12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена17
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк
1

Теоретические и практические проблемы дистанционного обучения незрячих детей

​​​​​​​ Требования современного общества ведут к изменениям в общепринятой устоявшейся годами модели выпускника. В условиях гуманизации образования личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию трансформируется в компетентностный подход.

Слепота оказывает серьезное влияние на психическое развитие ребенка. Первым страдает восприятие окружающей действительности: отсутствует степень полноты происходящего, точности и скорости отображения. Отмечается задержка развития моторики и пространственных представлений, большие затруднения в оценке своего местонахождения и взаимного расположения окружающих предметов.

Все это накладывает отпечаток на развитие мышления и речи, так как эти психические функции развиваются на основе зрительного представления. И если в случае с поздноослепшим ребенком мы можем опираться на адекватное абстрактное представление обучающегося реального объекта обсуждения, то в случае обучения тотально слепого с рождения ребенка приходится формировать абстрактные представления об объектах с помощью разнообразных средств обучения. Для полного, правильного и быстрого восприятия незрячим необходимо четкое взаимодействие сохранных анализаторов, что иногда невозможно из-за отсутствия или дисфункции последних.

Зачастую, при реализации образовательной программы возникают вопросы, ответы на которые можно найти только путем собственных проб и ошибок. Педагог ощущает педагогический вакуум, который выражается в невозможности найти готовое решение, отсутствии методических разработок, адаптированных образовательных программ, в отсутствии обмена опытом с коллегами, узкими специалистами. Кроме того, недостаточное техническое оснащение, высокая стоимость тифлооборудования сводит к ограничению инструментов педагогического воздействия. Однако только создание открытых технологических систем в образовании позволит обеспечить их глобальную мобильность и интероперабельность. На данном этапе множество образовательных платформ не дают возможности незрячим ученикам вести активное самообразование.

Дополнительным препятствием полноценного обучения становится сокращение государственной программы индивидуального обучения (не более 11 часов в основной школе), что затрудняет реализацию государственного образовательного стандарта и приводит к образовательному неравенству при получении основного образования и выборе профессии.

Дистанционная форма обучения способствует решению не только образовательных задач, но и расширению социальной активности, восполнению вакуума общения, который создается вокруг обучающихся надомной формы обучения, что неоднократно отмечал психолог школы при работе с детьми и их родителями.

Анализируя многолетний опыт обучения незрячих детей с применением ДОТ, можно выделить как положительные для обучающихся и педагогов, так и отрицательные стороны дистанционного образования, которые нуждаются в доработке, систематизации, распространении положительного опыта и привлечении тьюторов.

В нашей школе двое детей, обучающихся с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Обучение идет с 2016 года. Дети тотально слепые. В данном случае требуется учитывать то, что один - слепой с рождения, второй – поздноослепший ребенок в результате несчастного случая в подростковом возрасте. Первый владеет письмом и читает с помощью рельефно-точечного шрифта Л. Брайля, но не может самостоятельно пользоваться компьютером и сетью Интернет даже с помощью экранного диктора, второй – не владеет шрифтом Брайля в силу физиологических причин, но самостоятельно может найти информацию на интернет-ресурсах. В обоих случаях есть сопутствующие хронические заболевания, которые периодически влияют на процесс обучения.

Дистанционное обучение организовано на платформе ЦДО детей-инвалидов Кемеровской области. Учителя нашей школы прошли специализированные курсы «Особенности организации учебного процесса детей-инвалидов в информационно-образовательной среде».

Для проведения полноценного дистанционного урока требуются: компьютер (ноутбук) с накладками рельефно-точечного шрифта, видеокамера, наушники (желательно), микрофон, сканер, учебные пособия, напечатанные рельефно-точечным текстом Л. Брайля, объемные макеты, рельефные карты и таблицы, интернет-доступ, а также ТСО. К специальным ТСО относятся: читающая портативная машина, тактильный дисплей Брайля, брайлевский принтер, тифлофлешплеер, графический планшет, ПО экранного доступа Jaws for Windows Pro, ПО для распознавания и чтения плоскопечатных текстов, ПО транслятор текста в Брайль для принтеров, ПО синтезатор речи.

Для успешного овладения использования всеми ТСО требуется помощь тьютора, который играет неоценимую роль в оптимизация потенциала и познавательной активности обучающегося.

Дистанционное обучение незрячих детей – процесс трудоемкий. Подходит он для детей, уже получивших опыт обучения, нацеленных самостоятельно добывать и усваивать информацию, добросовестно выполнять полученные задания учителя, ставить перед собой задачи и искать способы их решения.

К преимуществам дистанционного обучения можно отнести мобильность – возможность обучаться независимо от расстояния до образовательного учреждения, социальное равноправие – возможность самостоятельно общаться, посетить урок независимо от состояния здоровья, обучение в индивидуальном темпе, комфортные психологические условия.

Хочется отметить, что идеальных уроков, где обучающийся проявляет активность наряду с учителем, нам провести пока не удалось. Чаще проблемы отсутствия зрения ведут к специфическим затруднениям, нехарактерным для зрячих и слабовидящих учеников. Трудности начинаются с подтверждения урока на платформе ЦДО: ученик не может сделать это без помощи тьютора, не может самостоятельно воспользоваться конвертером и отправить в печать полученный текст, не может отсканировать свою работу и послать ее в электронном виде на проверку учителю.

У незрячих детей есть специфические затруднения с чтением и письмом: записать и прочитать прочитанное, выделить части слова и т.д. – простое задание для зрячего человека – часто становится проблематичным для слепого: текст шрифтом Л. Брайля пишется с обратной стороны страницы, справа налево в специальном приборе. Чтобы выполнить такое упражнение, нужно неоднократно вынимать и вставлять в прибор рабочую страницу. По этой же причине в математике невозможно произвести сложные вычисления, решить систему уравнений и выполнить более сложные задания. В химии затруднительно составить уравнения химических реакций, расставить индексы и коэффициенты, решить задачу, начертить графическое распределение электронов по энергетическим уровням.

Работа с графиками и картами также вызывает трудности, так как слепые с рождения обучающиеся имеют свои пространственные представления, отличающиеся от реальных. Отсюда идут проблемы в изучении географии, алгебры и геометрии: ребенок не может самостоятельно прочитать макет местности, дать общую характеристику объекта, построить геометрическую фигуру, начертить график функций. Затруднения возникают даже в элементарных понятиях: параллель, перпендикуляр – незрячему не справиться с первого раза с заданием, не построить нужный угол или параллельные прямые без помощи тьютора. В результате быстро наступает утомление и снижение работоспособности.

По этим же причинам не с первого раза дается овладение интернет-ресурсами. Обучающемуся, который родился зрячим, но потерял зрение в подростковом возрасте, намного легче дается овладение различными пространственными и бытовыми понятиями, он легче осваивает технические средства обучения, больше проявляет любознательность, так как у него есть понятия о явлениях природы, объектах, формах и устройствах. Ребенку, который исследует мир только с помощью тактильных ощущений, нужно приложить намного больше усилий, чтобы сделать все правильно: здесь помощь взрослого незаменима.

Обучая абстрактным наукам, таким как физика, химия, биология, учителю нужно обладать не только предметными знаниями, но и уметь красочно описывать события и явления, чтобы ребенок понял их как можно ближе к их истинному значению, присоединив к теоретическим понятиям еще и эмоциональную окраску. Например, горение – не только как физико-химический процесс, но и, возможно, как символ уюта, тепла, мятежной души, храбрости и т.д. Чем красочнее опишет учитель явление, тем больше ассоциативных образов будет возникать у ребенка при ответе.

Подводя итоги дистанционной работы с детьми с ОВЗ по зрению, хочется сделать выводы:

 Первостепенной задачей в дистанционном обучении слепых и слабовидящих детей нужно поставить обучение информационным технологиям в пользовательском объеме; именно тогда ученик самостоятельно будет достигать высот обучения в соответствии с актуальной, конкурентноспособной моделью выпускника без помощи тьюторов.

 Коррекционно-педагогическая работа должна быть тесно связана с тематикой занятий и особенно с теми разделами, которые наиболее трудно усваиваются слабовидящими школьниками, так как целый ряд изучаемых объектов оказывается малодоступным для изучения с помощью осязания, ослабленного зрения и сохранной чувствительности других модальностей.

 При письме, чтении необходимо помнить об особенностях детей. Не требовать соответствия навыка техники чтения нормам общеобразовательной школы, обращать внимание на понимание содержания прочитанного, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказывать и тому подобное.

 При изучении некоторых тем требуется предварительная подготовка основы для понимания материала.

 Неотъемлемой частью обучения является использование специализированных учебных ресурсов интернета, разработанных министерством образования для незрячих детей. При этом учебный материал громоздких и сложных таблиц, графиков, схем технологических линий, будучи расчлененным на отдельные элементы, позволяет преподносить эту изобразительную информацию этапами с подробными словесными комментариями, с последующим объединением всех этапов в единую схему или таблицу без второстепенных деталей и обозначений.

Дистанционное обучение не должно являться единственной формой обучения детей с ОВЗ по зрению, так как ничто не заменит живого общения учителя и ученика в плане приобретения знаний в форме сотрудничества.

 Необходим обмен опытом между учителями дистанционного обучения детей с ОВЗ по зрению, объединение в отдельную специализированную образовательную платформу.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.