Познавательная викторина «В единстве наша сила!»

4
1
Материал опубликован 3 November в группе

Познавательная викторина «В единстве наша сила!»

Пояснительная записка

  • Название викторины: «В единстве наша сила!»
  • Тема: День народного единства: история и современность.
  • Предмет: История, Обществознание.
  • Класс: 6-9 (возраст 12-15 лет).
  • Формат: Интерактивная презентация (PowerPoint).

Также предоставляется печатная версия вопросов.

  • Цель: Формирование у учащихся гражданской идентичности, патриотизма и углубление знаний об истории Смутного времени и значении Дня народного единства.
  • Задачи:
    • Образовательные: Актуализировать знания о ключевых событиях и героях Смутного времени (1612 г.); проверить понимание причин и значения праздника.
    • Развивающие: Развивать критическое мышление, аналитические способности (сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей) и навыки работы с информацией.
    • Воспитательные: Воспитывать уважение к истории и культурному наследию народов России, чувство гордости за подвиг предков.

Тайминг и оборудование для викторины «В единства наша сила!»

Оборудование и реквизит

Для организаторов (ведущего/педагога):

  1. Ноутбук/Компьютер: Для запуска интерактивной презентации.
  2. Мультимедийный проектор и экран: Для отображения презентации на большом экране.
  3. Колонки: Для воспроизведения звуковых сигналов (если они предусмотрены в презентации для таймера или фанфар).
  4. Распечатанные материалы (на случай технических сбоев):
    • Бланки с вопросами для команд/участников.
    • Бланки для ответов (для заданий на последовательность и соответствие).
    • Ключи с верными ответами для жюри.

Для участников:
5. Ручки или карандаши.
6. Командные бланки (если викторина командная).
7. Сигнальные карточки или звонки (например, колокольчики) для возможности быстрого ответа в конкурсе капитанов.

(Опционально) Для создания атмосферы:
8. Государственная символика: Флаги России, изображение герба.
9. Тематическое оформление: Плакаты с портретами Минина и Пожарского, цитаты о единстве.


Тайминг (Хронометраж) викторины

Общая продолжительность: 40-45 минут (стандартный урок).

Структура и распределение времени:

Этап викторины

Продолжительность

Содержание и действия

1.

Организационный момент. Введение.

3-5 минут

Приветствие участников. Объявление темы и цели викторины. Оглашение правил и регламента. Представление жюри (если есть).

2.

Разминка / Блок 1: «Личности в истории»

5 минут

2 вопроса с выбором ответа. Время на обдумывание — 30 секунд на вопрос, 1 минута на проверку и объявление ответов. Быстрый темп для вовлечения аудитории.

3.

Основной раунд / Блок 2-4:

20-22 минуты


• Блок 2: «Символы единства» (5 мин.)
- Объяснение задания: 1 мин.
- Выполнение: 2 мин.
- Проверка: 2 мин.

• Блок 3: «Хронология Смуты» (5 мин.)
- Объяснение: 1 мин.
- Выполнение: 2 мин.
- Проверка: 2 мин.

• Блок 4: «Артефакты и памятники» (7-8 мин.)
- Показ слайда, зачитывание вопроса: 1 мин.
- Обдумывание и запись ответа: 3-4 мин.
- Обсуждение и развернутый комментарий ведущего: 3 мин.

4.

Творческий раунд / Блок 5: «В единстве — сила!»

7-8 минут

Оглашение ситуативного задания. Время на подготовку идей в командах/индивидуально — 4-5 минут. Заслушивание 2-3 вариантов ответов и краткое обсуждение — 3 мин.

5.

Подведение итогов и рефлексия

3-5 минут

Подсчет баллов жюри (если ведется счет). Объявление победителей/награждение. Краткое заключительное слово ведущего о важности единства. Ответы на вопросы.


Рекомендации для ведущего по таймингу:

  • Используйте таймер. Встройте в презентацию визуальные таймеры на 1-2 минуты для наглядности.
  • Будьте гибкими. Если видите, что участники очень активно обсуждают творческий блок, можно сократить время на проверку тестовых заданий.
  • Держите темп. Динамичное проведение не дает участникам заскучать. Четкие временные рамки дисциплинируют и организуют процесс.


Вопросы и задания викторины

Инструкция для участников: Викторина состоит из 5 тематических блоков. В каждом блоке представлены задания разных форматов. Выберите правильный ответ или впишите свой вариант. На обдумывание каждого вопроса дается 1-2 минуты. Желаем удачи!

Блок 1. «Личности в истории» (Формат: Выбор одного правильного ответа)

  1. Кто возглавил народное ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов в 1612 году?
    а) Александр Невский и Дмитрий Донской
    б) Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский <– Верный ответ
    в) Иван Сусанин и Михаил Романов
  2. Какой подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин?
    а) Перерезал тросы на башне Кремля
    б) Завел вражеский отряд в непроходимый лес, погубив себя, но спасая царя <– Верный ответ
    в) Организовал сбор средств для ополчения

Блок 2. «Символы единства» (Формат: Установление соответствия)

Установите соответствие между современным символом и его исторической связью с событиями 1612 года.

Символ

Историческая связь

1. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

А. В честь освобождения Москвы и окончания Смуты

2. День народного единства 4 ноября

Б. Надпись на медали «За службу и храбрость» времен Екатерины II

3. Девиз «За Веру, Царя и Отечество!»

В. Первый скульптурный памятник в Москве, посвященный народным героям

Ответ: 1-В, 2-А, 3-Б.

Блок 3. «Хронология Смуты» (Формат: Восстановление последовательности)

Расставьте события в правильной хронологической последовательности (от самого раннего к самому позднему):

  • ( Б ) Освобождение Москвы Вторым ополчением.
  • ( А ) Смерть царя Фёдора Иоанновича и начало династического кризиса.
  • ( В ) Избрание на царство Михаила Романова.
  • ( Г ) Сбор средств на ополчение в Нижнем Новгороде.

Правильная последовательность: А, Г, Б, В.

Блок 4. «Артефакты и памятники» (Формат: Открытый вопрос с визуальным рядом)

В презентации будет слайд с изображением Казанского собора на Красной площади.
Вопрос: Казанский собор в Москве неразрывно связан с событиями 1612 года. Какую роль сыграла Казанская икона Божией Матери, в честь которой был освящен этот собор, в освобождении Москвы? (Считалось, что эта икона помогала ополченцам, и в честь нее был учрежден церковный праздник, который позже совпал с государственным).

Блок 5. «В единстве — сила!» (Формат: Ситуативное задание)

Ситуация: Представьте, что вы создаете социальный плакат ко Дню народного единства для своих сверстников. Его девиз: «Нас объединяет…».
Задание: Назовите 3-4 вещи (материальные или нематериальные), которые, по вашему мнению, объединяют всех жителей России, независимо от их национальности и вероисповедания. Объясните свой выбор.
(Примерные ответы: русский язык, общая история, любовь к родной природе, культурное наследие, стремление к миру и развитию страны).


Верные ответы (для жюри)

  • Блок 1: 1-б, 2-б
  • Блок 2: 1-В, 2-А, 3-Б
  • Блок 3: А, Г, Б, В
  • Блок 4: Казанская икона Божией Матери считалась покровительницей народного ополчения. Князь Пожарский молился перед ней, и с ней войска вошли в Москву. Праздник в честь иконы (4 ноября по н.ст.) стал днем освобождения и позже — государственным праздником.
  • Блок 5: Оценивается аргументация и понимание идеи единства. Критерии: 1 балл за каждый логичный и содержательный пример с пояснением.


Список литературы для викторины «В единства наша сила!»

Основные исторические источники и научно-популярная литература:

  1. Карамзин, Н.М. История государства Российского (Том IX, X, XI). — Классический труд, подробно описывающий события Смутного времени.
  2. Ключевский, В.О. Курс русской истории (Лекции 41-46). — Анализ причин и последствий Смуты, роли народного ополчения.
  3. Скрынников, Р.Г. Минин и Пожарский. — Научно-художественное издание, посвященное непосредственно героям и событиям 1612 года.
  4. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен (Том 8). — Фундаментальное описание исторического контекста эпохи.

Энциклопедии и справочные материалы:

  1. Большая российская энциклопедия (статьи: «Смутное время», «Минин», «Пожарский», «Народное ополчение»). — Наиболее авторитетный современный источник.
  2. Энциклопедия «История России» для средней школы. — Адаптированный материал, соответствующий уровню знаний учащихся.

Интернет-ресурсы (проверенные и достоверные):

  1. История.РФ (https://histrf.ru) — Официальный портал Российского военно-исторического общества. Содержит статьи, биографии, документальные фильмы и виртуальные выставки, посвященные Смуте и Дню народного единства.
  2. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина (https://www.prlib.ru) — Оцифрованные коллекции документов, раритетные книжные издания, посвященные эпохе Смуты.
  3. Культура.РФ (https://www.culture.ru) — Материалы о памятниках культуры, связанных с событиями 1612 года (иконы, храмы, живопись).

Методические материалы для педагога:

  1. Журнал «Преподавание истории в школе» — Публикации по методике проведения уроков и внеклассных мероприятий на тему Смутного времени и государственных праздников.
  2. Сборники дидактических материалов по истории России для 6-9 классов.


ВикторинаPPTX / 11.97 Мб

 
Комментарии

Татьяна Витальевна, очень актуальная тема и интересная викторина

1
5 November