12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Михайловна Чазова1878
Россия, Свердловская обл., город Верхотурье

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ПРОФИЛАКТИКА НИКОТИНОВОЙ, АЛКОГОЛЬНОЙ И НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ»


Цель практического занятия:

- Профилактика употребления ПАВ подростками: никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей.

Задачи практического занятия:

- сформировать у подростков негативное отношение к употреблению психоактивных веществ;

  • выработать навыки отказа от психоактивных веществ, научить их отстаивать свои интересы.
  • осознать мотивы, толкающие людей на употребление психоактивных веществ.
  • понимание того, как влияет алкоголь и наркотики на взаимоотношения с другими людьми;
  • тренировка навыков отстаивания своих интересов, умения говорить «нет», нон-конформизм.
  • рефлексия проведенных занятий и полученного на них опыта

Количество участников: 10 – 20 человек, 13-16 лет

Продолжительность занятия: 80-90 минут (2 академических часа)

Методическое оснащение: листы ватмана, маркеры, фломастеры, проектор.

Ход работы


Вопрос аудитории:

Поднимите руки те кто знает, что употребление ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) вредно для организма человека.

А теперь поднимите те, кто хоть один раз в жизни пробовал алкоголь, табак или наркотики.

Смею предположить, что если б не присутствие педагогов в аудитории, то рук было бы больше.

 Таким образом, можно сделать вывод, что информированность о вреде употребления ПАВ не влияет на поведение человека. Т.е. человек знает что это вредно, и все равно употребляет.

Именно поэтому сегодняшнее занятие будет направлено не на повышение уровня информированности о вреде употребления ПАВ, а на изменение отношения к употреблению ПАВ.


1. Упражнение «Зависимости»

Цель: Осознание последствий употребления психоактивных веществ.

           Обучение навыкам поиска альтернативных способов удовлетворения возникающих потребностей


Всех участников группы случайным образом делят на три подгруппы, каждой из которых по вариантам предлагается определить причины и последствия зависимости (никотиновая, алкогольная, наркотическая).

Далее, каждая группа по очереди, представляет результаты своей работы на доске, выписывая в один столбик причины возникновения зависимости, а в другой ее последствия.

 Пример:   


    ПРИЧИНЫ                                               ПОСЛЕДСТВИЯ

    Скука                                                       скандалы дома

    Поиск новых приключений                  денежные трудности

    За компанию                                          плохое самочувствие

    Чтобы расслабиться                              столкновение с законом

    Для вдохновения                                   истощение


Обычно оказывается последствий значительно больше, что позволяет оценить наглядно степень риска.

Таким образом, мы видим, что потребление психоактивных веществ, прежде всего, связаны с наличием у человека определенных потребностей (причины). Одним из средств удовлетворения данных потребностей может выступать алкоголь, являясь средством снятия психического напряжения. Но существуют и другие способы снятия психического напряжения: этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещений дискотеки, разговора с подругой или другом и т. д.

 Далее участники, пытается определить альтернативные способы удовлетворения возникающих потребностей, которые могут являться следствием возникновения различных зависимостей.

   

2. Упражнение «Скульптура зависимости»

Цель: Сформировать у подростков негативное отношение к употреблению психоактивных веществ;

     Участники путем “броуновского движения” делятся на группы по 3 человека. Каждая из них должна придумать и показать скульптуру любого вида зависимости (алкогольной, наркотической и т.д.). Когда одна группа показывает, остальные должны попытаться угадать, что она обозначает. После этого показывающие говорят, что они имели в виду, создавая композицию, и почему именно этот вариант выбрали. 

Обсуждение: какие общие черты присущи всем скульптурам. (угнетенность, страх, разочарование и т.д.) 


3. Упражнение: « Как сказать - НЕТ»

Цель: познакомить участников тренинга с методами убедительного отказа  и закрепить их на практике.

При выполнении этого упражнения участники знакомятся с некоторыми методами убедительного отказа и закрепляют их на практике. Посредством задания отрабатываются следующие методы убедительного отказа:

  1. «Да…но»,
  2. Игнорирование
  3. Сравнение

Инструкция: Вы познакомились с тремя методами убедительного отказа. Сейчас вам будет предложена одна часто встречающаяся фраза, которую  тебе необходимо последовательно опровергнуть тремя последовательными методами.

Пример выполнения задания: «Некоторые люди считают, что алкоголь помогает справиться с возникшими проблемами».

  1. Да, люди употребляют алкоголь в стрессовых ситуациях, но это не помогает найти выход из сложившейся ситуации, человек трезвеет – проблема остается. Или: Да, кто-то так считает, но это не соответствует действительности, человек трезвеет – проблема остается.
  2. Ну и что, что люди так считают, а я знаю, что на трезвую голову проблемы решаются эффективней, надежней и быстрее.
  3. Возможно, кому – то и помогает алкоголь решить проблемы, а вот мой друг и так хорошо справляется с трудной жизненной ситуацией. 

Примеры заданий:

  1. лучший способ успокоить нервы – это сигарета
  2. после первого употребления наркотиков зависимость не наступает
  3. если ты меня уважаешь, то выпей

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие трудности возникали у вас при выполнении данного задания?
  2. Какой из методов убедительного отказа на ваш взгляд является более эффективным? Почему?
  3. Как вы считаете, полученные в ходе данного упражнения знания могут ли пригодится вам в повседневной жизни?


4. Рассказ А.Серафимовича «Гуси»

Цель: Довести до сознания подростка, что наркоман – это лишь пешка в руках наркодилера.

Мне бы хотелось ознакомить вас с рас­сказом А.Серафимовича «Гуси», который иллюстрирует путь почти каждого наркомана, который лежит через муки и пустоту, и очень не многие доходят до его конца.

  «На красивом берегу озера, куда слетаются гуси, охотник с вечера высыпает горох, вымоченный в водке. Утром гуси его клюют, ста­новятся веселыми, теряют равно­весие, тыкаются головой в песок. Уходит страх, трава становится ярче, вода теплее. Все это нужно для того, чтобы охотнику, не тратясь на патроны, собирать мешками дешевую гусятину».

Данный рассказ является яркой иллюстрацией того, что каждый наркоман, считая себя вольным и сильным, является лишь маленькой пешкой в руках наркодилеров, которые лишь манипулируют им в своих интересах. 


5. Фильм «Четыре ключа к твоим победам»

Цель: Мотивация подростков к личностному росту и введению ЗОЖ.

Ребятам предлагается посмотреть фильм «Четыре ключа к твоим победам» Общероссийской общественной организации «Общее дело», котрый просвещен  теме личностного роста.

Ссылки на фильм: https://youtu.be/CFdts0PQNV4 или https://xn----9sbkcac6brh7h.xn--p1ai/43846/

По окончанию просмотра фильма ведущий задает ребят следующий вопрос: «Какие сферы необходимо развивать, чтоб быть и оставаться полноценной свободной личностью и какими способами можно это сделать можно это делать?

Сферы:

- Физическое развитие. Это здоровье, дающее силы для любой деятельности.  

- Образование. Это интеллект, знания, умения, навыки.  

- Отношения с окружающими. Это проявление заботы, доброты, внимания к родным, знакомым, коллегам и обществу в целом.  

- Внутренний мир. Это духовная составляющая: источник ценностей, целей, смысла и внутренней силы. 


6. Упражнение «Итоги или Рефлексия занятия»

    Участники по кругу делятся своими впечатлениями, отвечая на вопросы:

  1. Как буду использовать полученный опыт в повседневной жизни?
  2. Что мне может в этом помешать?
  3. Какие ресурсы (качества, способности, знания и т.д.) есть у меня, чтобы преодолевать препятствия?


7. Упражнение «До свидания»

Тренер благодарит группу за участие, высказывает свои пожелания группе, все друг другу аплодируют и расходятся.  


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бородин, С.В. Социальные отклонения / С. В. Бородин, В.Н. Кудрявцев, Ю.В. Кудрявцев, В.С. Нерсесянц. – М. : Издательство: Юрид. лит., 2009, – 368 с.
  2. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288с.
  3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения : Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  4. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально - психологическое взаимодействие. Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Изд-во. Рос. гос. проф. - пед. ун-та. 2019.
  5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256.
  6. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинг для подростков и их родителей. Спб.: Речь. 2007 - 368. 
  7. Селиверстова Г.П., Югова Е.А. Личностно ориентированная профилактика адиктивного поведения учащихся. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. Ун-та 2018. 173c.
  8. ООО «Общее дело». Фильм «Четыре ключа к твоим победам». [Электронный ресурс]. URL:  https://xn----9sbkcac6brh7h.xn--p1ai/43846/
w1643537879.GIF
Фотоотчет

Конспект занятия: ПАВ
DOCX / 438.53 Кб

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.