12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Елистратова(Костылева)193


Познавательно-творческое развитие



.



Игры ТРИЗ и РТВ












Составила:

Елистратова О.А.






ПРИЛОЖЕНИЕ


Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений, лимериков и др., как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми, ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия.

  • Одна из основных аксиом ТРИЗа – аксиома моделей, суть которой заключается в том, что все люди мыслят моделями. В работе с детьми с нарушением речи различные “модельные ряды” играют важную роль. В частности, мы используем их при обучении детей описательным рассказам, загадкам (Универсальную Опорную Таблицу), рассказам по картине (схема рассказывания), кодировке загадок, стихотворений и других видов деятельности.

            Первая задача решается с помощью логопедических тренингов с картинками разного уровня сложности:

Первый уровень подразумевает уточнение и закрепление представлений о восьми основных признаках предмета. В конце работы ребенок самостоятельно может ответить на вопрос, что бывает таким же (например, по цвету), в начало общих занятий могут быть включены игры типа “У меня есть …, я могу быть…”. Детям нравится такая работа, т.к. она помогает стать активным участником занятия, а не только слушателя и “говорителя”, на наш взгляд, это объясняется тем, что среди детей с нарушениями речи больше так называемых кинестетов, нежели визуалов и аудиалов, работая с моделями, создаём ее вместе с детьми.

 На втором этапе работы  учим ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель ( второй уровень сложности). При освоении детьми данного вида работы в общие занятия включаются игры типа “Теремок”, “На что похоже…”.

Третий этап работы (третий уровень сложности) подразумевает научение ребенка составлять простейшие рассказы-описания, рассказы сравнения.



Предлагаю игры для развития творческих способностей.


1.Один из методов, позволяющим решать поставленные задачи стало составление загадок. При планировании работы мы опирались на работу А. Нестеренко “Страна загадок”. Мы не будем описывать модели, предложенные А. Нестеренко. Только кратко остановимся на некоторых особенностях работы с загадкой в группе детей с нарушением речи и на возможностях данных занятий в коррекционной деятельности.

Наиболее оправдана работа с загадкой на первом году обучения детей с общим недоразвитием на итоге каждой из лексических тем. Дети с системными нарушениями речи не могут придумать и повторить загадку целиком, поэтому мы можем разделить группу на 2 команды. Первая команда выполняет, например, задание “Поезд” - запомнить и выложить поезд из счетных палочек, вторая – выходит в раздевальную комнату и составляет загадку. В первом периоде работа ведется со значительной помощью педагога, затем дети становятся более самостоятельными. Сравнения предлагают все дети по очереди, формируется загадка. Каждый из членов команды запоминает и представляет только одну строчку-сравнение. Получается “Живая загадка”.

Для детей с ОНР на первых этапах работы творческим будет любой рассказ, составленный ими самостоятельно.

Не вызывает сомнений, что успех коррекционной работы по развитию связной речи детей во многом зависит от слаженности в работе логопеда и воспитателей.

2.Метод фокальных объектов (МФО). Перед нами, как в фокусе, какой-то предмет, который надо усовершенствовать, далее выбираем произвольно несколько других объектов, подбираем к ним определения, затем эти определения применяем к нашему объекту. Это сочетание объектов и определений и даёт интересные результаты. Правила работы по МФО: - рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем два три предмета, не имеющих к нему никакого отношения; - детям предлагается подобрать определения к новым предметам (5-10); - подобранные определения подставляем к слову в фокусе (Яблоку) из полученных словосочетаний выбрать наиболее интересные и неожиданные (напр., прыгающее яблоко, заботливое яблоко); - найденному словосочетанию нужно придать соответствующее качество, детям предлагается описать новый объект, ответив на вопросы: напр., Как это можно использовать? Для чего это нужно?.. - детям предлагается для нового объекта найти реальный аналог в природе или придумать фантастический объект, вспомнить в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты. В конце игры я предлагаю детям составить рассказ или сказку с этим объектом и нарисовать его. Объектом для игры по МФО может быть любая лексическая тема, изучаемая на занятиях по развитию речи и по ознакомлению с окружающим или слова с заданным звуком на занятиях по формированию правильного звукопроизношения у детей.

3.Метод морфологического анализа, цель которого – выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые могут быть упущены при простом переборе вариантов. Структура любого знания определяется небольшим числом изначальных понятий и, комбинируя эти понятия, можно вывести все знания о мире. Вначале, выделяют главные характеристики объекта (подсистемные признаки), затем по каждой из них записывают всевозможные варианты. Для этого строится  «морфологическая таблица». Так, например, придумать фантастическое животное (при изучении темы «Дикие животные наших лесов»). По горизонтали записываются слова – части тела животного, по вертикали записываются названия разных животных. Морфологическая таблица выглядит примерно так: В точках пересечения получаются части тела уже известных животных, а при смешении этих частей как раз и получается фантастическое животное (например, у такого животного будет голова лисы, тело – ежа, лапы – белки и т.д.). Из морфологической таблицы можно извлечь ещё более интересную информацию, выбирая элементы по диагонали и вертикали на своё усмотрение. Правил отбора нет. Перебираются все варианты, пока не появится оригинальное решение.

Необходимо научить детей системному мышлению или многоэкранному мышлению (Г.О. Альтшуллер). Творческое мышление многоэкранно. Оно не замыкается на рассматриваемых объектах, т. е. человек мыслит о явлении, событии в определённой системе, при этом он осуществляет анализ не только системы, но и подсистемы, надсистемы, а также представляет явление в настоящем, будущем и прошедшем времени. Думать о будущем – значит, не делать ошибок в настоящем, а думать о прошлом – значит, не делать ошибок в будущем. Для того чтобы думать о прошлом, нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача педагога. Настоящее осознаётся ребёнком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослых в виде выдачи готовой информации о настоящем не желательна. Думать о будущем это наиболее трудный элемент мышления. В основном, здесь « работает» воображение ребёнка. Взрослому необходимо грамотно и тактично помочь детям увидеть взаимосвязь будущего с настоящим. Такой метод называется «системный оператор»

4.«Оживление предметов». Я предлагаю детям побыть в роли сказочника и, по аналогии с известными сказками Андерсена, К.И. Чуковского и т.п., сочинить сказку о любом предмете, например, о блюдце, пуговице и т.д. Главная задача, чтобы вовремя увидеть, на чём в данный момент сосредоточены интересы ребёнка. Играть с вещами – значит, лучше их узнать. Оживлять можно не только самые разнообразные предметы, объекты, явления, но и застывшие метафоры. Повседневная речь, бытовая лексика полным – полна метафор. Которые того и ждут, чтобы их восприняли буквально и развернули в виде рассказа: часы бьют, вода цветёт, дождь идёт. Дети воспринимают любую метафору в прямом смысле и благодаря этому рождаются разнообразные удивительные истории.

5.«Сказка наизнанку». Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании наизнанку сказочной темы. Детям предлагается вспомнить хорошо знакомую сказку и поменять характер героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Я предлагаю подумать и рассказать, как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть различным: злая волшебница заколдовала героев; в сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому герою стало его жаль, и он подобрел;  совершил отрицательный герой добрый поступок, и так ему понравилось, что стал …; герой проглотил волшебную таблетку (конфету, каплю), сказал, однажды плохое слово;  красная шапочка злая, а волк – добрый … Метод ошибки наводит, таким образом, на новую мысль, намечает контуры некоего рисунка. Получится результат частично или полностью новым в зависимости от «выворачивания наизнанку» к одному или ко всем элементам сразу.

6.«Моделирование сказочного сюжета». Опорное моделирование – довольно распространённый приём в обучении. Модели, помогают не только наглядно представить какой либо объект, но и видоизменять его, экспериментировать с ним. Целесообразность состоит в том, что  наглядность и красочность предметов, магнитов, мелких игрушек ,позволяет ребёнку удержать в памяти гораздо больше количества информации и продуктивнее использовать ее при сочетании сказок, что позволяет развивать у ребёнка абстрактное, логическое мышление; стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащать эмоциональную сферу, активизировать связную речь, позволяет наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума, оказывает неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, ребёнок является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Придумывание сказочных сюжетов может быть различными:

- сочинение по - очереди, группам, с конца, с середины;

- использование предметов по – порядку, через один, наугад, по определённому количеству;

 - деление сказки на смысловые части (приговор, завязка, конфликт);

 - выбор главного героя;

- модификация знакомой сказки за счёт ограничения или увеличения функций.

7.Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любые лирические произведения, есть рефлексия. Стихотворная форма –Синквейн. основана на рефлексии и построена по правилам.

Синквейн - стихотворная форма из пяти строк:

- первая строка существительное.

  • вторая строка - два слова описания (2 прилагательных).
  • третья строка - описания действия (3 глагола).
  • четвертая строка - фраза из четырех слов показывающая отношение к теме.

- пятая строка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Данный прием использую при работе, над любой темой, и любом этапе азвития речи.Например:  -Яблоко

-Круглое, румяное

                              - Висит, спеет, краснеет

                             - Очень люблю сочные яблоки

   - Фрукт.

            7.Прием составления загадок:

  1. выбрать объект     МЯЧ
  2. составить таблицу                 
    Какой?                     Что такое же?
    КРУГЛЫЙ                   ЛУНА
    РЕЗИНОВЫЙ              САПОГИ
    ПРЫГАЮЩИЙ           ЗАЯЦ

3)........ а, не........ Составить предложение.

Также таблица действий. ПОЕЗД

Что делает?          Кто или, что совершает такое же действие?

ЕДЕТ                         ВЕЛОСИПЕД

ГУДИТ                      ТРУБА

СТУЧИТ                    ДЯТЕЛ

Использовать............ а, не...........

Прием применяю на любом виде и теме занятий, в любом виде деятельности.

8.«Подзорная труба»- составление рассказа по картине.
Представлена картина:

1) Что вижу?

Представить, что в руках подзорная труба, что видите в нее. Записать иди нарисовать, что каждый увидел (объекты, предметы).

  1. Объединение - соединить стрелками:
    Вода -
    фонтан - дорога
  2. Составление предложений
    Вода льется из фонтана

Вдоль дороги стоит фонтан

  1. Введение признаков прилагательных
    Прозрачная, вода льется из красивого фонтана.

    У широкой дороги стоит высокий фонтан.
  2. Использование других органов чувств (модальности)
    Слышу, как плещется вода в фонтане.

Вижу, как лучи солнца играют с капельками. Чувствую прохладу воды.

9.«Ось времени»

События или предмет обозначить на линии и соизмерить со временем суток, временем года. Что было до или после (раньше, потом).

10.«Другая точка зрения»

Постараться, увидев предмет или событие, глазами другого человека, сказочного героя или персонажа картины. Рассказ от лица игрушки. Что она могла бы рассказать о вас?

11.«Нахождение противоречий»

Сначала познакомить с противоположностями.

Игра «Хорошо - Плохо».

  • Что хорошего в том, что (идет снег)?
  • Что плохого, что идет снег?


12.« Кластер»(перевод гроздья)

 Например, винограда
Цель. Получить как можно больше информации о предмете или явлении.
Например, Снег


13.«Толстые и тонкие вопросы»

Основные                  конкретные

Кто, что делает?       Уточнение Где? Когда?

«Чтение с остановками»
Задание: продолжить сказку, рассказ.

14.«Бином фантазии»

Создать несуществующее животное или предмет, нарисовать.


15.«Дерево предсказаний»

При чтении рассказа, сказки остановится. Детям предложить предсказать ход событий или изобразить на рисунке, затем на ветках дерева разместить.

16.«Экспертиза»

Получить информацию, через поиск общего и уникального.

Найти различие и сходство предметов. Яблоко. Груша.

17.«Мозговой штурм»

Прием поиска решений на возникшую проблему или ситуацию.

Предложения не критиковать. Из всех предложений найти рациональное и развить мысль.


18.«Синектика»- прием поиска решений на возникшую проблему. Критика
обязательна плохих предложений.



19.«Аналогия»

Создание нового по аналогии. В сказке «Колобок», замена персонажа. Структура сказки тоже содержание меняется.


20.«Оживи картинку»- подбор слов обозначающие действия.

Используя эти методы и приемы очень важно взаимодействовать с ребёнком на уровне партнёра, учитывать положительные качества ребёнка, постоянно создавать ситуацию успеха. Важно взаимодействовать на ребенка на уровне партнера, учитывать положительные качества ребенка, постоянно создавать ситуацию успеха.

Использование адаптированных методов ТРИЗ – РТВ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями даёт несомненные преимущества:

  • в активизации познавательной деятельности детей,
  • в создании мотивационных установок на проявление творчества,
  • в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами),
  • повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами,
  • осознанность в построении лексико-грамматических конструкций.
  • гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности,

Эффективность предлагаемой технологии подтверждается результатами мониторинга и отзывов педагогов и родителей. У выпускников логопедических групп хорошие показатели по уровню развития воображения и речевому развитию. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому адаптивное использование данных методов и приёмов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.