Практические работы по элементам геометрии для 5-6 классов, разработанные с использованием возможностей интерактивных образовательных программ, приложений и платформ

1
0
Материал опубликован 4 November

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района «Отрадненская средняя общеобразовательная школа»















Практические работы по элементам геометрии для 5-6 классов, разработанные с использованием возможностей интерактивных образовательных программ, приложений и платформ










Составитель: Смолина О.А., учитель математики









с. Отрадненское, 2025 г

Практические работы по элементам геометрии для 5-6 классов, разработанные с использованием возможностей интерактивных образовательных программ, приложений и платформ

Уникальность интерактивного обучения в том, что его можно использовать на всех этапах образовательного процесса:

при введении нового материала;

при обобщении и повторении;

при итоговом контроле.

Однoй из основных прoблем при изучении геoметрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выпoлненные в тетрадях или на дoске, как правило, содержат большие погрешнoсти.

В современном образовании постоянно увеличивается набор программ и Интернет-сервисов, где ученикам предоставляется среда, в которой можно выполнять любыe интерактивные задaния.

Эти программы, интернет-платформы и конструкторы могут: стрoить аккуратные чертежи; трансфoрмировать уже готoвый чертёж, двигая одну из тoчек или прямых (построение при этом сохраняется). В ряде программ предусмотрена анимация. Самыми популярными среди программ и интернет-платформ являются GeоGebra, LearningApps.

Приведем примеры практических заданий, созданных с помощью интерактивных интернет-платформ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1

Тема «Создание треугольника в GeоGebra»

Цель работы: научить строить треугольники на платформе GeоGebra [1].

Методические рекомендации: данная парная практическая работа для обучающихся 5 класса может быть использована на этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


Интерактивный прием: графический чертеж.

Интерактивная форма работы: парная работа с использованием ИКТ.

Инструкция по организации. Учитель пошагово рассказывает ученикам как можно начертить треугольник в программе GeоGebra.

Оборудование: компьютер с доступом в интернет.

Порядок проведения работы.

t1762248085aa.jpgЗаходим на платформу GeoGebra и переходим в «геометрический» режим для того, чтобы включить отображение сетки, и отключить отображение оси координат (рисунок 1) [1].

Рисунок 1. Выбор символа треугольника


Вместо курсора-стрелки у вас появится курсор-крестик. Наведите курсор на полотно и нажмите левой кнопкой мыши один раз. Таким образом, вы зафиксируете первую вершину треугольника. Затем, переместив курсор в необходимое вам место полотна, нажмите левой кнопкой мыши снова один раз. Произошла фиксация второй вершины треугольника и автоматически изобразилась первая сторона треугольника. Снова переместив курсор в другую часть полотна, нажмите левой кнопкой мыши третий раз. Произошла фиксация третей вершины треугольника с изображением второй стороны треугольника. И, наконец, совместите курсор с самым первоначальным положением (первой точкой/вершиной) для окончательного построения треугольника (рисунок 2).

t1762248085ab.jpg


Рисунок 2. Построенный треугольник


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2

Тема «Построение угла заданной величины от заданной прямой»

Цель работы: научиться строить углы заданной величины от заданной прямой.

Методические рекомендации: учитель дает задание ученикам 5 класса на этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Интерактивный прием: практическая работа с применением ИКТ.

Интерактивная форма работы: парная работа.

Инструкция по организации. Учитель пошагово рассказывает ученикам как можно построить прямую, построить угол в программе GeоGebra. Учащиеся слушают и четко выполняют указания учителя.

Оборудование: компьютер с выходом в интернет.

Порядок проведения работы.

Построим прямую а. Выбираем инструмент «Прямая». С помощью этого инструмента отмечаем на плоскости две точки.

Построим угол. Для этого выбираем инструмент «Угoл заданной величины» и отмечаем две точки, через которые проходит прямая. Появится окно, в которое нужно вписать величину угла (в нашем случае это 60º).

Нажимаем клавишу «Enter». Получим третью точку. Проводим через вершину угла и новую точку прямую с помощью инструмента «Прямая» (рисунок 3).

t1762248085ac.jpg

Рисунок 3. Чертеж: угол заданной величины от заданной прямой


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3

Тема «Измерение углов. Транспортир»

Цель работы: контрoль овладения навыками построения, умения различать и строить углы с помощью программы LearningApps [3].

Методические рекомендации: практическая работа рассчитана на обучающихся 5 класса. Учитель дает задание ученикам на этапе актуализации и пробного учебного действия. Данное задание обучающиеся могут выполнить как в режиме онлайн, так и в классе, используя экран, записывая ответы в свои тетради.

Интерактивный прием: толстые и тонкие вопросы (практическое тестирование).

Интерактивная форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Инструкция по организации. Учитель пошагово рассказывает о работе в данной программе. Учащиеся выполняют рекомендации и задания.

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, тетради, циркуль, транспортир, линейка и карандаш.

Порядок проведения работы.

Открываем программу LearningApps [3].

Вводим код созданной работы в нужное поле.

В открывшемся окне появляются вопросы и задания (рисунок 4).

t1762248085ad.jpg

Рисунок 4. Вопросы и задания


Задание 1. Какие из углов, представленных на картинке, являются острыми? (рисунок 5)

t1762248085ae.png

Рисунок 5. Виды углов


Задание 2. Какой угол образуют часовая и минутная стрелки часов в 3 ч? (рисунок 6).

t1762248085af.jpg

Рисунок 6. Циферблат


Задание 3. Луч OC лежит внутри угла АОВ, причем AOC = 49°, BOC = 28°. Чему равен угол АОВ?

Задание 4. Какую часть развернутого угла составляют углы в 36°; 90°; 20°, 15°, 18°?

Задание 5. Постройте угол АОВ=175° и разделите его на 7 равных углов.

Чему равны углы?

Задание 6. Внутри прямого угла АОВ проведен луч OC. Найдите градусные меры углов АОС и СОВ, если:

а) угол АОС в 5 раз больше угла СОВ;

б) разность градусных мер углов СОВ и АОС равна 46°.

Задание 7. Сколько градусов содержит угол, если он составляет 20% от прямого угла?

t1762248085ag.gif Задание 8. Найдите градусную меру угла, который равен t1762248085ah.gif развернутого угла, t1762248085ai.gif прямого угла, t1762248085aj.gif прямого угла, 0,2 прямого угла.

Выполняем задания в тетрадях, а ответы записываем в соответствующие поля на экране компьютера.

Результаты: если вы отвечаете правильно, то задания загораются зеленым, если допущена ошибка – красным (рисунок 7).

t1762248085ak.jpg

Рисунок 7. Результат выполнения заданий


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4

Тема «Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник»

Цель работы: контроль овладения теоретическими навыками и умениями различать углы.

Методические рекомендации: практическая работа рассчитана на обучающихся 5 класса. Учитель дает задание ученикам на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (тестирование с выбором ответа). Данное задание обучающиеся могут выполнить как в режиме онлайн, так и в классе, используя экран, записывая ответы в свои тетради.

Интерактивный прием: толстые и тонкие вопросы (теоретическое тестирование).

Интерактивная форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Инструкция по организации. Учитель пошагово рассказывает о работе в данной программе. Учащиеся выполняют рекомендации и задания.

Оборудование: компьютер с выходом в интернет.

Порядок проведения работы.

Открываем программу LearningApps [5].

Вводим код созданной работы в нужное поле.

В открывшемся окне появляются вопросы с выбором ответа.

Вt1762248085al.jpg
опрос 1 (рисунок 8)

Рисунок 8. Вопрос 1


Вt1762248085am.jpg
опрос 2 (рисунок 9)

Рисунок 9. Вопрос 2

t1762248085an.jpgВопрос 3 (рисунок 10)

Рисунок 10. Вопрос 3


t1762248085ao.jpg Вопрос 4 (рисунок 11)

Рисунок 11. Вопрос 4


t1762248085ap.jpg Вопрос 5 (рисунок 12)


Рисунок 12. Вопрос 5

Поставьте отметку правильного варианта ответа, по вашему мнению.

t1762248085aq.jpgЕсли ответ неправильный – появится грустный смайлик. Нужно предложить другой вариант ответа (рисунок 13).

Рисунок 13. Неправильный ответ на вопрос


Если ответ правильный – появляется веселый смайлик и поле с ответом загорается зеленым, тем самым дает возможность перейти к следующему вопросу (рисунок 14).









t1762248085ar.jpg Рисунок 14. Правильный ответ на вопрос Результат: учащиеся научатся различать углы


Несомненно, в скором будущем облачные цифровые технологии прочно займут свое место в образовательном процессе, повышая его эффективность и значительно облегчая труд и учителя, и ученика.




































БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


О программе GeoGebra [Электронный ресурс]. URL: http://cyclowiki.org/wiki/Системы_интерактивной_геометрии#GeoGebra (дата обращения: 30.10.2025).

Персональный сайт студентки Смолиной О. А. [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/kfnspu.ru/metodkopilka/главная-страница.

Kahoot! [Электронный ресурс]. URL: https://getkahoot.com (дата обращения: 18.01.2024).

LearningApps.org [Электронный ресурс]. URL: http://learningapps.org/about.php (дата обращения: 15.03.2025).

LearningApps.org задания для 5 класса «Виды углов» [Электронный ресурс]. URL: https://learningapps.org/watch?v=phc24eb0t19 (дата обращения: 20.04.2025).

The Geometer's Sketchpad (русская версия «Живая геометрия») [Электронный ресурс]. URL: http://www.keypress.ru (дата обращения: 04.11.2025).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации