12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кравцова Ирина Николаевна18

Название урока и класс:

«Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цели:

повторение  и обобщение  знаний об имени существительном.

Планируемые результаты:

Ученики научатся:

- выделять имена существительные в тексте, различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, определять число, род и падеж имён существительных.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Ссылки на карточки учи.ру

Организационный момент

2

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать


Актуализация знаний

5

Прочитайте слова, которые записаны на доске. Разделите их на три группы и запишите

Б.жать, в.черний, г.ра, в.ртеть, св.тает, з.леные, к.за, в.ршина, л.карственная.

- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Бежать, вертеть, светает.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, лекарственная.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Гора, коза, вершина.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)




Введение понятий

3

Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и постарайтесь назвать тему урока:

Всё что существует, оно обозначает,

на вопросы кто? и что? верно отвечает

А чтоб не обижался весь честной народ

оно всегда имеет и число и род.

У него к тому же три склонения есть

Падежей различных сразу целых шесть (имя существительное)

На уроке повторим и закрепим знания по теме «Имя существительное».

- Имя существительное.

 Правильно, Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи - имя существительное. Существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей. И сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания по теме «Имя существительное».

Как определить, какой частью речи является слово?

https://uchi.ru/teachers/groups/8420402/subjects/2/course_programs/3/cards/34570



https://uchi.ru/teachers/groups/8420402/subjects/2/course_programs/3/cards/34571



Работа по теме урока

10

Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и

обозначает предмет.)

- Только ли предмет может обозначать имя существительное?

А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Игра: «Группы слов». Дать группе слов общее название и записать( коллективная работа)

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?

фрукты -…

ткани - …

реки - …


мебель - …

профессии - …

города - …


https://uchi.ru/teachers/groups/8420402/subjects/2/course_programs/3/cards/34569


Закрепление материала

7

Работаете самостоятельно с. 59 Упр. 107. Что нужно сделать? Коллективная работа с комментированием.


Физкультминутка

3

Мы туристы , мы в пути.

Веселей шагайте , ноги,

Легче выдох, глубже вдох.

Путь неблизок, недалек.

Впереди течет ручей,

Перепрыгнем поскорей.


Закрепление материала

12

Итак, что же могут обозначать имена существительные?


Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы

(дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

- Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?).

Проверим, как вы умеете различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.Помогут карточки учи ру. «Имя существительное,как часть речи. Одушевленные и неодушевленные».

На какие еще две группы можно раделить имена существительные?(собственные и нарицательные).

- А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.)

- Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

- Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы). Проверим, как хорошо вы это усвоили этот признак.

В каждую группу слов допиши еще по два примера:

 Город ....

Река...

Деревня ...

Озеро ...

Журнал...

Собака ...

Поэт...

Сказочник ...

Имя Фамилия ...

Газета ...

Кот...

Сказка......


А еще на помощь приходит учи ру . Карточки «Собственные и нарицательные существительные».

- Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода). Как определить род существительных?  Какой знаете секрет запоминания родов?

Женский род - запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

Помогут закрепить материал карточки учи.ру «Род имен существительных»

Проверим, как хорошо научились определять род существительных. Спишите, укажите род имен существительных (взаимопроверка)

Ворона каркнула во всё воронье горло. Мартышка к старости слаба глазами стала... Злой тоской удручена к Муравью ползет она…

Из каких произведений эти строчки? Вам знакомы эти произведения?


- Как еще могут изменяться имена существительные?(по числам)

 Чем отличается существительное в единственном числе от существительного во множественном числе.?

В каком числе стоят имена существительные? Измени слова по числам. Напиши. Выдели окончания.

Тарелки, флаги, города, рассказы, яблоки, тропинки, озера, колос, воробей, группа, вечер, загадка, праздник.


(Имя существительное может изменяться по вопросам, по падежам. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по

вопросу).

Физминутка для глаз.

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, указать падеж имен

существительных.

Взл…тают кружатся и падают осен...ие лист…я. В...ётся в воздухе тонкая паутинка.

Цв…ты и травы высыпали в землю семена






https://uchi.ru/teachers/groups/8420402/subjects/2/course_programs/3/cards/34571


https://uchi.ru/teachers/groups/8420402/subjects/2/course_programs/3/cards/34573


https://uchi.ru/teachers/groups/8420402/subjects/2/course_programs/3/cards/34574



https://uchi.ru/teachers/groups/8420402/subjects/2/course_programs/3/cards/34576


https://uchi.ru/teachers/groups/8420402/subjects/2/course_programs/3/cards/34577



Итог урока. Оценивание

3

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

- О какой части речи мы вели разговор на уроке?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?


Домашнее задание


Повторите дома падежи. Просклонять существительное лиса.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.