Повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования как важное требование для развития образовательного учреждения
Повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования как важное требование для развития образовательного учреждения.
Целью деятельности педагога дополнительного образования является организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
1. Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога дополнительного образования, т. е. его профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Таким образом, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
2. Пути повышения профессиональной компетенции педагога дополнительного образования.
Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) конкурсы профессионального мастерства, б) курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары, активное участие в работе методических объединений, педагогических советах, жюри, экспертных комиссий и др.
2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков, занятий.
Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога.
Хочется более подробно остановиться на конкурсах профессионального мастерства.
Конкурсы педагогического мастерства.
Одна из форм повышения профессиональной компетентности - конкурсы педагогического мастерства. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствуют профессиональному самоопределению.
Участие в различных профессиональных конкурсах - один из путей самосовершенствования педагога.
Сегодня существует много профессиональных конкурсов для педагогов. Так, к примеру, для педагогов дополнительного образования ежегодно проводится Всероссийский конкурс "Сердце отдаю детям", конкурс "Панорама методических кейсов" и многие другие конкурсы профессионального мастерства.
Участвуя в них, педагог может рассказать о своём опыте работы и показать педагогическое мастерство.
Профессиональные конкурсы:
– способствуют самореализации, профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию;
–создают условия для непрерывного профессионального образования, совершенствования профессионального мастерства, повышения квалификации педагогов дополнительного образования,
–выявляют творческих, инициативных людей, способных заниматься методической и административной работой; лучшие педагогические методики и технологии обучения и воспитания детей;
- повышают престиж профессии и образовательного учреждения, общественный и профессиональный статус педагогов дополнительного образования.
Участие в дистанционных конкурсах предоставляет эффективные условия для повышения профессионального уровня педагога. Во-первых, педагог учится грамотно использовать учебные ресурсы Интернет, во-вторых, те, педагоги, которые прошли школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства педагогов всей страны. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога.
Профессиональные конкурсы – это не только профессиональный рост, это и интеллектуальный рост наших обучающихся. Чтобы подготовиться к любому конкурсу, необходимо самому узнать как можно больше. А как только появляются интересные творческие находки, хочется поделиться не только с коллегами, но и с ребятами, а значит для них появляется возможность обогатить свои знания.
Само участие в конкурсе - приобретение большого и ценного опыта. Победить в конкурсе - не значит останавливаться на достигнутом, а значит - развиваться дальше, находиться в постоянном поиске, совершенствоваться.
Курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары.
Использование этих дистанционных и очных форм предоставляет возможность педагогам заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями, как через Интернет, так и в живую, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами.
Дистанционные и очные курсы проводятся для педагогов, которые заинтересованы в повышении своей квалификации, в освоении современных методик и интернет-технологий.
При участии в очных курсах повышения квалификации педагоги получают возможность общения с высококвалифицированными специалистами, с коллегами из других городов.
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться! В этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
3.Самообразование педагога.
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого педагога строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование педагога зависит от его умения самосовершенствоваться. Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате. Пока педагог стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он должен заниматься самообразованием. Любое развитие грамотного человека должно происходить не спонтанно, а целенаправленно и планомерно.
Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Так как, с одной стороны, педагог – бесспорно личность, а с другой – педагог – носитель информации, знаний и традиций и в практической деятельности – педагогическая деятельность тесно связана и с процессом социализации и с духовно-нравственным аспектом воспитания. Это означает, что для того чтобы развить нравственно ценностные качества в личности обучающегося – справедливость, гуманность, доброту, благодарность, целеустремлённость, необходимо эти же качества развить и в педагоге. Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Повышение профессиональной компетентности характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности и её росту является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Используемая литература
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Российская АН.; России
Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика (текст): Монография/ А.А. Печеркина и др. - Екатеринбург, 2011.- 233с.
Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.
Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.
Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — Москва: Издательский дом «Буки-Веди», 2017
Интернет-источники.
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403146796/
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5947/1/mon00069.pdf
https://menobr-ru.turbopages.org/turbo/menobr.ru/s/article/65492-professionalnye-kompetentsii-pedagoga-v-obrazovanii
Приложение.
Фотографии с краевой конференции, семинаров, участие в конкурсах профессионального мастерства.
https://cloud.mail.ru/public/3tbV/4xzHRkXRA/
Елена Владимировна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Дементьева Ирина Михайловна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Богданова Ольга Николаевна
Сингаевская Наталья Валерьевна