12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Логинова Екатерина Андреевна39
Россия, Нижегородская обл., г. Лысково
6

Статья «Повседневная жизнь торгово-промышленного села XIX века на примере с. Лысково»

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

торгово-промышленного села XIX ВЕКА

НА ПРИМЕРЕ c.лЫСКОВО

(автор: Логинова Е.А.)

 

 

Оглавление
Введение

Глава 1.Значение понятия «повседневность»

1.1.Повседневность, как предмет изучения

1.2. Подходы к изучению понятия «повседневность» 

Глава 2. Лысково, как типичное торгово-промышленное село XIX века

2.1. Типология торгово-промышленных сёл Нижегородской губернии

2.2. История села Лысково, как один из аспектов формирования повседневной жизни

Глава 3. Повседневная жизнь торгово-промышленного села XIX века, на примере Лыскова

3.1.Материально-предметный мир, как отражение повседневной жизни 

3.2. Духовный мир человека, как отражение повседневной жизни

Заключение 

Список литературы 

Приложения

/data/files/f1623647244.jpg (0x0)

/data/files/j1623647191.jpg (0x0)

Введение.

Небольшие поселения (уездные города, сёла, деревни и т.д.) составляли большую часть поселений России XIX века, в связи с этим изучение повседневной жизни именно таких населённых пунктов имеет принципиально важное значение в контексте региональных исследований. В данной работе исследование обращено к селу, которое по всем параметрам могло иметь статус уездного города. Интерес к местной истории и формирование общих теорий в этом направлении началось ещё в 18 веке. Очень важным итогом обращения к местной истории становится понимание необходимости изучения неофициальной, народной культуры.

Современные исследователи связывают формирование первых концепций в области местной истории с рецензией А. Григорьева на монографию Н.И. Костомарова «Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада», в которой обращается внимание на интерес к местной истории и общность исторических процессов. Затем были проведены обобщения и осмысления научной деятельности в данном направлении, которые отразились в трудах В.С. Иконникова, К. Н. Бестужева-Рюмина, А.С. Лаппо-Данилевского и др. В первой четверти 20 века изучение местной истории превращается в общественное движение, которое формирует у интеллигенции локальную идентичность. Это стимулирует создание местной истории, направленной на изучение повседневного быта различных слоёв. В отличие от этого движения в 1920-х гг, в 1950-е гг. круг тем для исследований значительно сузился, и сводился к теме подвига советского народа на фронте и в тылу. Лишь в 1980-1990-е гг. начал складываться интерес к локальной истории без идеологического контроля. Д.С. Лихачёв писал: «краеведение может стать в той или иной местности самым массовым видом науки…Оно в силу специфики предмета изучения требует от человека не равнодушного отношения»1. В начале 21 века изучение локальной истории переживает подъём. Всё чаще создаются интернет-проекты, исследования, конкурсы, направленные на изучение истории родного края. Это обусловило тему данного исследования «Повседневная жизнь торгово-промышленного села на примере c.Лыскова».

Большая часть работы посвящена изучению исторически сложившихся повседневных реалий Лыскова XIX века. Лысково в XIX веке имело статус села, но по количеству жителей - около 5000 человек, по наличию ансамбля Вознесенской церкви, по наличию регулярной застройки, по преобладанию ремесленного и торгового населения, его скорее можно отнести к небольшому уездному городу. Это обуславливает актуальность работы, которая позволяет, используя современные научные подходы, рассмотреть основательно данный период.

Научная новизна исследования видится в разностороннем изучении различных составляющих повседневной жизни провинциального общества на примере Лыскова, на основе различного рода источников.

Всю группу библиографического материала можно систематизировать и объединить в четыре блока.

Первый блок раскрывает понятие «повседневная жизнь»: его эволюцию и значение, которое применяется в данном исследовании. Это работы М.М. Крома, Ю.М. Лотмана, Норберта Элиаса, Б. Вандельфельса, В.Д. Лелеко, Т.С. Махлиной.

Второй блок посвящён типологии торгово-промышленных сёл Нижегородской губернии и эволюции села Лыскова, в частности – истории его основания и развития, природным, географическим и экономическим особенностям. Интерес к этой теме возник ещё в XIX веке: работы П.И. Мельникова. В последующее время количество литературы по данной тематике только возрастает: Ю.С. Ярымов, П.П. Семёнов, И.К. Орфанов, А. Мясникова, А.В. Лисицына.

Третий блок помогает исследовать архитектуру Лыскова начала XIX века, он представлен такими авторами, как Е.Д. Бондарёва, С.К. Жегалова, Н.А. Ковальчук, А.В. Лисицына, С.Н. Столяренко.

Четвёртый блок, представляющий собой исследования культурных и бытовых реалий Лыскова начала XIX века является самым малочисленным, так как эта сторона является наименее исследованной. В данном исследовании использовались работы Н. Сосиной, Д.Н. Смирнова, Е.Н. Кириченко. Но в большинстве случаев приходилось опираться на материалы, имеющиеся в лысковском краеведческом музее (элементы одежды), фотографии самого Лыскова, воспоминания жителей.

Целью данной работы стало выявление повседневных реалий провинциального общества на примере Лыскова.

Достижение заявленной цели было осуществлено путём последовательного решения ряда исследовательских задач, включающих:

Разностороннее исследование термина «повседневность», для того, чтобы определить, что именно станет объектом исследования в данной работе;

Выявление типичности Лыскова, как торгово-промышленного села Нижегородской губернии XIX века;

Исследование основных аспектов повседневной жизни торгово-промышленного села, на примере Лыскова.

При комплексном изучении темы автором были использованы следующие методы: синтез, анализ, структурный, системный и исторический подходы, методы дедукции и индукции и компаративный метод.

Объектом исследования является село Лысково Нижегородской губернии, которое имеет богатую историю и являющееся ярким представителем торгово-промышленного села начала XIX века.

Предмет исследования – повседневная жизнь лысковчан, в частности архитектура (как комплексная застройка, так и отдельные дома), образование и инфраструктура, быт и нравы.

Практическая значимость работы заключается в создании научно-достоверной картины повседневной жизни провинциального общества на примере Лыскова.

Структура исследования включает в себя введение, в котором отражены основные положения, актуальность, новизна, цель и задачи работы, две главы, заключение, содержащее основные выводы, список использованной литературы и приложения, содержащие наглядный материал повседневной жизни.

Во введении определяется актуальность исследования, цель и задачи, формулируется гипотеза, определяется объект и предмет исследования.

Первая глава носит более широкий, обобщающий характер, в ней рассматривается история Лыскова, и в частности географические и исторические предпосылки формирования повседневной жизни, а также определяется, что именно в данной работе вкладывается в понятие «повседневная жизнь».

Вторая глава носит более узкий характер, направленный на изучение конкретных направлений повседневной жизни: архитектура (с изучением семиотики интерьера и экстерьера), образование, одежда, досуг, нравы.

Заключение, в котором излагаются полученные выводы, и намечается перспектива дальнейшего исследования в данной области.

 

Глава 1. Значение понятия «повседневность».

1.1.Повседневность, как предмет изучения.

Для каждого человека мир, который его окружает, мир в котором он живёт, кажется естественным и правильным. Человек воспринимает его как факт. Но если взглянуть в глубину веков, то мы увидим, что этот привычный мир человека в разные периоды времени, в разных географических точках был разным. Именно вот этот мир, узнаваемый для любого, кто в нём живёт, и чуждый тем, кто в него попадает и формирует повседневную жизнь человека.

Повседневность человека является базисной структурой, чёткое представление о которой даёт Д. Лелеко. Он отмечает, что «человек живёт повседневной жизнью с момента своего появления на Земле. Но осознал это, заинтересовался и сделал предметом изучения не так давно, около полутораста лет назад»2.

Со второй половины XIX века учёные активно обращаются к теме повседневности. Именно в это время появляются работы о быте и нравах народов России и стран Европы. Но в этот период учёные обращают своё внимание к месту обитания человека: расположению жилищ, их внешнему и внутреннему убранству, удовлетворению человеком естественных потребностей в одежде, еде и питье, а так досуг, т.е к внешней стороне повседневности.

В своей статье «Повседневность как предмет исторического исследования» М.М. Кром говорит о жанре историко-бытового очерка, в котором пишет свою книгу А.И.Бегунова, и относит его «родословную» ещё к началу XIX века. При этом он считает образцами этого жанра «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» Н.И. Костомарова (1860 г.) и «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» И.Е. Забелина (1862 г.). Кром достаточно негативно отзывается о данном направлении, т.к. «для этого способа изображения обыденной жизни характерно повышенное внимание к материально-вещественной ее стороне, какой она предстает взору внешнего наблюдателя, без попытки объяснить мотивы бытового поведения людей, исходя из свойственного им понимания окружающего их мира»3. Этот период можно назвать первым этапом в изучении повседневности. К этому же этапу относятся работы Терещенко А. «Быт русского народа» Спб:1848; в зарубежной науке Гиро П. «Частная и общественная жизнь греков» Спб:1913. Этот период действительно характеризуется интересом к внешней стороне явления, попытки описать, а не понять смысл.

С 1920-х годов под влиянием новых наук (социология и социальная психология) начинается новый этап в изучении повседневности, направленный от изучения внешних форм к внутреннему содержанию, а именно к интеллектуально-духовным регуляторам. В этот период формируется история повседневности, как направление исторической науки, изучающей повседневную жизнь рядовых граждан. Во французской историографии предтечами этого направления стали исследования М. Блока и Л. Февра, изучавших эмоциональные и инстинктивные сферы мышления. К этому же этапу в изучении повседневности относятся книги Ю.М. Лотмана 1970-х годов. Считается, что именно в книгах Лотмана прослеживается внимание не только к деталям одежды и окружающих предметов, но и совершается попытка через предметы расшифровать скрытый за ними культурный код. «При этом совершенно меняется исследовательская перспектива: это уже не взгляд отстраненного внешнего наблюдателя, а попытка истолкования бытового поведения исходя из норм и ценностей изучаемой культуры»4.

В своих исследованиях Лотман определял повседневность через противоположность, к этому же определению независимо пришёл и другой исследователь Норберт Элиас в своей статье «О понятии повседневности»5. Развивая идеи Элиаса другой философ Бернхард Вальденфельс пришёл к ещё более радикальным выводам: «1. Обыденная жизнь не существует сама по себе, а возникает в результате процессов «оповседневнивания» (Veralltäglichung), которым противостоят процессы «преодоления повседневности»(Entalltäglichung).2.Повседневность-это дифференцирующее понятие, которое отделяет одно явление от другого. Границы и значения выделенных сфер изменяются в зависимости от места, времени, среды и культуры. [...]. 3. Речь о повседневности не совпадает с самой повседневной жизнью и с речью в повседневной жизни. [...] Кто и откуда говорит об обыденной жизни? О какой повседневности он говорит, о своей собственной или о повседневности кого-то другого?»6. Если придерживаться такой точки зрения, то придётся признать, что универсального понятия «повседневность» просто не существует. Тем не менее, попробуем определить, что же станет предметом исследования.

Учёные всё чаще обращаются к изучению рутинных форм социальной практики. Так, например, В.Д. Лелеко говорит о том, что повседневная жизнь направлена на удовлетворение жизненно необходимых телесных и духовных потребностей человека. И в первую очередь тех из них, которые являются универсальными, т.е. присущими всем людям во все времена. В первую очередь – это питание. Пища-это высочайшая жизненная ценность, и поэтому она часто выступает, как ценность культурная, одухотворённая.

Культура повседневности представляет собой совокупность реализуемых в жизни ценностных смыслов: жилища, одежды, пищи, досуга и т.д. Очень важный аспект изучения культуры в целом и культуры повседневности в частности - это семиотика. Семиотика - это наука, позволяющая раскрыть «язык вещей», их внутренний код. …….Т.С. Махлина отмечает: несмотря на то, что в семиотику культуры входит очень многое, особый интерес представляют знаковые элементы, которые связанны с домом.

В данной работе повседневная жизнь – это… относятся различные материальные и ценностные комплексы, связанные с предметными обстоятельствами жизни людей, которые осознаются ими как частная сфера, это дом, одежда и досуг. При этом в работе не делается попыток детального семиотического анализа, т.к. на данном этапе исследования это не представляется возможным.

1.2.Подходы к изучению повседневности.

Определившись с тем, что именно в данной работе подразумевается под понятием «повседневность», необходимо дать краткий обзор подходов к изучению повседневности, чтобы определить, что ляжет в основу данной работы. Как уже говорилось ранее, во французской историографии исследования эмоциональных и инстинктивных сфер мышления М. Блока и Л. Февра считаются предтечами истории повседневности, как направления в исторической науке. Для Блока общее не существует без связи с конкретно-историческим, при этом он, не давая характеристик отдельно взятой личности, создаёт не абстрактные картины в целом, а описывает конкретное общество. В отличие от него Февр, рассматривал историю, через призму отдельно взятого человека и его взглядов на жизнь. По мнению Блока в центре истории должен стоять человек, но он тут же уточняет, что человек, организованный в классы или социальные группы. При этом он считает очень важной социальную психологию, и не только по тому, что она позволяет «оживить» историю, но и потому, что, не отдавая ей должное внимание, учёный может приписать определённому обществу, не свойственные ему эмоциональные установки. Любой человек проживает в своём сознании мир, который его окружает, поэтому очень важным является изучение общественного сознания.

М.Блок и Л.Февр были основателями школы «Анналов», ярким представителем которой стал Ф.Бродель. Он предложил учитывать географические и экономические аспекты при анализе исторического процесса. По мнению Броделя «степи и горы, возвышенности и низменности, моря, леса, реки и другие географические структуры определяют рамки деятельности человека, пути сообщения, а, следовательно, и торговли; местоположение и рост городов. На их основе возникают медленно изменяющиеся экономические и социальные структуры: общество, государство, цивилизация.»7

В Великобритании большое влияние на историю повседневности оказали труды Э.Томпсона, в частности его работа «Становление английского рабочего класса» 1963 года. В своей работе он сделал попытку воссоздать реальную картину различных сторон повседневной жизни.

На сегодняшний момент существует два подхода к изучению истории повседневности. Сторонники первого подхода акцентируют внимание на повторяемости элементов повседневности. Сторонники, же второго подхода ориентируются на выявление переменного, изменяющегося.

 

Глава 2. Лысково, как типичное торгово-промышленное село XIX века.

2.1. Типология торгово-промышленных сёл Нижегородской губернии.

В XIX веке, наряду с городскими центрами активно развиваются промышленные селения - фабричные или «кустарные» сёла. Если следовать классификации по экономическому признаку, впервые предложенной П.П. Семёновым - Тянь-Шанским, то основной функцией поселений XIX века является торгово-промышленная функция.8Другой исследователь пишет, что «в России уже в XVIII веке существовали населенные пункты, формально называвшиеся селами, но обладавшие всеми признаками городской жизни, если судить по занятиям их жителей, и походившие своим обликом на города. Это так называемые торговые и торгово-промышленные села. Более всего таких сел было в Центре Европейской России с его малоплодородными землями. Число поселений городского типа, не принадлежащих формально к категории городских, резко возросло после отмены крепостного права. Столь же активно менялись тогда и архитектурные характеристики этих, городских по своей основной градообразующей функции, сел, неуклонно приобретавших городской облик»9. Данное описание можно отнести к некоторым селениям Нижегородской губернии. Это такие сёла, как Городец, Лысково, Большое Мурашкино и т.д. Для всех этих сел характерно малое количество людей, занятых земледелием; при этом каждое село обладает древней и интересной историей; каждое из них обладает различными видами производства, основанными на развитии ремёсел; при этом каждое село сочетает в хозяйственном и экономическом укладе черты города и деревни.

На территории Нижегородской губернии насчитывается около десяти торгово-промышленных сёл, каждое из которых в свою очередь окружено более мелкими сёлами и деревнями. Расположение сёл определялось либо наличием торгового пути, в частности речного, например Лысково Макарьевского уезда или Городец Балахнинского уезда, либо наличием сырья для производства, например Павлово – центр обработки металла. Либо могли существовать отдельные промышленные сёла, например Большое Мурашкино Княгининского уезда – центр кожевенно-обувного и овчинно-скобяного производства.

В своей работе «Архитектура торгово-промышленных сёл Нижегородской губернии конца XIX- начала XX веков» Лисицына А.В. выделяет «несколько взаимосвязанных причин постепенного превращения земледельческих сел Нижегородской губернии в торгово-промышленные:

Скудные, неплодородные почвы в Горбатовском и Балахнинском уездах, а также крестьянское малоземелье, связанное наличием огромных помещичьих земельных владений (Черкасских – Шереметевых, Орловых – Паниных).

Большая плотность населения вдоль рек Оки и Волги.

Расположение вблизи важных транспортных и торговых путей – водных (Ока и Волга) и сухопутных (Нижегородско-Московский, Нижегородско-Казанский, Арзамасско-Макарьевский тракты).

Существование крупного рынка сбыта готовой продукции – Нижегородской, бывшей Макарьевской ярмарки (с начала XVII в.)»10

Все эти сёла объединяет богатая история. Древнейшим торгово-промышленным селом является Городец. Дата его основания, как укреплённого города относится к XII веку. Большое Мурашкино и Лысково были основаны в конце XIV – начале XV века, Богородское и Павлово – в середине XVI века.

Каждое из перечисленных сёл, не смотря на общие черты, шло по индивидуальному пути развития. Село Богородское находилось на торговых путях, что способствовало развитию ремесла и торговли. Ремесло развивалось в основном кожевенное, связанное с производством рукавиц, обуви. На развитие торговли указывает то, что помимо еженедельных базаров, там устраивались два раза в год большие ярмарки – осенние и весенние. Ещё в конце XIX века отмечалось, что Богородское «имеет вид замечательного уездного города. Главная улица имеет протяжённость свыше трех вёрст, здесь много добротных каменных домов, принадлежавших крепким кожевенникам»11.

Село Павлово прославилось металлообработкой, в частности производством замков различных видов, чему способствовало близкое месторождение болотной руды. При этом практически всё население Павлова занималось слесарным промыслом. О развитии торговли в селе свидетельствует ежегодная ярмарка, на которую съезжались продавцы и покупатели не только из окрестных мест, но и из многих других уездов. В 1906 г исследователь павловской промышленности Г.Савич отмечал: «По многочисленным в Павлово зданиям городского характера,… мостовым, ежедневным базарам и периодическим ярмаркам, развитой торговле, массе лавок, складов и магазинов,… по этим внешним признакам Павлово подходит к типу городских поселений; в существе же своем оно и теперь представляет собой село»12.

Село Большое Мурашкино к началу XIX века было достаточно большим по размерам. Сообщалось о том, что оно «может посчитаться по крайней мере за пригородок… Многие из мурашкинских поселян делают вещи, одним городам приличные… ибо в нем много найдешь оловянников, медников, кожевников и простых рукодельников»13. Не смотря на то, что село располагалось в районе благоприятном для земледелия, оно было преимущественно промысловым. Наибольшее распространение получило производство по выделке кожи. Главным пунктом сбыта товаров оставалась Нижегородская Макарьевская ярмарка.

В Городце и Лыскове основу для развития составляла торговля, ремесло так же было развито очень широко, но какого-либо определённого вида назвать преобладающим не представляется возможным. С середины XIX века в Городце было производство барж, дебаркадеров, при этом он являлся крупным пунктом торговли хлебом и хлебной пристанью, так же получили распространение художественные промыслы. Хлебная торговля была так же очень важна и в селе Лысково. Значительную роль играли в Лыскове солодовенное и пивоваренное производства. В конце XIX века корреспондент В.М. Фёдоров отмечал: «богатое и промышленное село Лысково играет значительную экономическую роль в жизни Макарьева. Макарьев едва ли не самый плохонький из уездных городков нашего отечества, более похожий на село, чем на город. Все присутственные места, за исключением городской управы, находятся в Лысково»14.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что к середине XIX века все эти сёла можно было считать торгово-промышленными, так как они полностью подходят под описание такого типа сёл. В каждом из них ремесло преобладает над земледелием, а по размерам, уровню развития и производства они иногда даже превосходили свои уездные города.

2.2.История села Лысково, как один из аспектов формирования повседневной жизни.

Обращаясь к проблеме повседневности определённого периода, необходимо проследить: в каких условиях эта самая повседневность формировалась. Необходимо отметить географическое положение рассматриваемой территории и её влияние на формирование повседневной жизни. Известный исследователь Лев Гумилёв так высказывался по данной теме: «вид Homo sapiens, в отличие от других видов позвоночных, не ограничился определенным ареалом, а сумел приспособиться к разнообразным природным условиям…..при этом адаптация шла по двум направлениям: 1) человек приспосабливался к новым природным условиям, менял свой способ хозяйства и, следовательно, вырабатывал новый стереотип поведения; 2) человек приспосабливал природу для себя, создавая вторичные, антропогенные геобиоценозы, согласно отработанному стереотипу поведения.» 15 . В данном исследовании нас будут интересовать изменения способа хозяйства и стереотипов поведения под влиянием географического положения. Необходимо исследовать исторические процессы, происходящие в данной местности, т.к. они так же обуславливают формирование повседневной жизни людей. Влияние важных исторических событий на повседневную жизнь людей неоспоримо. Оно прослеживается на протяжении всей истории развития человечества. В связи с этим в данной работе исследование истории г. Лыскова и происходящих на его территории событий считается очень важным этапом работы.

Рассматривая географическое положение города и его влияние на формирование повседневной жизни населения, необходимо отметить, что Лысково располагается недалеко от реки Волга (5 км). Это место отличается живописными пейзажами: бескрайние равнины сменяют невысокие горы. Место богато разнообразием больших и малых рек во главе с Волгой.

Не случайно именно на этом месте поселились наши предки. Данному району присущи некоторые особенности:

Равнинный спокойный характер поверхности. Это обусловлено тем, что район расположен на Восточной Европейской платформе. Следует отметить, что Лысково расположено на правом берегу Волги. Эта территория, на которой хорошо просматриваются пойменные луга и озёра, которые частично заливаются половодьем. Не заливаемая половодьем западная часть пригодна для сенокоса, пастбищ для скота.

Континентальность и постепенность климатических изменений. Территория за год получает оптимальное количество осадков, это означает, что Лысково располагается в зоне нормального соотношения тепла и влаги. Местность обеспечена всеми необходимыми ресурсами для рационального развития агроклиматического хозяйства. Для этой территории характерны хорошо выраженные сезоны года (не многоснежная зима, умеренно тёплое лето). Всё это в сумме обуславливает комфортность климата для местных жителей.

Мощное развитие сети равнинных рек. Как уже было отмечено ранее территория имеет насыщенную речную сеть, это благоприятно повлияло на развитие сельского хозяйства. А наличие такой водной артерии, как Волга обусловило возникновение большого количества ремесленников и торговцев.

Не смотря на равнинный характер рельефа, на территории имеются высоты от 75 до 217 метров, которые получили название Фадеевы горы, Лысая и Оленья горы. Оленья гора представляет собой небольшую четырёхугольную площадку, которая стратегически выгодно может быть использована, как укрепление.

Предполагается, что изначально на этом месте существовала крепость. Сведений о её постройке очень мало, но на основании имеющихся можно предположить, что «крепость создавали нижегородские князья в конце XIV и в начале XV веков, желая укрепить свою власть в Поволжье»16 Место для постройки было выбрано не случайно: с одной стороны, крепость была защищена Волгой (а в годы постройки она протекала прямо по краю Оленьей горы), с двух других – рекой Сундовик (он впадал в Волгу у северо-восточного угла крепости). Подробное описание этой крепости даёт исследователь Ярымов Ю.С.: на горе, в виде четырёхугольника, был создан земляной вал, высота которого была около 3 метров, а в ширину- 2 метра. Наиболее высокая часть вала была у западной стороны, ниже – у северной, южной и восточной. Земляной вал особенно хорошо сохранился до сих пор у западной стороны, сильно разрушился оврагами у южной и заметно у северной и восточной сторон. С трёх сторон от крепости вниз к рекам были крутые скаты 30-40-метровой высоты, что было очень важно в оборонном отношении. На четвёртой, западной, стороне земляной вал отделялся от поля глубоким рвом, который тоже сохранился до сих пор. Рвы сохранились и с других сторон – с северной и восточной, и совершенно разрушился у южной стороны земляного вала. Восточный вал имел в длину 573 метра, северный- 644, западный- 356 и южный- 674 метра, а всего общий периметр земляного вала составлял 2247 метров. По земляному валу была поставлена деревянная стена крепости «острог сосновый и дубовый» в виде частокола. Высота его составляла 4.5- 5 метров. С внутренней стороны к частоколу приделаны были подмостки на которых находились стрельцы крепости17.

С течением времени крепость стала приходить в упадок. В XVII веке крепость пытались ремонтировать, но позднее от этого мероприятия отказались. Но судя по отказным книгам 1774 года деревня Оленина гора просуществовала до середины XVIII века и в ней насчитывалось 11 дворов.

Затем произошло упразднение деревни, а жители переселились в Лысково.

Исходя из рассмотренных выше природных условий к XVII веку сформировался следующий сотав населения : «крестьянских дворов было 24%, непашенных оброчных (ремесленники и торговцы) 57%, бобыльских (бедняки крестьяне) 12%, остальных 7%»18.

Обращаясь к историческим условиям формирования повседневной жизни в городе Лысково необходимо отметить, что в 1423 году часть лысковских земель была подарена московским великим князем Василием Дмитриевичем (старшим сыном Дмитрия Донского) нижегородскому Благовещенскому монастырю для заселения. В жалованной грамоте говорилось: «…и кого к себе на те пустоши перезовет людей и тутошних старожильцев и тем людям на три года не надобе ни которая моя дань, ни писчая белка, ни ям, ни подвод, ни иная никоторая пошлина, а кого к себе перезовет людей из иных княжений, а не моеа отчины из Великого Княжества, и тем людем, пришлым на 10 лет не надобе никоторая моя дань…, не судят их, оприч душегубства и разбоя с поличным». Люди, переселявшиеся на эти земли освобождались от дани, но при этом подвергали себя большому риску, т.к. эти земли постоянно подвергались набегам со стороны татар и мордвы. Нападения на русские земли продолжались. В 1438 году изгнанный из Золотой Орды Едигеем внук Тохтамыша хан Улу – Мухаммед ушел со своей ордой в среднее течение Волги и основал Казанское ханство. А уже на следующий 1439 год его отряды вторглись в пределы Нижегородского Поволжья, выжгли основанный в 1435 году в устье Керженца иноком Макарием Желтоводский монастырь и разорили окрестности Лыскова.

После победы Ивана IV над Казанским и Астраханским ханствами жизнь в этих местах возрождается заново. Начинается строительство домов, развивается хозяйство. Мимо Лыскова начинают проходить торговые пути, и жители не упускают возникший перед ними шанс и развивают доходные ремёсла.

В 1645 году Лысково было пожаловано боярину Борису Ивановичу Морозову. К этому времени в Лыскове насчитывалось уже 776 дворов, а число жителей превысило 4500 человек. После его смерти «во время двоецарствия Ивана и Петра, подарено выехавшему в Россию, карталинскому царю Арчиле Вахтанговичу, известному в магометанстве под именем Шах-Назар-Хана (в 1686 году). По пресечении рода Арчила, Лысково вновь поступило в число дворцовых волостей, но в 1724 году было пожаловано Петром Великим другому закавказскому выходцу царю карталинскому (грузинскому) Бакару Вахтанговичу.»19 Лысково было во владении князей грузинских до 1852 года.

Что касается исторических условий, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Лысково, с самого своего основания находилось в очень нестабильной обстановке: сначала это были набеги татар и морды, а затем переход Лыскова «из рук в руки», что формировало у населения определённое отношение к жизни. Это отношение очень хорошо иллюстрирует «праховый промысел». Прах – это коммисионер, т.е человек который «из праха деньги делает». Количество прахов в Лысково было очень большое «что ни двор-то прах». Прахи пускают себе во двор продавцов хлеба, принимая содержание возчиков на себя и затем сводят их с покупателями, получая за это с последних процент.

 

Глава 3. Повседневная жизнь торгово-промышленного села XIX века, на примере Лыскова.

3.1. Материально-предметный мир, как отражение повседневной жизни.

Архитектура. Процессы, происходившие в России в начале XIX века, в частности промышленный переворот 1820-1830-х гг., приводят к изменениям в процессе расселения. На эти процессы большую роль оказывали экономические факторы. Согласно классификации именно по экономическому признаку, предложенной учёным П.П. Семёновым Тянь-Шанским,основной функцией российских городов и поселений в XIX в. становится торгово-промышленная функция20. Основываясь на этом заключении, Е.И. Кириченко указывает на то, что «в России уже в XVIII веке существовали населенные пункты, формально называвшиеся селами, но обладавшие всеми признаками городской жизни, если судить по занятиям их жителей, и походившие своим обликом на города. Это так называемые торговые и торгово-промышленные села.»21.Это описание хорошо подходит для Лыскова. Превращение этого поселения в торгово-промышленное село способствовала близость к Волге и Макарьевской ярмарке.

Что касается географии местности, то было уже отмечено ранее, что Лысково располагается на правом берегу Волги, а это место отличается ярко выраженным и сложным рельефом. Еще П.И. Мельников-Печерский отмечал эту особенность правобережья Волги: «…места на Горах ни дать, ни взять, окаменевшие волны бурного моря; горки, пригорки, бугры, холмы, изволоки грядами и кряжами тянутся во все стороны меж долов, логов, оврагов, суходолов, реки и речки колесят во все стороны…»22. Изначально планировочная структура поселения складывалась согласно логике рельефа местности, что было характерной особенностью русских средневековых городов. Перепланировка на регулярной основе, начинавшаяся в XIX веке затронула и Лысково. Если рассмотреть план Лыскова 1860 года (он находится в НГИАМЗ), то можно увидеть, что планировочная структура западной части была более древней. Такой вывод можно сделать, так как улицы повторяют линии рельефа, а кварталы имеют неправильную форму. Возможно, именно такой и была архитектура всего села до 1795 года, когда пожар уничтожил восточную и северную части. И они восстанавливались по регулярной планировке. Прямоугольная планировочная структура здесь сохранилась до наших дней, и является памятником градостроительства начала XIX века.

Главной осью ансамбля является улица Вознесенская-Садовая с Базарной площадью и замыкающим её ансамблем Вознесенской церкви (центральным композиционным элементом). Центрический объем церкви, окруженн четырьмя одинаковыми «г»-образными корпусами (Георгиевская церковь, духовное училище, колокольный и торговый корпуса. К северу и югу от этого центрального ансамбля размещались деревянные торговые ряды и лавки, трактиры и постоялые дворы. Западную и восточную стороны площади обрамляли порядки каменных жилых домов купцов и зажиточных крестьян с одноэтажными каменными торговыми палатками. Поперечные улицы, главная из которых - Стоялая – ориентированы на Оленью и Лысую горы. Начиная с первой половины XIX в. это была самая оживленная часть села – близость к реке обусловила ее удобство как хозяйственной и складской зоны, а также способствовала размещению здесь большого количества постоялых дворов. По мнению архитектора-реставратора С.Н. Столяренко, для создания проекта планировки князь Грузинский приглашал из Петербурга архитекторов Мезенцева и Гаврилова.23 Так же важными элементами композиции стали усадьба князя Грузинского, его летний дворец и большой парк.

К началу XIX века относится строительство дворца князя Грузинского (не сохранился) на откосе крутого берега речки Валавы. Здание было построено по проекту архитектора Расстрелли. Архитектор С.Н. Столяренко в статье «Архитектура Лысково» пишет: «Чтобы дать характеристику этому зданию, необходимо посмотреть рисунок того времени. Это был протяжённый корпус окон на 15-17, с двумя портиками из 4-х колонн, с фронтонами и под металлической кровлей. Перед ним простилался небольшой террасный живописный парк, и был окружён службами, людскими, кухнями, конюшнями и каретниками»24. Так же у князя был большой фруктовый сад с теплицами и оранжереями. К западу от дворца располагался комплекс жилых помещений, эти здания сохранились до сих пор. Главное здание – самое красивое, в нём долгое время находился государственный банк; во втором находится районный дом культуры; в третьем долгое время находилось педагогическое училище, а сейчас- это одно из зданий средней школы №4. Оба последних здания нуждаются в ремонте.

Как и в любом другом крупном поселении в Лыскове доминантами являлись культовые сооружения. Здесь можно выделить две «линии» высотных доминант расположенных параллельно берегу. Первая представлена Спасо-Преображенским собором (1711 г.) в стиле петровского барокко с колокольней первой половины XIX в, Успенской и Введенской церквями, более скромным по размерам и архитектуре. Вторая представлена тремя группами храмов: в западной, низинной части села располагались Казанская (1755 г.) и Рождественская (1822 г.) церкви на берегу Сундовика, в центральной части находилась Покровская церковь (1707 г.), и наконец, на вершине пологого холма в восточной части Лыскова возвышалась построенная в стиле позднего классицизма пятиглавая Вознесенская церковь (1814-1838 гг.), окруженная четырьмя одинаковыми «г»-образными в плане корпусами с угловыми башенками.

Географически и исторически сложившийся характер Лыскова, как торгово-промышленного села отразился в архитектуре: в центральной части преобладали каменные дома на высоком цоколе часто с торговыми помещениями на первом этаже. На торговый характер села указывают также многочисленные одноэтажные здания кирпичных лавок, вынесенные на красные линии улиц. В постройках центральных кварталов заметно влияние классицизма, с присущими ему четкостью, ясностью, простотой.

Так же необходимо отметить, что в Лыскове были локализованы ремесленные районы. Меднолитейное производство в районе Большой и Малой Медянок, Кроме того, здесь находились кузницы, слесарные предприятия, солодовни, пивоварни и винокурни. Мукомольные и круподерные мельницы располагались по рекам Сундовику и Валаве, с двух сторон окружавшим село25.

В XIX веке местный торг уже составлял 310 лавок и два «модных» магазина, расположенных в каменных корпусах около собора. По берегам Сундовика стояло 268 хлебных амбаров. В 1863 году в Лыскове насчитывалось 1321 дом, в том числе 43 каменных, и его можно было считать городом с соответствующим укладом быта жителей. Писатель П.И.Мельников – Печерский писал, что в Лыскове «жизнь совсем городская и не только никто не занимается земледелием, но и сама постройка домов и устройство села имеет городской характер».

Так как в данной работе акцентируется внимание на повседневной жизни села, то после рассмотрения архитектуры в целом целесообразным считается обратиться к рассмотрению жилого дома. Большую часть домов в рассматриваемый период составляли деревянные строения. В Лыскове в деревянных домах наблюдается тенденция к уменьшению размеров, упрощению декоративного убранства; региональные особенности не выражены, что связано, по-видимому, с отсутствием больших лесных массивов. Связь с народными местными традициями в Лыскове ярко не проявилась.

Так как ярких особенностей в деревянном зодчестве Лыскова не прослеживается, то и описания его встречаются редко. Интересной в этом плане является статья В. Безобразова «Село Лысково и город Макарьев», напечатанная в 5-м номере журнала «Русская мысль» 1882 года. Отдельные отрывки из этой статьи приведены в книге Мясниковой. Безобразов пишет: жители Лыскова испокон веку преданы исключительно городским занятиям и ремёслам. В течение нескольких веков выработался у них чисто городской быт. Жилища даже беднейших из них и вся их обстановка сходны с городскими квартирами и ни малейшим образом не напоминают крестьянской «избы». Своеобразие лысковских квартир заключается в том, что каждое семейство живёт в отдельном доме. Почти все дома двухэтажные. В нижнем этаже - мастерские, рабочие и вообще чёрные помещения; в верхнем - приёмные комнаты и спальные. И в своих парадных и приёмных покоях лысковцы действительно сами живут, а не устраивают их только для показа или парада.26

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что архитектура Лыскова формировалась под влиянием ряда факторов. Во-первых, географическое расположение и близость к Волге имели большое влияние: архитектурная композиция части города подчинена ландшафту, а близость к большой речной артерии предполагает прекрасную панораму города, которая открывается с реки. При этом не маловажными были и исторические условия, в частности, владение князя Грузинского оказало большое влияние на архитектуру: он был инициатором регулярной застройки восточной и северной части Лыскова. Так же при нём были построены школа, больница и библиотека, что говорит о высокой культуре поселения первой половины XIX века. Именно к этой стороне жизни лысковцев считается целесообразным обратить дальнейшее исследование.

3.2. Духовный мир человека, как отражение повседневной жизни.

О культурной жизни Лыскова первой половины XIX века можно судить по количеству образовательных и досуговых учреждений.

Одно из самых старых учебных заведений Лыскова – духовное училище начало действовать ещё с 1784 года просуществовало в течении 135 лет и было закрыто только в 1919. В нём обучали латыни, греческому и церковно-славянскому языку, русской грамматике, чистописанию, географии, арифметике и церковному пению.

В первой половине XIX века в Лыскове уже были библиотека для чтения, клуб, аптека, доктор и магазин мод, о чём свидетельствуют высказывания проезжающих мимо Лыскова. Это значит, что первая библиотека появилась в Лыскове ещё при князе Грузинском, но сохранившиеся документы об открытии датируются 1896 годом. Сохранилось обращение к губернатору с просьбой открыть в селе библиотеку-читальню, на что в этом же году было дано разрешение.

Рассматривая повседневную жизнь определённого периода необходимо рассмотреть отношения между людьми в семье и обществе. Что касается семьи, то Лысково, как торгово-промышленное село не имело серьёзных отличий от других сёл на Руси. Главным в семье был муж, он занимался, как правило, тяжёлой работой. Жена занималась хозяйством и, лишь иногда, помогала мужу на производстве (ремесле). В семьях, особенно ремесленных, всегда был строгий порядок. Обязанности в них были строго распределены. Часто в семье было 5-6, а иногда и больше детей. При этом семьи взрослых сыновей не всегда отделялись, поэтому в сумме получалась семья из 17-20 человек. Но при этом все они жили дружно. Одна из жительниц В.С. Высоковская рассказывала : «Одна сноха шила, другая вязала, третья стирала бельё, четвёртая помогала свекрови у печки. Дедушка строгий был, сам работал очень много. Сыновья были у него в подмастериях- помогали разделывать тесто. Бабушка и снохи помогали намазывать формы жиром. Дел хватало всем. Дед был строгим даже с детьми.

Как-то с двоюродной сестрёнкой мы заигрались и опоздали на обед. Просили у бабушки кусочек, а дед услыхал да как крикнет:

- Я вам сейчас таких кусков дам, что вы позабудете, где и живёте!

Мы убежали. Бабушка не посмела ослушаться деда…»27.

Помимо того, что отношения в семьях были очень тёплыми, основанными на взаимоуважении, необходимо отметить, что такими же, зачастую были и отношения с соседями, или просто к людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Так сохранились воспоминания о том, как богатые люди могли приютить у себя тех, кто остался без крова. Либо всем вместе, дружно восстановить сгоревший дом одной из жительниц.

В домах лысковчан всегда царили чистота и порядок. По субботам в каждом доме устраивалась генеральная уборка: всё мыли, скоблили, прибирали. Полы часто застилали домоткаными половиками.

Мещанские дома были разделены на две части, эти комнаты в Лыскове называли «передняя» и «задняя». В «передней» отгораживали спальню в одно окошко, в «задней» - место у русской печи для хозяйки. В «задней» обедали, ужинали, пили чай, здесь вечерами собиралась вся семья. Спали на печке или на полатях, там днём лежали подстилки, подушки и одеяла. Во многих семьях спали на полу. В «передней» могла стоять кровать, её застилали лучшим покрывалом, из под которого спускался кружевной «подзор». Через полоску белой материи от кружева вышивалась прошва с тем же узором. Рисунки могли быть совершенно разными: геометрические, из листьев и трав, с виноградными гроздьями и т.д.

Иконы были неотъемлемой частью интерьера, они располагались в каждой комнате в переднем углу.

Дома дворянские и купеческие были намного богаче и просторнее. На втором этаже по обеим сторонам широкого коридора находились по несколько дверей в разные комнаты. А на первом располагались кухня, кладовки, комнаты для прислуги.

В комнатах стояли диваны, кресла, мягкие стулья, столы круглой или овальной формы. В дамских комнатах, или спальнях стояли изящные туалетные столики.

В статье В. Безобразова «Село Лысково и город Макарьев» так описываются жители Лыскова: «Замечательна в среде народонаселения Лыскова благовоспитанность, приветливость и деликатность обращения и манер. Чисто городские эти черты особенно впечатлительны в женском поле, который стоит здесь на подобающей ему высоте положения домовитой «хозяйки» и окружён уважением мужчин»28.

 

Заключение.

 

 

Список литературы.

Источники:

Агафонов, С. Л. Три типа декоративного убранства русского народного жилища второй половины XIX в. [Текст] / С.Л. Агафонов // Архитектурное наследие и реставрация : сб. науч. тр. – М., 1986. – С. 191–217.

Безобразов В.П. Село Лысково и Макарьев. Русская мысль, май, 1885

Бондарева, Е. Д. Сеть культовых объектов исторического города как система градостроительных доминант [Текст] / Е. Д. Бондарева // Памятники истории и архитектуры европейской России: материалы докл. науч. конф. «Проблемы исследования памятников истории, культуры и природы Европ. России». – Н. Новгород, 1995. - С. 20-30

Материалы Лысковского краеведческого музея ( одежда, афиши, объявления, судебные материалы). Я позже подробнее распишу.

Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки. Н.Новгород,1917

Мельников А.П. Нижегородская старина. Н.Новгогрод, 1923

Мельников-Печерский П.И. Старые годы

Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. М:1998

Село Лысково. Нижегородский листок, 1872, №1

ГУ ЦАНО. План на устройство Базарной площади в селе Лыскове Макарьевского уезда. - Центр. архив Нижегор. обл. Ф. 829. Оп. 676а Макарьевский уезд. Д. 980.

ГУ ЦАНО. План дачи 1 части села Лысково Макарьевского уезда, владения крестьян села Лыскова. - Центр. архив Нижегор. обл. Ф. 829. Оп. 676а Макарьевский уезд. Д. 988.

ГУ ЦАНО. Спасо-Преображенский собор в Лыскове. - Центр. архив Нижегор. обл. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 513.

ГУ ЦАНО. Георгиевская и Вознесенская церкви в Лыскове. - Центр. архив Нижегор. обл. Ф. 1679. Оп. 2. Д. 514а.


 

Литература:

Андроникашвили Б. Страницы прошлого читая…( о жизни грузин в России, включая г. Лысково). Тбилиси, 1987

Баранский Н.Н. Методология изучения города.

Витина С. Герб города, как прежде – олень. Профсоюзная трибуна.1993, №27. С.1

Галай Ю.Г. Хранить истории следы.1989

Гнедовская, М. С. Проблемы развития малых исторических городов РСФСР [Текст] / М. С. Гнедовская // Архитектура СССР. – 1980. - №10. – С. 57-59.

Жегалова, С. К. Русская деревянная резьба XIX в. Украшения крестьянских изб Верхнего Поволжья [Текст] / С. К. Жегалова. – М. : «Советская Россия», 1957. – 62 с.

Кирьянов И. Старинные крепости Нижегородского поволжья.1961

Кирьянов, И. А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья [Текст] / И. А. Кирьянов. – Горький, 1961. – 106 с.

Кириченко, Е. И. Русская провинция [Текст] / Е. И. Кириченко, Е. Г. Щеболева. – М. : Наш дом – LAge dHomme, 1997. – 192 с.

Кириченко, Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала ХХ вв. [Текст] / Е. И. Кириченко. – М. : Галарт; АСТ-ЛТД, 1997. – 432 с.

Ковальчук, Н. А. Деревянное зодчество. Горьковская область [Текст] / Н. А. Ковальчук. - М., 1955. – 26 с.

