Теоретические и практические проблемы дистанционного обучения незрячих детей
Требования современного общества ведут к изменениям в общепринятой устоявшейся годами модели выпускника. В условиях гуманизации образования личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию трансформируется в компетентностный подход.
Слепота оказывает серьезное влияние на психическое развитие ребенка. Первым страдает восприятие окружающей действительности: отсутствует степень полноты происходящего, точности и скорости отображения. Отмечается задержка развития моторики и пространственных представлений, большие затруднения в оценке своего местонахождения и взаимного расположения окружающих предметов.
Все это накладывает отпечаток на развитие мышления и речи, так как эти психические функции развиваются на основе зрительного представления. И если в случае с поздноослепшим ребенком мы можем опираться на адекватное абстрактное представление обучающегося реального объекта обсуждения, то в случае обучения тотально слепого с рождения ребенка приходится формировать абстрактные представления об объектах с помощью разнообразных средств обучения. Для полного, правильного и быстрого восприятия незрячим необходимо четкое взаимодействие сохранных анализаторов, что иногда невозможно из-за отсутствия или дисфункции последних.
Зачастую, при реализации образовательной программы возникают вопросы, ответы на которые можно найти только путем собственных проб и ошибок. Педагог ощущает педагогический вакуум, который выражается в невозможности найти готовое решение, отсутствии методических разработок, адаптированных образовательных программ, в отсутствии обмена опытом с коллегами, узкими специалистами. Кроме того, недостаточное техническое оснащение, высокая стоимость тифлооборудования сводит к ограничению инструментов педагогического воздействия. Однако только создание открытых технологических систем в образовании позволит обеспечить их глобальную мобильность и интероперабельность. На данном этапе множество образовательных платформ не дают возможности незрячим ученикам вести активное самообразование.
Дополнительным препятствием полноценного обучения становится сокращение государственной программы индивидуального обучения (не более 11 часов в основной школе), что затрудняет реализацию государственного образовательного стандарта и приводит к образовательному неравенству при получении основного образования и выборе профессии.
Дистанционная форма обучения способствует решению не только образовательных задач, но и расширению социальной активности, восполнению вакуума общения, который создается вокруг обучающихся надомной формы обучения, что неоднократно отмечал психолог школы при работе с детьми и их родителями.
Анализируя многолетний опыт обучения незрячих детей с применением ДОТ, можно выделить как положительные для обучающихся и педагогов, так и отрицательные стороны дистанционного образования, которые нуждаются в доработке, систематизации, распространении положительного опыта и привлечении тьюторов.
В нашей школе двое детей, обучающихся с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Обучение идет с 2016 года. Дети тотально слепые. В данном случае требуется учитывать то, что один - слепой с рождения, второй – поздноослепший ребенок в результате несчастного случая в подростковом возрасте. Первый владеет письмом и читает с помощью рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, но не может самостоятельно пользоваться компьютером и сетью Интернет даже с помощью экранного диктора, второй – не владеет шрифтом Брайля в силу физиологических причин, но самостоятельно может найти информацию на интернет-ресурсах. В обоих случаях есть сопутствующие хронические заболевания, которые периодически влияют на процесс обучения.
Дистанционное обучение организовано на платформе ЦДО детей-инвалидов Кемеровской области. Учителя нашей школы прошли специализированные курсы «Особенности организации учебного процесса детей-инвалидов в информационно-образовательной среде».
Для проведения полноценного дистанционного урока требуются: компьютер (ноутбук) с накладками рельефно-точечного шрифта, видеокамера, наушники (желательно), микрофон, сканер, учебные пособия, напечатанные рельефно-точечным текстом Л. Брайля, объемные макеты, рельефные карты и таблицы, интернет-доступ, а также ТСО. К специальным ТСО относятся: читающая портативная машина, тактильный дисплей Брайля, брайлевский принтер, тифлофлешплеер, графический планшет, ПО экранного доступа Jaws for Windows Pro, ПО для распознавания и чтения плоскопечатных текстов, ПО транслятор текста в Брайль для принтеров, ПО синтезатор речи.
Для успешного овладения использования всеми ТСО требуется помощь тьютора, который играет неоценимую роль в оптимизация потенциала и познавательной активности обучающегося.
Дистанционное обучение незрячих детей – процесс трудоемкий. Подходит он для детей, уже получивших опыт обучения, нацеленных самостоятельно добывать и усваивать информацию, добросовестно выполнять полученные задания учителя, ставить перед собой задачи и искать способы их решения.
К преимуществам дистанционного обучения можно отнести мобильность – возможность обучаться независимо от расстояния до образовательного учреждения, социальное равноправие – возможность самостоятельно общаться, посетить урок независимо от состояния здоровья, обучение в индивидуальном темпе, комфортные психологические условия.
Хочется отметить, что идеальных уроков, где обучающийся проявляет активность наряду с учителем, нам провести пока не удалось. Чаще проблемы отсутствия зрения ведут к специфическим затруднениям, нехарактерным для зрячих и слабовидящих учеников. Трудности начинаются с подтверждения урока на платформе ЦДО: ученик не может сделать это без помощи тьютора, не может самостоятельно воспользоваться конвертером и отправить в печать полученный текст, не может отсканировать свою работу и послать ее в электронном виде на проверку учителю.
У незрячих детей есть специфические затруднения с чтением и письмом: записать и прочитать прочитанное, выделить части слова и т.д. – простое задание для зрячего человека – часто становится проблематичным для слепого: текст шрифтом Л. Брайля пишется с обратной стороны страницы, справа налево в специальном приборе. Чтобы выполнить такое упражнение, нужно неоднократно вынимать и вставлять в прибор рабочую страницу. По этой же причине в математике невозможно произвести сложные вычисления, решить систему уравнений и выполнить более сложные задания. В химии затруднительно составить уравнения химических реакций, расставить индексы и коэффициенты, решить задачу, начертить графическое распределение электронов по энергетическим уровням.
Работа с графиками и картами также вызывает трудности, так как слепые с рождения обучающиеся имеют свои пространственные представления, отличающиеся от реальных. Отсюда идут проблемы в изучении географии, алгебры и геометрии: ребенок не может самостоятельно прочитать макет местности, дать общую характеристику объекта, построить геометрическую фигуру, начертить график функций. Затруднения возникают даже в элементарных понятиях: параллель, перпендикуляр – незрячему не справиться с первого раза с заданием, не построить нужный угол или параллельные прямые без помощи тьютора. В результате быстро наступает утомление и снижение работоспособности.
По этим же причинам не с первого раза дается овладение интернет-ресурсами. Обучающемуся, который родился зрячим, но потерял зрение в подростковом возрасте, намного легче дается овладение различными пространственными и бытовыми понятиями, он легче осваивает технические средства обучения, больше проявляет любознательность, так как у него есть понятия о явлениях природы, объектах, формах и устройствах. Ребенку, который исследует мир только с помощью тактильных ощущений, нужно приложить намного больше усилий, чтобы сделать все правильно: здесь помощь взрослого незаменима.
Обучая абстрактным наукам, таким как физика, химия, биология, учителю нужно обладать не только предметными знаниями, но и уметь красочно описывать события и явления, чтобы ребенок понял их как можно ближе к их истинному значению, присоединив к теоретическим понятиям еще и эмоциональную окраску. Например, горение – не только как физико-химический процесс, но и, возможно, как символ уюта, тепла, мятежной души, храбрости и т.д. Чем красочнее опишет учитель явление, тем больше ассоциативных образов будет возникать у ребенка при ответе.
Подводя итоги дистанционной работы с детьми с ОВЗ по зрению, хочется сделать выводы:
Первостепенной задачей в дистанционном обучении слепых и слабовидящих детей нужно поставить обучение информационным технологиям в пользовательском объеме; именно тогда ученик самостоятельно будет достигать высот обучения в соответствии с актуальной, конкурентноспособной моделью выпускника без помощи тьюторов.
Коррекционно-педагогическая работа должна быть тесно связана с тематикой занятий и особенно с теми разделами, которые наиболее трудно усваиваются слабовидящими школьниками, так как целый ряд изучаемых объектов оказывается малодоступным для изучения с помощью осязания, ослабленного зрения и сохранной чувствительности других модальностей.
При письме, чтении необходимо помнить об особенностях детей. Не требовать соответствия навыка техники чтения нормам общеобразовательной школы, обращать внимание на понимание содержания прочитанного, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказывать и тому подобное.
При изучении некоторых тем требуется предварительная подготовка основы для понимания материала.
Неотъемлемой частью обучения является использование специализированных учебных ресурсов интернета, разработанных министерством образования для незрячих детей. При этом учебный материал громоздких и сложных таблиц, графиков, схем технологических линий, будучи расчлененным на отдельные элементы, позволяет преподносить эту изобразительную информацию этапами с подробными словесными комментариями, с последующим объединением всех этапов в единую схему или таблицу без второстепенных деталей и обозначений.
Дистанционное обучение не должно являться единственной формой обучения детей с ОВЗ по зрению, так как ничто не заменит живого общения учителя и ученика в плане приобретения знаний в форме сотрудничества.
Необходим обмен опытом между учителями дистанционного обучения детей с ОВЗ по зрению, объединение в отдельную специализированную образовательную платформу.