Статья «Повышение воспитательного потенциала семьи посредством деятельности консультативного центра "Осознанного родительства"»
«Повышение воспитательного потенциала семьи посредством деятельности консультативного центра «Осознанного родительства»
Кецкало Алина Дмитриевна, педагог-психолог МАДОУ ЦРР- д/с 111 г. Тюмени
Повышение воспитательного потенциала семьи одна из важных задач педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Доказательством актуальности для выступают результаты проблемно-ориентированного анализа собственной профессиональной деятельности и собственного профессионально-личностного развития. На основе проведенного теоретического анализа понятия «компетентность» составили компонентную структуру психолого-педагогической компетентности родителей, которая делится на компоненты:
Когнитивный компонент, который представляет собой: знания индивида, которые необходимы ему для выполнения целевой деятельности. Этот компонент можно сопоставить с глаголом «Я знаю». Это информационная составляющая психолого-педагогической компетенции, которая включает в себя некоторый объем знаний по педагогике, психологии и воспитанию детей дошкольного возраста.
Функциональный компонент — это умение и навык применить полученные знания на практике, в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, и определяется как «Умею». Он включает в себя коммуникативный и деятельностный компоненты компетенции. При этом, коммуникативный элемент представляет собой способность родителей к бесконфликтному общению с ребенком, а деятельностный - это умение родителей организовывать взаимодействие с ребенком в процессе решения воспитательных задач.
Мотивационный компонент — отражающий осознанную готовность, желание и стремление индивида для выполнения своей целевой деятельности. Этот компонент выражается как «Хочу». Ценностно-мотивационный компонент представлен в данном компоненте как элемент, который показывает наличие у родителей психологических и субъективных мотивов для того, чтобы повысить свою психолого-педагогическую компетентность в целях воспитания и развития ребенка.
Личностный компонент отражает психологические, физические и другие персональные качества индивида в аспекте его готовности осуществлять тот или иной вид деятельности. Данный компонент можно соотнести с глаголом «Могу». Это может проявляться в осознании родителями важности саморазвития и совершенствования в вопросах личностного роста, которые касаются воспитания детей. И является рефлексивным элементом, выражающимся в умении родителей анализировать свой уровень готовности к воспитанию ребенка и способности оценивать свои результаты.
Для диагностики уровней сформированности психолого-педагогической компетентности необходима специальная методика, но в современной литературе нами не было выявлено единой методики поэтому мы постарались составить модель на основе научных трудов Мимикина, А. А Селина В.В. Для диагностики уровня сформированности психолого-педагогической компетентности нами была составлена модифицированная модель в виде таблицы, с критериальными характеристиками компонентов И является рефлексивным элементом, выражающимся в умении родителей анализировать свой уровень готовности к воспитанию ребенка и способности оценивать свои результаты.(таблица 1).
Таблица 1
Уровень /Компонент | Когнитивный |
Высокий |
|
Средний | Знает большую часть возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их основные закономерности физического, психического и социального развития.
|
Низкий | - имеет частичное представление о возрастных особенностях детей дошкольного возраста — не знает ни одного метода и средства воспитания — знает один-два стиль воспитания или не знает ни одного — в вопросах воспитания опирается только на свой жизненный опыт или обращается за советом к родственникам, друзьям, знакомым. — не знает ни одного кризисного периода возрастного развития дошкольника |
Уровень /Компонент | Функциональный |
Высокий | Имеет высокий уровень коммуникации с ребенком, умеет эффективно взаимодействовать и находить общий язык.
|
Средний |
|
Низкий | - имеет низкий уровень коммуникации с ребенком — не оказывает помощь ребенку в трудных ситуациях — применяет отрицательные методы в решении конфликтных ситуаций — в основном применяет отрицательные методы и приемы в воспитании — не владеет методами бесконфликтного общения — не замечает достижения ребенка. |
Уровень /Компонент | Мотивационный |
Высокий | - ознает важность углубленного изучения характеристик возраста, методов и подходов к воспитанию и развитию ребенка в период дошкольного возраста; готов сформулировать все необходимые цели воспитания, важные для детей этого возраста; стремится к развитию у ребенка наилучших качеств (указав три или более таких качества); имеет представление о том, каким должен быть идеальный ребенок; готов пройти дополнительные обучающие программы для улучшения своих психолого-педагогических знаний. |
Средний | — понимание необходимости изучения детских особенностей, методов воспитания и развития в дошкольном возрасте присутствует, однако отсутствует возможность выделить на это время из-за большого объема воспитательной работы. Есть желание развить у ребенка определенные качества, есть представление о идеальном ребенке, готовность проходить обучающие программы для улучшения психологических и педагогических навыков есть, но на данный момент нет времени на это или предпочтение улучшать свои навыки самостоятельно в данной области. |
Низкий | - не считает необходимым получения дополнительной информации о возрастных особенностях, методах и способах воспитания и развития ребенка в период дошкольного детства — ставит перед собой одну-две воспитательных задач — хочет развить в ребенке лучшие качества (указал одно качество) — не имеет представления к чему стремиться в идеале (идеальный ребенок) — не готов уделять время для прохождения программы для повышения психолого-педагогических компетенций. |
Уровень /Компонент | Личностный |
Высокий | -способен выявлять собственные ошибки в вопросах воспитания - убежден в том, что способен проникнуть во внутренний мир ребенка - готов самостоятельно изучать вопросы воспитания и обучения своего ребенка - готов учиться на дополнительных курсах для улучшения психолого-педагогической компетенции - оценивает свои успехи в воспитании (выполнение воспитательных задач) и считает, что добивается поставленных целей. |
Средний | - в некоторых случаях способен оценить свои ошибки в воспитании, но требует консультации специалистов. Понимает часть внутреннего мира ребенка и осознает необходимость дополнительных советов от экспертов. Желает развиваться как родитель, улучшая свои знания и навыки в вопросах воспитания и развития детей, хотя испытывает трудности. Оценивает свои успехи в воспитании и считает, что достигает поставленных целей. |
низкий | - не может проанализировать свои ошибки в проблемах воспитания — не понимает внутренний мир ребенка - готов ставить перед собой всеобразовательные задачи, необходимые ребенку дошкольноговозраста,но не хочет тратить на это время или вообщен е готов— не испытывает желания совершенствоваться в проблемах воспитания и развития ребенка. |
Для изучения уровня сформированности психолого-педагогических способностей у родителей мы применяем метод анкетирования, разрабатываем анкету, вопросы которой отражает суть всех четырех компонентов.В нее также включены дополнительные вопросы. В первом опросе приняли участие 42 родителя.
Для перевода качественных показателей в количественные, для каждого компонента был присвоен балл: высокий, средний и низкий уровни.
По результатам первичного диагностирования уровня сформированности психолого-педагогических компетентности у родителей детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод, что у родителей преобладал низкий и средний уровень компонентов, Нам необходимо уделить особое внимание когнитивному компоненту, который выражается глаголом «Знаю», так как повышение уровня когнитивного компонента, помогает чувствовать себя более увереннее в вопросах воспитания ребенка дошкольного возраста, в тоже время данный компонент может оказать значительное влияние на мотивационный и личностный компонент.
(диаграмма 1)
На основе результатов первичного анкетирования было принято разработать план мероприятий консультативного центра осознанного родительства, который поможет нам достичь поставленной цели. Также было создано сообщество в вайбере, в которое вступило более 70 человек, включая родителей (законных представителей) и воспитателей. После разработки плана мероприятия, было принято проводить встречи раз в месяц, транслировать результаты встреч в группе Вконтакте, а также дублировать в созданное сообщество.
В результате итоговой диагностики, можем сделать вывод, что уровень когнитивного компонента значительно вырос, также несколько человек вышли на высокий уровень. В функциональном, мотивационном и личностном компонентах значительно вырос высокий уровень, что говорит о высокой результативности проведения мероприятий в консультативном центре осознанного родительства.
(диаграмма 2)
Результатами деятельности нашего проекта является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста: имеется промежуточный результат уровня знаний по основам психологии, педагогики и воспитанию у родителей детей дошкольного возраста. Сформировались умения и навыки, получилось применить знания на практике, в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.
Родители научились вести бесконфликтное общение с ребенком, освоили способы организации взаимодействия с ребенком в процессе решения воспитательных задач. Повысился уровень возможностей родителей анализировать свои уровень готовности к воспитанию ребенка и способности оценивать свои результаты.