 Ключевский В. О. Соч. в 9-и томах. М., 1989

Куликов В. Культ небесных оленей. Нижегородские новости. 1991. 11 декабря. С.6

Лисицына, А. В. Особенности планировки и силуэта торгово-промышленных поселений Нижегородской губернии конца XIX – начала ХХ вв. (на примере Лыскова и Павлова, Богородского и Большого Мурашкина) [Текст] / А. В. Лисицына // Нижегородский краеведческий сборник. – Н. Новгород, 2005. – Т.1. – С. 213 – 231.

Мясникова А. Это знаменитое село Лысково.- Н.Новгород: Книги., 2010.-480 с.

Орфанов, И. К. Лысково [Текст] / И. К. Орфанов // Отечество мое нижегородское. – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1997. – С. 265-268.

Семенов, П. П. Лысково [Текст] // Географ.-стат. сл. Рос. империи. – СПб., 1867. – Т.3. – С. 112-113.

Соснина Н. Русский традиционный костюм. СПб:2002

Смирнов Д. Н.Тайна бегущего оленя. Горьковский рабоий. 1966, 3 января.

Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев 17-18 веков. Горький, 1978

Станков С. Очерки физической географии Горьковской области.1951

Столяренко, С. Н. «Жилой дом с лавкой» как тип застройки городов Верхнего Поволжья в конце XVIII – первой половине XIX вв. [Текст] / С. Н. Столяренко // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья : тез. докл. III регион. науч. конф. «Проблемы исследования памятников истории и культуры Верхнего Поволжья». – Н. Новгород, 1992. - С. 67-69.

Трубе Л.Л. Города нашей области.1974

Хозяйство крупного феодала-крепостника 17 века боярина Морозова Б.И. 1933

Черников В.Ф. Крепость «Оленья гора» близ г. Лыскова на Волге. 1967

Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины 19 века: быт и традиции. СПб:2002

Ярымов, Ю. С. Лысково. История, география, культура, экономика, перспективы развития [Текст] / Ю. С. Ярымов. – Н. Новгород, 1997. – 264 с.

Ярымов, Ю. С. Лысково. История города и района [Текст] / Ю. С. Ярымов. – Н. Новгород, 1998. – 478 с.

Ямпольская Т. История русской культуры. М: 2007

 

Справочный материал:

Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. М:2004

Интернет-ресурсы:

tut-oleg.narod.ruistoria_liskovo.htm История города Лысково

лысково.твойрайон.рф

ok.opredelim.comdocs/index-6063.html Быт и обычаи жителей России в 19 веке.

http://old.eu.spb.ru/reset/files/krom.pdf Кром М.М. «Повседневность как предмет исторического исследования»

1

2

3 http://old.eu.spb.ru/reset/files/krom.pdf Кром М.М. «Повседневность как предмет исторического исследования»

4 http://old.eu.spb.ru/reset/files/krom.pdf Кром М.М. «Повседневность как предмет исторического исследования»

5 8 Elias N. Zum Begriff des Alltags // Materialen zur Soziologie des Alltags / Hg. von Kurt Hammerich und Michael Klein. Opladen, 1978 (=Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. Sonderheft 20 / 1978).

6 Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-логос. Со- циология. Антропология. Метафизика / Сост., общ. ред. и предисл. В.В.Винокурова, А.Ф.Филиппова. М., 1991. С. 40 – 41. (Благодарю А.В.Кушкову, обратившую мое внимание на статью Б. Вальденфельса. – М.К.).

7 В.П. Смирнов Фернан Бродель: жизнь и труды. Французский ежегодник. 2002 М., 2002

8 Градостроительство России середины XIX – начала ХХ века [Текст] / НИИ теории архитектуры и градостр-ва / под общ. ред. Е. И. Кириченко. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – 340 с. – (Русское градостроительное искусство).С-18

9 Там же С-18.

10 Лисицына А.В. Архитектура торгово-промышленых сёл Нижегородской губернии конца XIX –начала XX века. Нижний Новгород.,-2005

11 С-ов, Н. Кое-что о селе Богородском [Текст] / Н. С-ов // Нижегор. губерн. ведомости. – 1886. - № 37, 38.

12 Савич, Г. Г. К вопросу о мелкой земской единице : село Павлово и его общественное устройство [Текст] / Г. Г. Савич. – СПб. : Тип. Мин. внутрен. дел, 1906. – 172 с. С-124-128

13 Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях : хрестоматия [Текст]. - М., 1992. – 270 с.-С.92

14 Федоров, В. М. Краткий географический и статистический очерк Макарьевского уезда [Текст] / В. М. Федоров // Нижегородский сборник. Т. Х // под ред. А. С. Гациского. – Н. Новгород : Тип. Нижегор. губерн. управления, 1890. – С. 191-195. С.191

15 http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article88.htm

16 Ярымов Ю.С. Лысково. Книга 2-я. История города и района. 1998 С.-67

17 Ярымов Ю.С. Лысково. Книга 2-я. История города и района. 1998 С.-67

18 Ярымов Ю.С. Лысково. Книга 2-я. История города и района. 1998 С.-73

19 Гациский А. Село Лысково Нижний Новгород 31 января 1871 г.

20 Градостроительство России середины XIX – начала ХХ века [Текст] / НИИ теории архитектуры и градостр-ва / под общ. ред. Е. И. Кириченко. – М. : Прогресс-Традиция, 2001. – 340 с. – (Русское градостроительное искусство).- Стр 18

21 Там же.

22 Мельников, П. И. На горах [Текст] / П. И. Мельников. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1978. – 575 с.-стр 3

23 Столяренко, С. Н. Строки с именами [Текст] / С. Н. Столяренко // Приволжская правда. – 1988. – 16 апр.

24 Мясникова А. Это знаменитое село Лысково. 2-е издание. Н. Новгород:2010 г.-480 с. – Стр.40

25 Ярымов, Ю. С. Лысково. История, география, культура, экономика, перспективы развития [Текст] / Ю. С. Ярымов. – Н. Новгород, 1997. – 264 с.-стр44, 46

26 Мясникова А. . Это знаменитое село Лысково. 2-е издание. Н. Новгород:2010 г.-480 с. – Стр.474

27 Мясникова А. Это знаменитое село Лысково.- Нижний Новгород .,2010.- 480 с.- Стр. 148.

28 Мясникова А. Это знаменитое село Лысково.- Нижний Новгород .,2010.- 480 с.- Стр. 474.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.