Практическое занятие по теме: «Анализ ошибок и недочетов в построении сложного предложения»
Практическое занятие по теме: «Анализ ошибок и недочетов в построении сложного предложения». I вариант
Цель занятия:
- способствовать развитию умения анализировать ошибки и недочеты в построении сложных предложений;
- развивать речемыслительную деятельность обучающихся, навыки правильной постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений;
- формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности - как важного качества будущего специалиста.
Ход занятия
1. Установите, есть ли в приведенных фрагментах ошибка «нарушение границ предложения». Внесите необходимые исправления.
1. Конечно, рецепта от бездуховности нет, но мы должны понять ее истоки, объяснить людям, с чем они имеют дело. И попытаться сделать так, чтобы наши близкие, друзья, родные, да и просто незнакомые люди всегда были окружены вниманием и заботой.
2. Автор рассказывает нам о драматическом эпизоде из жизни Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Триумф которого так и не наступил. В.Лаптев хочет, чтобы читатель задумался о том, как живется гениям.
3. Мы с вами в своей жизни встречаемся с разными проблемами. Которые не в силах все решить.
2. Выполните тестовое задание. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ дайте по образцу: 1 – 3), 2 – 4)...
1.
1) Мой соперник выиграл партию в шахматы благодаря тонкого понимания сложной позиции.
2) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, недавно реконструированном.
3) В.Стасов, который был известен как музыкальный критик, уделял в своей публицистике много внимания и изобразительному искусству.
4) Одновременно с работой над «Явлением Христа народу» Иванов создавал эскизы на библейские сюжеты и рисунки-акварели «Сотворение мира».
2.
1) По окончании переговоров между странами установились дипломатические отношения.
2) Мы должны радоваться жизни и ценить, ведь она у нас одна и пережить ее заново возможности уже не будет.
3) В.Г. Перов создал рисунок «Похороны Гоголя героями его произведений», в котором на небольшом художественном пространстве собрал в одну группу основных персонажей писателя.
4) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.
3.
1) Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» была показана на всемирных выставках 1873 и 1878 годов и имела большой успех.
2) Воспитанники Академии художеств очень любили и уважали своего учителя Павла Петровича Чистякова.
3) Идея всемирного братства людей, золотого века, всеобщего счастья – самые дорогие мечты писателя с юношеских лет и до конца его дней.
4) По прошествии многих лет с момента создания произведения искусства могут оцениваться иначе.
3. Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные предложения.
1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. 2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
4. Устраните ошибки в употреблении союзов в сложных предложениях.
1. Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
2. Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев .
3. Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.
5. Найдите ошибки в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.
1.Многие люди проносят дружбу через всю жизнь, которая началась ещё в школе. 2. Летом семья художника жила в деревне Егорьевского района Подмосковья, название которого не сохранилось. 3. Участники концерта ждали, когда соберутся все артисты и потому что иначе невозможно репетировать. 4. Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и спросил, что не охотник ли он. 5. Критик увидел в этом произведении то, что автор изменил стиль письма.
|
Практическое занятие по теме: «Анализ ошибок и недочетов в построении сложного предложения». II вариант
Цель занятия:
- способствовать развитию умения анализировать ошибки и недочеты в построении сложных предложений;
- развивать речемыслительную деятельность обучающихся, навыки правильной постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях посредством выполнения тренировочных упражнений;
- формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка, к достижению пунктуационной грамотности - как важного качества будущего специалиста.
Ход занятия
1. Установите, есть ли в приведенных фрагментах ошибка «нарушение границ предложения». Внесите необходимые исправления.
1. Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье.
2. Автор текста ищет в биографиях великих ученых примеры «порядочности, великодушия, добра, чести, красоты души». Вот были же времена, когда честь была выше всего. Когда важнее правое дело, чем своя дальнейшая жизнь.
3. В тексте А.Яблокова рассказывается о недовольстве людей старшего поколения нынешней молодежью. Их легкомыслием и несерьезностью. Говорится, что молодежь безнадежно испорчена пороками.
2. Выполните тестовое задание. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ дайте по образцу: 1 – 3), 2 – 4)...
1.
1) Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым.
2) Мужество и отчаяние, скорбь, тоску и одиночество – все эти чувства выражают глаза матери в эскизе М.А. Врубеля.
3) Главные темы «Униженных и оскорбленных», «Записок из Мертвого дома», «Записок из подполья» – тема бунта и тема героя-индивидуалиста – синтезировались потом в «Преступлении и наказании».
4) Открытие памятника Пушкина в Москве в июне 1880 года было незаурядное событие в истории русской культуры.
2.
1) Мой подопечный был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.
2) Картина В.Г. Перова «Проводы покойника» проникнута чувством боли, сострадания, настроением безысходной тоски.
3) Те, кто не набрал нужного количества баллов, будут вынуждены выполнить зачетную работу еще раз.
4) На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнить такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.
3.
1) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном.
2) Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек безвольный, полностью подчинившимся матери.
3) В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского «Записки из Мертвого дома» еще не был начат.
4) Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.
3. Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные предложения.
1) Самолет быстро скрылся за горизонтом, который стремительно набирал высоту. 2) Вся поляна была густо усыпана спелой земляникой, которую мы увидели на окраине леса. 3) Старый моряк увлечённо рассказывал ребятишкам занимательные истории, который совершил много путешествий.
4. Устраните ошибки в употреблении союзов в сложных предложениях.
1. Она радовалась как дождю, так и солнцу, как будто ребенок.
2. Клюква была тем самым витамином, которая очень полезна для иммунитета в зимнее время.
3. Наши родители всё время говорят, что будто мы совсем не помогаем по дому.
5. Найдите ошибки в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.
1.Многие люди проносят дружбу через всю жизнь, которая началась ещё в школе. 2. Летом семья художника жила в деревне Егорьевского района Подмосковья, название которого не сохранилось. 3. Участники концерта ждали, когда соберутся все артисты и потому что иначе невозможно репетировать. 4. Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и спросил, что не охотник ли он. 5. Критик увидел в этом произведении то, что автор изменил стиль письма.
|