Публикация «Практико-ориентированные задания как способ повышения естественнонаучной грамотности обучающихся»
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Куценко Н. И. преподаватель физики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»,
г. Волгоград
Практико-ориентированные задания позволяют соединить теоретические знания и практические навыки их применения для решения конкретных задач.
Вследствие решения практико-ориентированных заданий
обучающиеся смогут освоить основные алгоритмы их решения, критерии оценивания этапов выполнения, развить компетентности в практической познавательной деятельности, навыки сотрудничества, когда решаются задания в группах, с участием педагога или мастера.
Основная цель данного способа деятельности – вырабатывание естественнонаучной грамотности, метапредметных результатов образования, общих компетентностей, предусмотренных ФГОС СПО.
Практико-ориентированные задания позволяют создать условия для формирования у студентов навыков универсального познания окружающей действительности с позиции использования элементов профессиональной деятельности на основе усвоения субъективно новых знаний, воспитания творческой личности.
При выборе практико-ориентированных заданий следует учитывать, что:
- применяющиеся в задании понятия, определения должны быть доступными для студентов, задания должны быть действительными;
- задание должны иметь те решения, которые будут иметь место в реальной жизни;
- важно научить обучающихся работать с текстом этого задания, информацией, полученной из текста, научить умению выделять данные, определять искомые величины;
- задание должно быть доступным, соответствовать возрастным особенностям студентов;
- задания должны иметь элементы профессиональной деятельности, открытую, а порой и закрытую цепочку технологических кадров.
Предлагаю выделить типы заданий, предопределяющие профессиональную естественнонаучную грамотность при выполнении практико-ориентированных заданий:
Задания первого типа: «Как определить?»
В этих заданиях студентам предлагается найти способы нахождения объёма, плотности, массы твёрдых сыпучих продуктов питания, жидких веществ, узнавания качества продукта и другого. Необходимо обучить студентов называть, обозначать алгоритм своих действий.
Задания второго типа: «Как объяснить?»
Это задания, предполагают научению умениям объяснять и описывать свойства, поведение объекта при изменении условий: температурного режима, влажности, давления. Необходимо развивать навыки прогнозирования событий, изменения вещества, процесса. Следует обучить студентов умению оперировать научными знаниями, давать объяснения или описания с точки зрения предметной области.
Задания третьего типа: «Как представить?»
Эти задания, формируют умения презентовать полученные результаты деятельности. Студенты могут представить их в виде иллюстраций, рисунков, моделей, схем, презентаций, стендового сообщения или некого продукта: пирог, смузи, желе. Важно, выделить из представленных некое обобщение, обнаружение каких-то закономерности, тенденций, оценки деятельности и даже рефлексию.
Только при условии целенаправленного использования компетентностно-ориентированных заданий формируется естественнонаучная грамотность обучающихся.