую визуализацию микрорельефа слизистой оболочки пищеварительного тракта, увеличивает контрастность изображения при проведении рентгенологических исследований пищеварительного тракта. Максимальная контрастность двенадцатиперстной кишки, желудка и пищевода достигается сразу же после введения бария сульфата внутрь.
Объясните, почему не происходит отравление организма человека. Предположите, можно ли заменить сульфат бария карбонатом бария.
Ответ подтвердите опытами и уравнениями реакций
7. Вода. Растворы. Очистка воды. 8 класс
( комплексное структурированное задание)
Этап урока: изучение нового материала
Мы убедились, что вода является хорошим растворителем. Потребность в питьевой воде каждого человека 2-3 литра в сутки. Как вы считаете . какой путь пройдет вода от природного водоема до крана на кухне
Задание . Найди соответствие. Составь и заполни таблицу. Впиши недостающую информацию.
Прием очистки воды | Объект водоочистительной станции | Результат |
Фильтрование | ? | Удаление микроорганизмов |
Хлорирование | Бассейн для отстаивания воды | Удаление соединений железа и растворенных газов |
Аэрация | Устройство для хлорирования ( озонирования) воды. | Удаление макрочастиц |
? | Фильтр | ? |
8. Химические свойства кислорода 8 класс
( мысленныйэксперимент)
Этап урока: рефлексия
Кислород поддерживает горение. Неконтролируемое горение может вызвать пожар.
Перед вами кухонное полотенце, крышка от сковороды, банка с водой.
Объясните ваши действия в случае, если на плите с зажженной конфоркой вспыхнуло находящееся в сковороде подсолнечное масло . Почему другие варианты категорически неприемлемы?
9. Аммиак. 9 класс
( комплексное структурированное задание)
Этап урока: актуализация опорных знаний,
мотивация учебной деятельности, изучение нового.
1. Диктант по теме «АЗОТ» 1)……5)
6)Если вы назовете продукт взаимодействия водорода и азота, то вы объявите тему нашего урока.
2. Хотя аммиак является АХОВ, его используют в народном хозяйстве. ЧС техногенного характера могут быть и на заводах с использованием аммиака. Каковы ваши действия при утечке аммиака?
- спущусь на нижний этаж;
- поднимусь на верхний этаж;
-приму 3-5 капель иодной настойки, растворенной в стакане воды;
-использую повязку, смоченную раствором лимонной ( борной , уксусной) кислоты.
- использую повязку, смоченную раствором соды;
-выйду из зоны заражения перпендикулярно направлению ветра;
- выйду из зоны заражения по направлению ветра.
Выберите ответ. Запишите в тетрадь.
Чтобы обосновать свои ответы, какие знания об аммиаке необходимо знать?
(строение, физические и химические свойства).
3. Учитель, выполняя опыты, совместно с обучающимися находят и объясняют правильный ответ.
4. Обучающиеся сопоставляют первоначальные ответы с истинными.