Практика интеграции игровых и мотивирующих приёмов в обучении дошкольников.
"Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь,
чтобы научиться рисовать так, как рисует ребёнок"
Пабло Пикассо.
Я такой же фанат детского творчества, как и Пабло Пикассо и считаю, что ни один иллюстратор не сможет так застилизовать изображение, как это сделает ребёнок.
Мой опыт работы с маленькими детьми мне подсказывает, что на каждом занятии перед педагогом стоит важная задача: удержать внимание ребенка, его интерес и увлеченность учебной деятельностью. Порой детей бывает непросто увлечь, особенно серьезными темами, ведь они мыслят совсем иначе, чем мы, взрослые!
Я думаю, что вы со мной согласитесь в том, что в современном мире задача мотивации детей на учебных занятиях стоит на одном из первых мест. Я нашла несколько эффективных способов мотивации детей, которые мне помогают при изучении сложных тем. Например, при изучении творчества великих художников.
Для того, чтобы дети лучше усваивали информацию, нужно сделать так, чтобы все органы чувств, визуализация и мышление работали в одном направлении. Поэтому я использую в своей работе комплексный подход и внедряю практику интеграции различных игровых и мотивирующих приёмов в процесс обучения дошкольников:
- игры,
- головоломки и задания на развитие логики и мышления,
- аквагрим,
- творческая деятельность,
- фотосессия.
Каждый из этих методов рабочий и направлен на решение конкретных задач:
- С помощью игр можно развивать у дошкольников интерес к занятиям.
- С помощью тематических головоломки и заданий мы развиваем у детей логику и мышление.
- С помощью аквагрима создаем ассоциативные связи для лучшего запоминания информации.
- С помощью творческой деятельности закрепляем материал, развиваем художественно-эстетическое восприятие и можем почувствовать себя в роли великих художников.
- С помощью фотосессии погружаемся в ролевую игру и примеряем на себя разные роли.
Аквагрим.
Итак, давайте познакомимся с первым педагогическим приёмом - аквагримом.
Этот приём призван рождать у детей стойкую ассоциацию с творчеством великих художников, с помощью картины, нарисованной на их лице.
Детям очень нравится, когда им рисуют что-то красками на их лицах. Этот процесс всегда вызывает оживлённый интерес. Мы создавали на лицах картины художников: Густава Климта, Анри Матисса, Пита Мондриана, Казимира Малевича и других.
Головоломки.
Второй приём, который рождает ассоциацию – это использования тематических головоломок и заданий на развитие логики и мышления. Подключаем детскую логику и возможность подумать и поразмышлять.
Игра.
Третий приём создаёт ассоциацию при помощи игры.
Давайте рассмотрим один из игровых приёмов, который я применяю в своей работе. Игровой приём называется «Бинго».
Что делает игру «Бинго» популярной среди детей?
- Любопытство! Детям нравится испытывать эмоции, связанные с ожиданием сюрприза, ведь в этой игре неизвестно заранее что именно достанется именно тебе. В игре волей-неволей, ребенок начинает задаваться вопросами: Что внутри? Как открыть коробку? Понравится ли мне то, что там находится? Что с этим можно делать?
- Инстинкт! Это часть механизма выживания. Поэтому мозг желает, что бы все секреты и загадки поскорее открылись. И если раньше этот механизм помогал нашим предкам выживать в диких условиях, то сейчас он же делает игру «Бинго» очень интересной и привлекательной для детей.
- Вариативность! Эту игру можно использовать в разных вариациях, и она никогда не наскучит. Можно с помощью неё изучать английский язык или выполнять зарядку. Таким образом, дети, играя в эту игру, не только ждут итогового результата, как сюрприза, но и могут изучать новые приёмы техники и получать новые знания.
- Интрига! Дети видят в этой игре: интригу, волнение, предвкушение и долгожданный ответ на волнующий их вопрос, а также возможность разделить эту радость со своим другом, тем, кто находится рядом.
В этой игре:
- можно организовать игровое поле из подручных средств или заранее распечатать листы,
- на игровом поле изображены разные элементы,
- для того, что бы выбрать элемент используется кубик,
- играть можно компанией от 2 человек и более.
Для игры нам понадобится:
- элементы, вырезанные из цветной бумаги,
- клей ПВА,
- игровое поле,
- игровой кубик.
Правила игры:
- Игроки по очереди бросают кубик.
- В соответствии со значением, которое выпало на кубике, игрок выбирает себе вырезанный элемент.
- Отказываться от элемента, который достался нельзя.
- Если выпавшие элементы уже закончились, то игрок перекидывает кубик.
- Игра заканчивается, когда все детали композиции будут собраны.
Творческая деятельность.
Творческая деятельность помогает детям ближе познакомиться с творчеством великих художников и почувствовать себя в роли творцов. А также создать свои произведения, вдохновившись мировыми шедеврами живописи и искусства.
Фотосессия.
И нам осталось перейти к пятому приёму создания ассоциации – это фотосессия.
Задача фотосессии - погрузится в образ великого художника, примерить его на себя.
Итак, мы познакомились с практикой интеграции пяти игровых и мотивирующих приёмов для создания стойких ассоциаций у детей. Дети с удовольствием откликаются на эти приемы, и они им нравятся, поэтому эти приёмы может брать в свою практику педагог любой направленности и использовать на радость детям.
Желаю всем приятного творчества и вдохновенных работ!
Елена Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна