Пояснительная записка
При теоретическом изучении темы «Источники света. Распространение света» с шестиклассниками были изучены особенности распространения света в однородной среде на примере интерактивной модели, схема которой представлена ниже. [1]
Урок естествознания в 6 классе, материалы по которому представлены, один из серии занятий, образовательной целью которых является поэтапное формирование TYU (естественнонаучной грамотности) школьников.
Подобная схема имеется в учебнике, но в тетрадях учениками она не выполнялась [2]
Задания теоретической части являются заданиями, формирующими читательскую грамотность, как базовую составляющую функциональной грамотности. На этом уроке процесс осуществляется с использованием текста заданного на дом параграфа учебника. После изучения-присвоения информации по теме, обучающийся отвечает на вопросы, понимая, осмысливая ее, уже известную, извлекает и интерпретирует, письменно отвечая на вопросы.
В практической части урока реализованы такие навыки формирования ЕНГ, как применение физических закономерностей прямолинейного распространения света от точечного источника в однородной среде при построении хода лучей на рисунке. Такой прием позволяет обучающимся понять фундаментальность законов физики, их проявление в окружающем ребенка материальном мире.
Практическая (лабораторная) работа по теме «Свет и тень»
Цель: закрепить теоретические знания о способе распространения света от источника в однородной среде практическим построением хода световых лучей.
Оборудование: линейка, карандаш, алгоритм выполнения построения хода световых лучей.
Ход работы
Теоретическая часть
Назовите не менее трех источников света:_______________________________
Запишите собственные определения терминов. Тень – это … Затмение – это…
Как распространяются световые лучи в воздухе?
Практическая часть. Выполняйте по алгоритму, т.е. следуйте указаниям:
На свободном поле тетрадного листа (в левой его части) произвольно выбери точку, обозначь ее как точечный источник света.
В правой части тетрадного листа в виде вертикального отрезка высотой 5-8 см покажите экран.
На расстоянии 5 см от источника изобразите преграду – круг диаметром 10 мм.
Постройте ход лучей от источника через преграду с получением тени на экране.
5*. По выбору обучающегося: на этом же или на отдельно выполненном рисунке, сместив на 2 см влево, изобразите новый круг-преграду того же размера, как в пункте 3. Постройте ход лучей света от источника через новую преграду, показав новую тень на экране.
Вывод: построением хода лучей доказал(а), ___________________________________________________________________________
* При изменении расстояния от источника до преграды, ___________________________
__________________________________________________________________________
Источники информации:
1. Гуревич А.Е. , Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Введение в естествознание. Учебник 5-6 классы» Дрофа, 2018 г, с. 219
2. Модельная схема образования тени http://class-fizik.ru/images/pd8/8-5-2.pdf
Послесловие учителя: проверка и оценка выполненных практических работ показала, что у половины обучающихся не сформированы, к сожалению, навыки графической работы на уроках естественных наук; ими неверно понимается термин «диаметр круга», «касательный луч», хотя на предыдущем занятии об этом говорилось; есть проблемы с формулировкой терминов.
В очередной раз приходится сожалеть об утрате в школах такого необходимого предмета, как Черчение, отсутствии реальных метапредметных связей изобразительного искусства со школьной физикой и математикой.
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна