12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Администрация сайта «УРОК.РФ»2207
Подписывайтесь, задавайте вопросы, следите за новостями!
1

Вебинар для педагогов на тему «Повышение образовательного потенциала среды детского сада». Фрагмент стенограммы №2

Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы с бесплатного вебинара «Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога». Вебинар для педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, психологов, тьюторов был организован Учебным центром «Урок». Мероприятие провела Елена Дмитриевна Файзуллаева, кандидат психологических наук, доцент, Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребёнка по Томской области. 

В ходе бесплатного вебинара на нескольких примерах были рассмотрены варианты использования предметов в педагогической практике в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Внимание! Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для бесплатного просмотра на нашем сайте.

 

...Ещё один тип социально-коммуникативных задач, о котором педагоги помнят не всегда, – это задачи по работе с позициями (игрока, обучающего, партнёра, наставника, организатора и др.). Например, я сейчас в позиции ведущего вебинара, а вы в позиции слушателя. Когда мы общаемся с ребёнком, то в тот момент он не воспринимает нас как человека или чью-то маму, и он может воспринимать нас как воспитателя или педагога-психолога, а проще – воспринимает нас по имени-отчеству. Но у ребёнка есть особые индикаторы, они вам этого не скажут, но, когда они к вам подходят и обнимаются, в этот момент они себя определили как человека, нуждающегося в тепле, и я в этот момент должна самоопределиться как добрый, близкий для ребёнка человек (заменитель мамы).

Когда я веду с ребёнком образовательную деятельность, у меня меняется тон голоса, я в нейтрально-деловом состоянии, то я уже квази-учитель. Когда я с детьми играю, то я ведущий или игрок. И вот эта подвижность, внутренняя мобильность педагога является, на мой взгляд, профессиональной компетенцией, которая позволяет быть успешным, грамотным в педагогической практике. То же самое касается задач по изменению позиций ребёнка, потому что каждый отдельный отрезок времени может определять для него конкретную задачу, которую он должен решать с некой позиции (например, если я объясняю ему урок, то я учитель, а он воспринимает меня как обучающийся; я могу быть наставником, а потом он сам что-то освоит и станет наставником для другого, более слабого сверстника или младшего ребёнка; ребёнок может стать соорганизатором, помощников и т.д.).

Развитие этого типа задач также даёт в дальнейшем успешную социализацию. Эти задачи позволяют приблизиться к идее образовательного потенциала. Мне кажется, что чем больше мы таких задач решаем, тем больше происходит качественных трансформаций. Когда дети чему-то обучаются и мы сами, таким образом, профессионально совершенствуемся. Наряду с традиционными задачами (обучение, воспитание, развитие), предлагаю вам обратить внимание на те задачи, которые мы с вами только что обсудили.

Далее я хочу ввести некие характеристики, которые связаны с идеей развития потенциала. Когда мы решаем с детьми разные задачки, мы ориентируемся на такие характеристики, как открытость, множественность и экологичность. Открытость предполагает со-действование. Посмотрим на это понятие с точки зрения открытости, когда мы предлагаем ребёнку что-то, очень деликатно, с открытым предложением это что-то доделать самому (например, панно, большая открытка). Вы раскладываете материалы, начинаете делать, а рядом вы кладёте предметы, которые помогают доделать работу (ножницы, клей, блёстки, красивая цветная бумага, пластилин и др.). в этом и есть открытость педагогических действий: задать ребёнку идею и уйти, не навязывая её. Ребёнок может подойти и делать работу, и вы с ним являетесь участниками совместной деятельности, но она не происходит одномоментно.

Эти идеи открытости могут быть преподнесены ребёнку в разном формате. Например, вы можете взять различные предметы (куклы или другие игрушки) и сказать: «Ребятишки, сейчас у меня в мешочке лежат 5 разных предметов». Создаём интригу, достаём эти предметы по очереди, выставляем, а потом спрашиваем: «Интересно, а почему они все вместе у нас собрались? Давайте вместе подумаем. Мы же хотели вместе историю сочинять. Или рисовать что-то». И дети начинают предлагать свои идеи. Вот это тоже предполагает принцип открытости, когда вы даёте детям соучаствовать в образовательном мероприятии, быть соавторами данного действия, и вот это воспитывает в ребёнке и активность, и самостоятельность. Здесь мы решаем несколько задач (творческие, интеллектуальные, на сотрудничество и изменение позиций: то он автор, то слушатель и т.д. обращаемся к характеристике множественность, которая связана с предметно-пространственной средой во ФГОС (полифункциональность, вариативность среды).

Я ввожу другие слова, чтобы немножко обострить наше внимание, чувствительность к этим характеристикам. Множественность – это то, что соответствует принципу амплификации (обогащение среды). Это так называемый широкий ассортимент, линейка предложений, которую имеет педагог, работая с какими-либо предметами или объектами. Возьмём, к примеру, простой карандаш, традиционная функция которого – рисовать.

Иногда педагоги расширяют эту функцию и используют его как указку. Какие-то педагоги начинают использовать этот предмет более нетрадиционно, и карандаши становятся у нас элементами конструктора. Карандаши могут стать частями театра, когда мы на них надеваем некий предмет и разыгрываем сценку. Ребёнок может пользоваться этим карандашом в нескольких случаях: когда он обучается или хочет сделать что-то необычное (изобразить своё состояние и т.д.). То есть, работая с карандашом, мы можем совершить с ним много разнообразных действий с ним, и карандаш может стать как раз таким открытым предметом и иметь множественность...

 

Это был фрагмент выступления с Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога. Запись вебинара и дополнительные материалы к мероприятию доступны для бесплатного просмотра.

 

n1569411490.png

 

Продолжение стенограммы:

Фрагмент №3 вебинара «Повышение образовательного потенциала среды детского сада: предметы-помощники для педагога»

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: стенограммы вебинаров учебного центра «Урок»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.