12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ахмерова Н.М.31

Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах (Ахмерова Н.М.)

 

М.В. Ломоносов сказал: «Опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением». Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать знания и умения, применять их на практике. Решение этой задачи связано и с дальнейшим совершенствованием содержания школьного биологического образования. В основе биологического образования лежит эксперимент и связанные с ним практические знания.

Заслуженный деятель науки РФ, профессор Карпенков С.Х. писал: «Практические знания – это естественно - научные зёрна, брошенные в плодородную почву теоретических знаний. Именно они составляют благодатную пищу для познания могучей и прекрасной природы».

Теоретические знания становятся более глубокими и полезными, если удачно сочетаются с практическими навыками. Включение в урок элементов практической деятельности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью- это актуальное требование к современному уроку биологии. Систематическая и направленная деятельность учащихся по проведению опытов, компьютерных уроков, решению задач, наблюдений за растениями, выращиваемыми на учебно-опытном участке и последующее использование результатов этой работы на уроках, расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний. Например, изучение генетики может стать эффективнее, если показать учащимся использование достижений этой науки в работе медико-генетической, селекционно-генетической служб. Особенно наглядно это видно при разборе конкретных ситуаций, представленных в виде генетических задач. Решение таких задач позволяет учащимся сочетать абстрактное с конкретным, лучше осмыслить теоретический материал, хорошо усвоить его и понять практическую значимость.

Например, приступая к изучению нового материала по дигибридному скрещиванию перед учащимися ставится основной проблемный вопрос урока: если организмы, скрещиваемые между собой отличаются по многим признакам, то, как же будут эти признаки наследоваться в потомстве. Учащиеся составляют задачу и решают её. В процессе работы проводится активное повторение предыдущего материала; новые знания выступают как вариант, ранее приобретённых и как их развитие. Такие уроки проходят живо, с максимальной активностью со стороны учащихся в решении основной проблемы урока. Ребята работают с интересом и в результате хорошо усваивают новый материал. Очевидно, значительный эффект дали два основных условия: связь с жизнью и создание на уроке проблемной ситуации.

Современный компьютер позволяет существенно дополнить практические работы программами для углубленного изучения тех или иных разделов либо отдельных вопросов общей биологии. На данном этапе развития школьного образования применение компьютерных технологий приобретает огромное значение. Ведь современная школа готовит людей, способных самостоятельно мыслить, быстро ориентироваться в меняющихся условиях, идти в ногу со временем. Именно компьютер становится тем необходимым помощником, который позволяет научить ребят находить нужную информацию, правильно её обработать и грамотно использовать. Компьютер помогает не только учащимся, но и учителю на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашнего задания. Особенно интересной для ребят является форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации, так как могут использовать различные элементы оформления слайдов. В процессе создания презентации учащиеся раскрывают свои творческие способности и совершенствуют навыки работы на компьютере. Информационные технологии вместе с мультимедийной средой создают благоприятные условия для обогащения научно-методических средств индивидуального усвоения и глубокого, всестороннего изучения предмета.

В результате познавательной деятельности у ребят 11-х классов развивается теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил, формулирование научных понятий.

Практическое мышление в основном направленно на решение частных конкретных задач. Работу практического мышления наиболее полно проанализировал Б.М.Теплов. Он писал: «И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае эта связь имеет более непосредственный характер. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах».

 

Список литературы:

1.Зверев И.Д. Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. – 191с.

2.Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. – М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520с.

3. Яблоков А.В., Н.Ф.Реймерс, В.Д.Ильичев и др. Под ред. Яблокова А.В. Биология и современность. – М.: Просвещение, 1990. – 208с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.