Статья «Повышение воспитательного потенциала семьи посредством деятельности консультативного центра "Осознанного родительства"»

2
0
Материал опубликован 6 June

«Повышение воспитательного потенциала семьи посредством деятельности консультативного центра «Осознанного родительства»

Кецкало Алина Дмитриевна, педагог-психолог МАДОУ ЦРР- д/с 111 г. Тюмени

Повышение воспитательного потенциала семьи одна из важных задач педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Доказательством актуальности для выступают результаты проблемно-ориентированного анализа собственной профессиональной деятельности и собственного профессионально-личностного развития. На основе проведенного теоретического анализа понятия «компетентность» составили компонентную структуру психолого-педагогической компетентности родителей, которая делится на компоненты:

Когнитивный компонент, который представляет собой: знания индивида, которые необходимы ему для выполнения целевой деятельности. Этот компонент можно сопоставить с глаголом «Я знаю». Это информационная составляющая психолого-педагогической компетенции, которая включает в себя некоторый объем знаний по педагогике, психологии и воспитанию детей дошкольного возраста.

Функциональный компонент — это умение и навык применить полученные знания на практике, в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, и определяется как «Умею». Он включает в себя коммуникативный и деятельностный компоненты компетенции. При этом, коммуникативный элемент представляет собой способность родителей к бесконфликтному общению с ребенком, а деятельностный - это умение родителей организовывать взаимодействие с ребенком в процессе решения воспитательных задач.

Мотивационный компонент — отражающий осознанную готовность, желание и стремление индивида для выполнения своей целевой деятельности. Этот компонент выражается как «Хочу». Ценностно-мотивационный компонент представлен в данном компоненте как элемент, который показывает наличие у родителей психологических и субъективных мотивов для того, чтобы повысить свою психолого-педагогическую компетентность в целях воспитания и развития ребенка.

Личностный компонент отражает психологические, физические и другие персональные качества индивида в аспекте его готовности осуществлять тот или иной вид деятельности. Данный компонент можно соотнести с глаголом «Могу». Это может проявляться в осознании родителями важности саморазвития и совершенствования в вопросах личностного роста, которые касаются воспитания детей. И является рефлексивным элементом, выражающимся в умении родителей анализировать свой уровень готовности к воспитанию ребенка и способности оценивать свои результаты.

Для диагностики уровней сформированности психолого-педагогической компетентности необходима специальная методика, но в современной литературе нами не было выявлено единой методики поэтому мы постарались составить модель на основе научных трудов Мимикина, А. А Селина В.В. Для диагностики уровня сформированности психолого-педагогической компетентности нами была составлена модифицированная модель в виде таблицы, с критериальными характеристиками компонентов И является рефлексивным элементом, выражающимся в умении родителей анализировать свой уровень готовности к воспитанию ребенка и способности оценивать свои результаты.(таблица 1).

Таблица 1

Уровень /Компонент

Когнитивный

Высокий

  • Знает возрастные особенности детей дошкольного возраста, их физическое, психическое и социальное развитие.

  • Владеет разнообразными методами и средствами воспитания и обучения дошкольников.

  • Знает основные стили воспитания и их особенности.

  • Пониет задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста.

  • Знает кризисные периоды в возрастном развитии дошкольников и способы их преодоления.

Средний

     Знает большую часть возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их основные закономерности физического, психического и социального развития.

  • Владеет некоторыми методами и средствами воспитания и обучения дошкольников.

  • Знает основные стили воспитания и их особенности.

  • Владеет некоторыми источниками психолого-педагогической информации для своей работы.

  • Знает один из кризисных периодов возрастного развития дошкольников и способы его преодоления.

Низкий

- имеет частичное представление о возрастных особенностях детей дошкольного возраста — не знает ни одного метода и средства воспитания — знает один-два стиль воспитания или не знает ни одного — в вопросах воспитания опирается только на свой жизненный опыт или обращается за советом к родственникам, друзьям, знакомым. — не знает ни одного кризисного периода возрастного развития дошкольника

Уровень /Компонент


Функциональный

Высокий

Имеет высокий уровень коммуникации с ребенком, умеет эффективно взаимодействовать и находить общий язык.

  • Способен оказывать ребенку помощь и поддержку в трудных ситуациях, проявляя эмпатию и понимание.

  • Применяет преимущественно положительные методы в конфликтных ситуациях, стремясь к их разрешению.

  • Использует различные методы и приемы, в основном положительные, в воспитании детей.

  • Владеет методами бесконфликтного общения с ребенком, умеет находить конструктивные решения.

  • Всегда замечает и отмечает достижения и успехи своих воспитанников, поддерживая их мотивацию.

Средний

  • Имеет средний уровень коммуникации с ребенком, не всегда может установить эффективный контакт.

  • Не всегда может оказать ребенку необходимую помощь и поддержку в трудных ситуациях.

  • Применяет как положительные, так и отрицательные методы в решении конфликтных ситуаций с детьми.

  • Использует как положительные, так и отрицательные методы и приемы в воспитании дошкольников.

  • Частично владеет методами бесконфликтного общения с ребенком, применяя как положительные, так и отрицательные подходы.

  • Не всегда замечает и отмечает достижения и успехи своих воспитанников.

Низкий

- имеет низкий уровень коммуникации с ребенком — не оказывает помощь ребенку в трудных ситуациях — применяет отрицательные методы в решении конфликтных ситуаций — в основном применяет отрицательные методы и приемы в воспитании — не владеет методами бесконфликтного общения — не замечает достижения ребенка.

Уровень /Компонент

Мотивационный

Высокий

- ознает важность углубленного изучения характеристик возраста, методов и подходов к воспитанию и развитию ребенка в период дошкольного возраста; готов сформулировать все необходимые цели воспитания, важные для детей этого возраста; стремится к развитию у ребенка наилучших качеств (указав три или более таких качества); имеет представление о том, каким должен быть идеальный ребенок; готов пройти дополнительные обучающие программы для улучшения своих психолого-педагогических знаний.

Средний

— понимание необходимости изучения детских особенностей, методов воспитания и развития в дошкольном возрасте присутствует, однако отсутствует возможность выделить на это время из-за большого объема воспитательной работы. Есть желание развить у ребенка определенные качества, есть представление о идеальном ребенке, готовность проходить обучающие программы для улучшения психологических и педагогических навыков есть, но на данный момент нет времени на это или предпочтение улучшать свои навыки самостоятельно в данной области.

Низкий

- не считает необходимым получения дополнительной информации о возрастных особенностях, методах и способах воспитания и развития ребенка в период дошкольного детства — ставит перед собой одну-две воспитательных задач — хочет развить в ребенке лучшие качества (указал одно качество) — не имеет представления к чему стремиться в идеале (идеальный ребенок) — не готов уделять время для прохождения программы для повышения психолого-педагогических компетенций.

Уровень /Компонент

Личностный

Высокий

-способен выявлять собственные ошибки в вопросах воспитания - убежден в том, что способен проникнуть во внутренний мир ребенка - готов самостоятельно изучать вопросы воспитания и обучения своего ребенка - готов учиться на дополнительных курсах для улучшения психолого-педагогической компетенции - оценивает свои успехи в воспитании (выполнение воспитательных задач) и считает, что добивается поставленных целей.

Средний

- в некоторых случаях способен оценить свои ошибки в воспитании, но требует консультации специалистов. Понимает часть внутреннего мира ребенка и осознает необходимость дополнительных советов от экспертов. Желает развиваться как родитель, улучшая свои знания и навыки в вопросах воспитания и развития детей, хотя испытывает трудности. Оценивает свои успехи в воспитании и считает, что достигает поставленных целей.

низкий

не может проанализировать свои ошибки в проблемах воспитания — не понимает внутренний мир ребенка

- готов ставить перед собой всеобразовательные задачи, необходимые ребенку дошкольноговозраста,но не хочет тратить на это время или вообщен е готов— не испытывает желания совершенствоваться в проблемах воспитания и развития ребенка.



Для изучения уровня сформированности психолого-педагогических способностей у родителей мы применяем метод анкетирования, разрабатываем анкету, вопросы которой отражает суть всех  четырех компонентов.В нее также включены дополнительные вопросы. В первом опросе приняли участие 42 родителя. 

Для перевода качественных показателей в количественные, для каждого компонента был присвоен балл: высокий, средний и низкий уровни.

По результатам первичного диагностирования уровня сформированности психолого-педагогических компетентности у родителей детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод, что у родителей преобладал низкий и средний уровень компонентов, Нам необходимо уделить особое внимание когнитивному компоненту, который выражается глаголом «Знаю», так как повышение уровня когнитивного компонента, помогает чувствовать себя более увереннее в вопросах воспитания ребенка дошкольного возраста, в тоже время данный компонент может оказать значительное влияние на мотивационный и личностный компонент.

t1717647386aa.gif

(диаграмма 1)

На основе результатов первичного анкетирования было принято разработать план мероприятий консультативного центра осознанного родительства, который поможет нам достичь поставленной цели. Также было создано сообщество в вайбере, в которое вступило более 70 человек, включая родителей (законных представителей) и воспитателей. После разработки плана мероприятия, было принято проводить встречи раз в месяц, транслировать результаты встреч в группе Вконтакте, а также дублировать в созданное сообщество.

В результате итоговой диагностики, можем сделать вывод, что уровень когнитивного компонента значительно вырос, также несколько человек вышли на высокий уровень. В функциональном, мотивационном и личностном компонентах значительно вырос высокий уровень, что говорит о высокой результативности проведения мероприятий в консультативном центре осознанного родительства.



t1717647386ab.gif

(диаграмма 2)

Результатами деятельности нашего проекта является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста: имеется промежуточный результат уровня знаний по основам психологии, педагогики и воспитанию у родителей детей дошкольного возраста. Сформировались умения и навыки, получилось применить знания на практике, в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.

Родители научились вести бесконфликтное общение с ребенком, освоили способы организации взаимодействия с ребенком в процессе решения воспитательных задач. Повысился уровень возможностей родителей анализировать свои уровень готовности к воспитанию ребенка и способности оценивать свои результаты.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей