Практические вопросы физического образования основной общеобразовательной организации в условиях дистанционного обучения: педагогические проблемы мониторинга качества выполнения домашнего задания учащимися
Практические вопросы физического образования
основной общеобразовательной организации в условиях дистанционного обучения:
педагогические проблемы мониторинга качества выполнения домашнего задания учащимися.
Автор:
Биданов Талгат Сагингалиевич,
учитель учебно-методического отдела.
Квалификационная категория: без категории.
Аннотация: Данная работа освещает некоторые проблемы педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения. Ключевой проблемой ставится развитие личностного отношения субъектов образовательного процесса к самопознанию и проявлению самостоятельности при выполнении домашних заданий. Со стороны педагога проблема принимает характер: какого же рода задания следует предоставлять учащимся, чтобы развить их мотивацию к образовательному процессу.
Ключевые слова: проблемы физического образования, практика преподавания, дистанционное обучение.
Тематическая рубрика: общепедагогические темы.
Главной особенностью проведенного дистанционного обучения, на мой взгляд, является предоставление возможности проявлять самостоятельность учащихся (под пристальным присмотром родителей или представителей детей) при изучении учебного материала.
Безусловно, требуется применять личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, так как требуется проводить работы дистанционно с каждым отдельным учащимся, учитывая его сложившиеся условиями обучения. Самостоятельность и отношение субъектов образовательного процесса – это индивидуальный подход с рядом вытекающих трудностей, которые мы постараемся вместе рассмотреть.
Начнем с источников знаний. Первым источником является книга – учебная литература. Касаемо учебной литературы, объективно говоря, наполняемость материала не всегда полноценно способна привить необходимые знания, она не поясняет отдельные частные случаи и направлена только на общее понимание темы.
Но с первостепенностью книги можно, конечно, поспорить, так как доступность интернет ресурсов способствует развитию лености и провоцирует использовать готовые ответы на домашнее задание. И так как ответы уже есть в глобальной сети, не каждый ребенок, могу предположить, будет посвящать свое время на изучение материала.
Вторым источником получения прямых знаний служат интернет – уроки (конференц. уроки) даваемые самим учителем, либо иные информационные записи. Недостатком процесса было невозможность контроля присутствия учащихся при прослушивании лекционного материала. Только тест или иной контрольно- измерительный способ оценки полученных знаний учащихся был способен предоставить статистическую оценку усвоения знаний. Вновь следует добавить проблему плагиата как из сети интернет, так и между учащимися. Если учащийся не желает проявлять самостоятельность и учиться, то его не заставить (тем более дистанционно). Безусловно, при наличии различных рычагов давления, он выполнит необходимый минимум заданий. Но качество такой работы, говоря математическим языком, будет стремиться к нулю. Если учащийся мотивирован продолжать качественную и самостоятельную работу по получению знаний, то при любых условиях он будет стремиться относиться к учебному делу с полноценной отдачей.
Предложу пример исследования самостоятельности детей при выполнении домашнего задания, т.е. самостоятельного понимания предложенных тем по предмету: в условиях массового плагиата выполнения домашнего задания (а в физике , в первую очередь, это задачи и вопросы по теории), было предпринято решение по развитию интереса к учебному процессу и проявления индивидуальных качеств учащихся, оценке самостоятельности учащихся и развитию их проектно-исследовательских качеств. Дети получили индивидуальные практические задания с подробными методическими рекомендациями (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Около 36 % учащихся проявили самостоятельность, ответственно и с планируемым нами интересом проделали заданную работу. Около 59 % учащихся воспользовались взаимопомощью – продублировали чужие работы, не проявив самостоятельности. Около 5 % учащихся по различным причинам не предоставили свои работы, или не выполнив работы в полной мере.
Таблица результатов самостоятельного выполнения домашних заданий в условиях дистанционного обучения.
| Самостоятельное выполнение | Частично выполненное задание, сложности с пониманием темы | Работы содержат плагиат от 80% до 100% | С работой не справились |
Задачи из сборников задач по физике | 26% | 1% | 72% | 1% |
Задачи собственного сочинения | 31% | 7% | 61% | 1% |
Дистанционные практические работы | 36% | 2% | 59% | 3% |
Проводя рефлексию результатов данной таблиц, наблюдается положительная динамика роста процента самостоятельности выполнения учащимися домашних заданий, в зависимости от формы предоставленных учащимся заданий.
Задачи из сборников задач по физике: решение доступно в различных интернет ресурсах, имеются мобильные приложения с ответами на все имеющиеся сборники задач. К тому же существуют ресурсы с подробными разборами задач. Это полезно для самостоятельного разбора решения различных типов задач в вопросе самообразования. Но второй стороной медали является бездумное копирование предоставленного ответа, что очень вредить развитию мыслительных качеств у ребенка.
Задачи собственного сочинения педагогом: они требует времени для подготовки, представляют из себя задачи на основе ключевых физических ситуаций. Позволяется интерпретировать текст имеющихся задач из сборников задач с изменением математических параметров и наименований объектам. Полезным является то, что даже в случаях поиска готовых ответов учащемуся следует предварительно разобраться с решением аналогичной задачи и провести повторную работу с предоставленной задачей.
Дистанционные практические работы: данные работы зарекомендовали себя с положительной стороны. Наблюдался рост заинтересованности со стороны обучающихся – поступали различные вопросы и предложения по выполнению лабораторной работы. Отличительной чертой данных лабораторных работ было создание собственноручно своих измерительных приборов, а лишь затем работа по исследованию с помощью полученного прибора.
Подведение итогов практики преподавания предмета в условиях дистанционного обучения:
Исследование по развитию личностного отношения учащихся к образовательному процессу показало низкую мотивацию в условиях дистанционного обучения. Для дальнейшего развития мотивации обучающимся следует подбирать задания и темы, которые способны вызвать заинтересованность в познании, при этом никто не отменял прохождение обязательной учебной программы. Соответственно, требуется глубокая методическая работа в данном направлении.
Осуществление планируемых результатов образовательного процесса в условиях дистанционного обучения прошло в полной мере. Как показала практика, имеются ряд проблемных вопросов общего и индивидуального характера, снижающие качество образовательного процесса в условиях дистанционного обучения.
Главным выводом полученного опыта следует выделить готовность к возможному повторению работы в условиях дистанционного обучения, а значит, следует принять во внимание и постараться найти пути решения к возникшим вопросам практического применения дистанционного обучения. Требуется постоянное личностное развитие учителя, адаптация своей деятельности к условиям технического прогресса, к внешним условиям, постоянный анализ проделанной работы и совершенствование педагогического мастерства. Требуется осуществить определенный настрой учащихся на саморазвитие посредством направленного руководства педагогов и самоконтроля, развитие личностной ответственности и умений проектировать личностное развитие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методическая разработка
дистанционных практических занятий по предмету «Физика»
«Практика преподавания физики в общеобразовательном учреждении
в условиях дистанционного обучения: этапы, инструменты, особенности».
Автор: Биданов Талгат Сагингалиевич,
учитель учебно-методического отдела, без категории.
Волгоград, 2020
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка служит опорным материалом для реализации задач учебно-воспитательного процесса основного общего образования при проведении лабораторных и практических работ по предмету «Физика» в условиях дистанционного обучения или иных дистанционных формах проведения образовательного процесса.
Целью разработки является оказать методическую помощь педагогическим работникам при осуществлении дистанционного обучения.
Планируемые результаты:
- развитие у учащихся умений и навыков получения знаний для решения практических задач в повседневной жизни,
- формирование универсальными учебными действиями у учащихся для формулирования и осуществления этапов решения задач овладения основами реализации проектно-исследовательской деятельности.
Тип урока: практическая работа.
Форма работы: дистанционная.
Далее представлены варианты дистанционных практических работ, выполнение которых предусматривает работу в домашних условиях. Практические работы всегда были отличительной особенностью естественно научных дисциплин. И в условиях дистанционного обучения выполнение такого типа работы вызывает определенную сложность. С целью развития интереса и проявления индивидуальных способностей обучающихся данное направление требуется развивать и совершенствовать.
Успехов!
Дистанционная практическая работа №1
«Изготовление динамометра в домашних условиях». 7 класс.
Для проведения физических измерений в школьном курсе физики не обойтись без динамометра.
Цели работы: с помощью подручных средств в домашних условиях изготовить динамометр; провести калибровку его шкалы; определить границы измерений прибором; презентовать действие прибора в классе.
Оборудование:
Выполнение работы:
1. Используйте три старых шариковых авторучки, в которых есть одинаковые металлические пружинки и извлеките их (см. приложение).
2. Используйте старый стержень для шариковой ручки, на котором нет пластмассовых выступов или с помощью пассатижей подожмите выступы на стержне так, чтобы они не мешали свободному скольжению всех трёх пружинок по стержню.
3. Измерьте линейкой сумму длин всех трёх пружинок, надетых на стержень без выступов – в нашем случае это 7 см.
4. Отмерьте вдоль стержня от места вставки в него металлического наконечника сумму длин пружинок плюс 1,5-2 см и делаем на стержне упор для пружин из туго намотанной нити, вставляем в корпус авторучки стержень с пружинками так, чтобы он вышел наружу с другого конца.
5. Сделайте отверстие булавкой вышедшей наружу пластмассовой части стержня вблизи его металлического наконечника; к булавке привязываем петлю из нити с крючком из скрепки на конце.
6. Используйте пластмассовый шприц и на его шкале от нуля линейкой отмерьте половину суммы длин пружинок и осторожно отрежьте отмерянную часть шкалы.
7. Установите шкалу от шприца в нужное место будущего динамометра, используя клеящие средства; у вас получится конструкция, показанная на рисунке с рукой.
8. Проведите калибровку шкалы с помощью (школьных грузов) – груз массой 100 грамм. Вы также можете использовать 100 мл воды в легкой емкости (например, шарик или полиэтиленовый пакет); если вам повезёт, то шкалу не нужно будет переделывать.
9. Если шкала не соответствует прибору, возьмите лейкопластырь и фломастер, чтобы нарисовать новую шкалу.
10. Определите цену делений изготовленного вами прибора, а также пределы возможных измерений с его помощью.
11. Продумайте (составьте список возможных вопросов из класса и от учителя) и проведите презентацию прибора в классе на уроке.
12. Сформулируйте вывод в соответствии с целями работы: выполнив задания, я ...
13. Форма отчета: оформленная лабораторная работа и фотография самодельного динамометра.
14.Следующее задание: Дистанционная практическая работа № 2 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» (смотреть материал из учебника)
Дистанционная практическая работа № 2
«Изготовление собирающей линзы и определение его фокусного расстояния»
8 -9 класс.
Цель работы: изготовить собирающую линзу своими руками, используя подручные средства. Определить фокусное расстояние линзы.
Приборы и оборудование (представлен примерный набор): прозрачная пластиковая бутылка, канцелярский нож, ножницы, медицинский шприц, скотч, изолирующая лента, клеевый пистолет и горячий клей, маркер, вода соль, линейка.
Ход работы:
Используем прозрачную пластиковую бутылку.
Далее нам потребуется предмет круглой формы для создания формы линзе. В данном случае это может быть крышка от самой пластиковой бутылки. Первостепенным фактором при выборе предмета круглой формы является диаметр. Чем больше диаметр, тем больше получится собирающая. Устанавливаем крышку (предмет круглой формы) на бутылку и острой иголкой или фломастером/маркером обводим её. Важно, чтобы на бутылке остался нацарапанный иголкой круг. Требуется быть аккуратным, чтобы краской фломастера или маркера не размазать будущую линзу. А круг потом должен быть выпуклой формы.
Ножницами или канцелярским ножом по контуру вырезаем этот круг.
Повторно такими же действиями изготавливаем второй пластиковый круг.
Далее приклеиваем их друг к другу с помощью горячего клея (склеивающей лентой) или иными способами. Но при этом надо оставить небольшое отверстие, чтобы в получившуюся линзу налить воды.
Используя медицинский шприц наполняем линзу легким солевым раствором. Примесь соли в воде необходима для предотвращения наличия органических образований внутри линзы. После того как заполнили линзу водой, закрываем оставленное отверстие горячим клеем. (Важно полностью удалить воздух из линзы).
Примечание: Вы можете самостоятельно обдумать каким связывающим способом будете склеивать поверхности линз – это могут быть клей, скотч, изолирующая лента, спаивание поверхностей паяльником (требуется осторожность, только если вы владеете навыком пайки и знакомы с техникой безопасности при пользовании паяльным инструментом) и иные средства.
При помощи линзы получите изображение окна на экране. Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет приблизительное фокусное расстояние линзы F.
Примечание: Важно минимизировать наличие воздуха в линзе и использовать наиболее прозрачный пластик. Также возможно использование стеклянных линз от старых очков или старых часов. Основное, что требуется понять: цель работы изготовить двояковыпуклую собирающую линзу. Успехов!
Используемая литература.
Учебник: А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. ФГОС. «Дрофа», М., 2019.
Учебник: А.В.Перышкин. Физика. 8 класс. ФГОС. «Дрофа», М., 2019.
Учебник: Перышкин А. В., Е.М.Гутник. Физика. 9 класс. ФГОС. «Дрофа», М., 2019.
В гостях у Самоделкина [Электронный ресурс]: https://usamodelkina.ru/9336-sobirayuschaya-linza-svoimi-rukami.html.