Практико-ориентированное обучение как средство профориентации обучающихся на уроках физики

2
0
Материал опубликован 21 September



























Доклад по теме:

Практико-ориентированное обучение как средство профориентации обучающихся на уроках физики

Подготовил: Каппушев Сейтбий Магометович

учитель физики, МБОУ “Гимназия с. Знаменка”























«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным».

Луций Анней Сенека



Приветствую всех присутствующих! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о том, как практико-ориентированное обучение может стать эффективным средством профориентации обучающихся на уроках физики.

В наше время наука и технологии играют ключевую роль в экономическом и социальном развитии страны. В России выделены несколько стратегических направлений научно-технологического развития, среди которых особое внимание уделяется следующим областям:

Искусственный интеллект и цифровая экономика. Россия активно развивает свои технологические возможности в области искусственного интеллекта, машинного обучения и цифровых технологий. Эти направления играют важную роль в повышении эффективности производства, развитии новых продуктов и услуг, а также в улучшении качества жизни граждан.

Энергетика и экология.

Россия стремится к созданию устойчивой и экологически чистой энергетической системы. Развитие альтернативных источников энергии, энергоэффективных технологий и мер по защите окружающей среды являются важными приоритетами в этой области.

Нанотехнологии и материаловедение.

Российские ученые работают над созданием новых материалов с уникальными свойствами, которые могут найти применение в различных отраслях промышленности, медицине и энергетике.

Задачей современного учителя является ликвидация разрыва между школьной физикой и современными технологиями. Для этого необходимо ответить не только на вопрос «Почему?», но и на вопрос «Как это применяется в технике и жизни?»

Физика – это одна из фундаментальных наук о простейших и вместе с тем общих закономерностях природы. Изучение физики начинается в 7 классе. Данный предмет занимает одно из главных мест в школьной программе. Физика формирует у обучающихся современное представление о научной картине на первых уроках обучающихся, давая возможность каждому проделать эксперимент своими руками. Желание решить экспериментальную задачу и найти объяснение физического явления способствует развитию интереса к обучению, поэтому изучение данного предмета использованием эксперимента, обсуждением особенностей его постановки и наблюдаемых результатов. Участие в эксперименте позволяет учиться выдвигать гипотезы и проверять их.

Но курс физики достаточно сложен для обучающихся, интересы которых лежат в области недостаточно развитым логическим мышлением. Для таких ребят важно раскрыть физику с практической стороны. Учитель должен сопровождать изложение материала разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, где на простых примерах можно показать физическую сущность наблюдаемых процессов, причины и взаимосвязи явлений окружающей действительности.

Такой подход нашёл ориентированного обучения, суть которой состоит не в механическом накоплении знаний, а в их применении в повседневной жизни, практической деятельности человека.

Почему же практико-ориентированное обучение так важно для профориентации? Во-первых, оно помогает учащимся понять, какие навыки и знания им необходимы для успешной карьеры в области физики. Путем применения теории на практике они могут определить свои сильные стороны и интересы.

Практические задания, проекты, выполнение научно- практических исследований, составление кейсов, экскурсии на производства нашей республики могут помочь учащимся понять, как физика применяется в реальной жизни и какие возможности открываются перед ними при выборе профессии.

Практико-ориентированное обучение предполагает:

1) деятельностную подачу содержания обучения;

2) систематическое и последовательное рассмотрение прикладного аспекта физических знаний;

3) осуществление взаимосвязи физики с предметами естественного цикла (биологией, географией, химией и т. д.)

С помощью такого метода обучения можно, не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, без дорогостоящего экспериментального оборудования, оживить предмет разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, на простых примерах можно раскрыть перед обучающимися физическую картину мира, причины и взаимосвязь явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Он должен быть креативно и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, владеющим основами научных методов познания мира, мотивированным на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Одна из главных целей практико-ориентированного обучения – научить ребёнка применять свои знания, которые он получил на уроках, применять их в различных опытах, на практике, в жизни. Экспериментальные задачи помогают осмыслить тему урока, лучше понять изученную закономерность.

Таким образом, практико-ориентированное обучение на уроках физики не только помогает учащимся углубить свои знания и навыки, но и способствует успешной профориентации.

Существует множество сайтов, которые могут быть полезны педагогическим работникам. Хотела бы порекомендовать некоторые из них:

 https://urok.apkpro.ru/

http://window.edu.ru

https://resh.edu.ru

www.tulaschool.ru

www.planetashkol.ru

www.school-collection.edu.ru

www.1september.ru

https://uchebnik.mos.ru

https://www.yaklass.ru

http://globallab.ru

http:// http://physics.nad.ru/physics.htm

http://www.ru.convert-me.com/ru

http://nrc.edu.ru/est/r2

t1726923800aa.png

t1726923800aa.png

t1726923800ab.png

РОССИЙСКИЕ НЕЙРОСЕТИ, которые могут стать инструментами для учителя!

Безусловно, нейросети не заменят учителя на уроке, но могут отлично помочь в работе и разнообразить занятия или уроки

GigaChat

https://developers.sber.ru/gigachat/login — диалоговая AI-модель, которая отвечает на вопросы, сочиняет тексты, пишет код и рисует картинки. Говорит на русском и понимает английский.

Алиса от Яндекса

https://yandex.ru/project/alice/yagpt — благодаря нейросети YandexGPT Алиса научилась писать тексты и предлагать идеи. Напишите запрос, а она сочинит ответ с помощью YandexGPT

Kandinsky 3.0 от Sberbank

https://www.sberbank.com/promo/kandinsky/ - генерация изображений для заданий к урокам, выбор стилей изображений, возможность генерировать короткие видеоролики по текстовому запросу.

ChatGPT – это Нейросетевой ассистент, который может помочь в создании образовательных материалов, проверке работ и консультировании по различным темам. https://chat.openai.com

Буквица – это Telegram-бот, который превращает аудио в текст, что удобно для создания расшифровок лекций, уроков и интервью. https://t.me/BukvicaBot

ElevenLabs – это сервис для преобразования текста в речь, который позволяет создавать высококачественные озвучки для учебных материалов и презентаций. https://elevenlabs.io

Для того чтобы успешно реализовать практико-ориентированное обучение на уроках физики, важно создавать интересные и разнообразные задания, которые будут стимулировать учащихся к активной деятельности. Также необходимо обеспечить доступ к современному оборудованию и технологиям, которые помогут учащимся проводить эксперименты и исследования.

В заключение хочу сказать, что практико-ориентированное обучение на уроках физики является важным инструментом профориентации обучающихся. Оно помогает им не только углубить свои знания, но и определить свои профессиональные интересы и цели. Давайте вместе работать над тем, чтобы каждый учащийся смог найти свое призвание в области физики.

Спасибо за внимание!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации