Познавательная викторина «В единстве наша сила!»
Познавательная викторина «В единстве наша сила!»
Пояснительная записка
- Название викторины: «В единстве наша сила!»
- Тема: День народного единства: история и современность.
- Предмет: История, Обществознание.
- Класс: 6-9 (возраст 12-15 лет).
- Формат: Интерактивная презентация (PowerPoint).
Также предоставляется печатная версия вопросов.
- Цель: Формирование у учащихся гражданской идентичности, патриотизма и углубление знаний об истории Смутного времени и значении Дня народного единства.
- Задачи:
- Образовательные: Актуализировать знания о ключевых событиях и героях Смутного времени (1612 г.); проверить понимание причин и значения праздника.
- Развивающие: Развивать критическое мышление, аналитические способности (сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей) и навыки работы с информацией.
- Воспитательные: Воспитывать уважение к истории и культурному наследию народов России, чувство гордости за подвиг предков.
Тайминг и оборудование для викторины «В единства наша сила!»
Оборудование и реквизит
Для организаторов (ведущего/педагога):
- Ноутбук/Компьютер: Для запуска интерактивной презентации.
- Мультимедийный проектор и экран: Для отображения презентации на большом экране.
- Колонки: Для воспроизведения звуковых сигналов (если они предусмотрены в презентации для таймера или фанфар).
- Распечатанные материалы (на случай технических сбоев):
- Бланки с вопросами для команд/участников.
- Бланки для ответов (для заданий на последовательность и соответствие).
- Ключи с верными ответами для жюри.
Для участников:
5. Ручки или карандаши.
6. Командные бланки (если викторина командная).
7. Сигнальные карточки или звонки (например, колокольчики) для возможности быстрого ответа в конкурсе капитанов.
(Опционально) Для создания атмосферы:
8. Государственная символика: Флаги России, изображение герба.
9. Тематическое оформление: Плакаты с портретами Минина и Пожарского, цитаты о единстве.
Тайминг (Хронометраж) викторины
Общая продолжительность: 40-45 минут (стандартный урок).
Структура и распределение времени:
№ | Этап викторины | Продолжительность | Содержание и действия |
1. | Организационный момент. Введение. | 3-5 минут | Приветствие участников. Объявление темы и цели викторины. Оглашение правил и регламента. Представление жюри (если есть). |
2. | Разминка / Блок 1: «Личности в истории» | 5 минут | 2 вопроса с выбором ответа. Время на обдумывание — 30 секунд на вопрос, 1 минута на проверку и объявление ответов. Быстрый темп для вовлечения аудитории. |
3. | Основной раунд / Блок 2-4: | 20-22 минуты |
|
4. | Творческий раунд / Блок 5: «В единстве — сила!» | 7-8 минут | Оглашение ситуативного задания. Время на подготовку идей в командах/индивидуально — 4-5 минут. Заслушивание 2-3 вариантов ответов и краткое обсуждение — 3 мин. |
5. | Подведение итогов и рефлексия | 3-5 минут | Подсчет баллов жюри (если ведется счет). Объявление победителей/награждение. Краткое заключительное слово ведущего о важности единства. Ответы на вопросы. |
Рекомендации для ведущего по таймингу:
- Используйте таймер. Встройте в презентацию визуальные таймеры на 1-2 минуты для наглядности.
- Будьте гибкими. Если видите, что участники очень активно обсуждают творческий блок, можно сократить время на проверку тестовых заданий.
- Держите темп. Динамичное проведение не дает участникам заскучать. Четкие временные рамки дисциплинируют и организуют процесс.
Вопросы и задания викторины
Инструкция для участников: Викторина состоит из 5 тематических блоков. В каждом блоке представлены задания разных форматов. Выберите правильный ответ или впишите свой вариант. На обдумывание каждого вопроса дается 1-2 минуты. Желаем удачи!
Блок 1. «Личности в истории» (Формат: Выбор одного правильного ответа)
- Кто возглавил народное ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов в 1612 году?
а) Александр Невский и Дмитрий Донской
б) Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский <– Верный ответ
в) Иван Сусанин и Михаил Романов - Какой подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин?
а) Перерезал тросы на башне Кремля
б) Завел вражеский отряд в непроходимый лес, погубив себя, но спасая царя <– Верный ответ
в) Организовал сбор средств для ополчения
Блок 2. «Символы единства» (Формат: Установление соответствия)
Установите соответствие между современным символом и его исторической связью с событиями 1612 года.
Символ | Историческая связь |
1. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади | А. В честь освобождения Москвы и окончания Смуты |
2. День народного единства 4 ноября | Б. Надпись на медали «За службу и храбрость» времен Екатерины II |
3. Девиз «За Веру, Царя и Отечество!» | В. Первый скульптурный памятник в Москве, посвященный народным героям |
Ответ: 1-В, 2-А, 3-Б.
Блок 3. «Хронология Смуты» (Формат: Восстановление последовательности)
Расставьте события в правильной хронологической последовательности (от самого раннего к самому позднему):
- ( Б ) Освобождение Москвы Вторым ополчением.
- ( А ) Смерть царя Фёдора Иоанновича и начало династического кризиса.
- ( В ) Избрание на царство Михаила Романова.
- ( Г ) Сбор средств на ополчение в Нижнем Новгороде.
Правильная последовательность: А, Г, Б, В.
Блок 4. «Артефакты и памятники» (Формат: Открытый вопрос с визуальным рядом)
В презентации будет слайд с изображением Казанского собора на Красной площади.
Вопрос: Казанский собор в Москве неразрывно связан с событиями 1612 года. Какую роль сыграла Казанская икона Божией Матери, в честь которой был освящен этот собор, в освобождении Москвы? (Считалось, что эта икона помогала ополченцам, и в честь нее был учрежден церковный праздник, который позже совпал с государственным).
Блок 5. «В единстве — сила!» (Формат: Ситуативное задание)
Ситуация: Представьте, что вы создаете социальный плакат ко Дню народного единства для своих сверстников. Его девиз: «Нас объединяет…».
Задание: Назовите 3-4 вещи (материальные или нематериальные), которые, по вашему мнению, объединяют всех жителей России, независимо от их национальности и вероисповедания. Объясните свой выбор.
(Примерные ответы: русский язык, общая история, любовь к родной природе, культурное наследие, стремление к миру и развитию страны).
Верные ответы (для жюри)
- Блок 1: 1-б, 2-б
- Блок 2: 1-В, 2-А, 3-Б
- Блок 3: А, Г, Б, В
- Блок 4: Казанская икона Божией Матери считалась покровительницей народного ополчения. Князь Пожарский молился перед ней, и с ней войска вошли в Москву. Праздник в честь иконы (4 ноября по н.ст.) стал днем освобождения и позже — государственным праздником.
- Блок 5: Оценивается аргументация и понимание идеи единства. Критерии: 1 балл за каждый логичный и содержательный пример с пояснением.
Список литературы для викторины «В единства наша сила!»
Основные исторические источники и научно-популярная литература:
- Карамзин, Н.М. История государства Российского (Том IX, X, XI). — Классический труд, подробно описывающий события Смутного времени.
- Ключевский, В.О. Курс русской истории (Лекции 41-46). — Анализ причин и последствий Смуты, роли народного ополчения.
- Скрынников, Р.Г. Минин и Пожарский. — Научно-художественное издание, посвященное непосредственно героям и событиям 1612 года.
- Соловьев, С.М. История России с древнейших времен (Том 8). — Фундаментальное описание исторического контекста эпохи.
Энциклопедии и справочные материалы:
- Большая российская энциклопедия (статьи: «Смутное время», «Минин», «Пожарский», «Народное ополчение»). — Наиболее авторитетный современный источник.
- Энциклопедия «История России» для средней школы. — Адаптированный материал, соответствующий уровню знаний учащихся.
Интернет-ресурсы (проверенные и достоверные):
- История.РФ (https://histrf.ru) — Официальный портал Российского военно-исторического общества. Содержит статьи, биографии, документальные фильмы и виртуальные выставки, посвященные Смуте и Дню народного единства.
- Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина (https://www.prlib.ru) — Оцифрованные коллекции документов, раритетные книжные издания, посвященные эпохе Смуты.
- Культура.РФ (https://www.culture.ru) — Материалы о памятниках культуры, связанных с событиями 1612 года (иконы, храмы, живопись).
Методические материалы для педагога:
- Журнал «Преподавание истории в школе» — Публикации по методике проведения уроков и внеклассных мероприятий на тему Смутного времени и государственных праздников.
- Сборники дидактических материалов по истории России для 6-9 классов.
Романова Валерия Сергеевна