Практикум: "Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да"

Практикум: «Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да»
Цель урока: Обучение анализа сложных предложений и постановке знаков препинания с ним
Задачи:
-наблюдать и делать выводы о роли союзов «и,а,но» в сложном предложении.
-развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений; конструировать предложения, обозначать схемами.
-воспитывать интерес и любовь к родному языку, его образности и красочности.
Познавательные компетенции: учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.
Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Прозвенел звонок,
Начинается урок русского языка.
- Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь! Садитесь!
Напоминаю правила работы на уроке:
Глаза смотрят и видят;
Уши слушают и слышат;
Сначала думаю, а потом говорю;
Помню, что в классе я не один, умею слушать мнение других.
Итак, начинаем!
Актуализация знаний
1.Продолжите предложения:
По составу предложения делятся на (простые и сложные)
Сложное предложение- это то предложение, в котором две и более грамматических основ.
Простое предложение- это предложение, в котором присутствует только одна грамматическая основа.
Какие сложные предложения называются союзными (это такие сложные предложения в которых простые предложения связаны союзами)
, а какие - бессоюзными? (это такие сложные предложения составе простые предложения связаны интонацией)
- В чем отличие сложносочиненного предложения от сложноподчиненного?
(Отличие сложносочиненного предложения (СПП) от сложноподчиненного (СПП) состоит в том, что в сложносочиненных предложениях части предложения могут существовать отдельно, нести смысловую нагрузку. Сложноподчиненные предложения – одно предложение подчиняется другому, поэтому оно состоит из главного и придаточного.)
Как называется предложение, в котором средством связи является только интонация?
(БСП- бессоюзные сложные предложение)
Целеполагание
Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься на этом уроке?
(Находить и отличать сочиненное предложение от сложносочиненное и бессоюзное, пунктуационно оформлять сложные предложения, правильно находить грамматические основы
4. Закрепление
Задание1
Из данных простых предложений составьте сложное, добавив союз.
Над лугами ш..л х..лодный дождь. Ветер нал..тал к..сыми ударами.( 1вар.)
Наступило утро. Р..бята отправились в путь.
Задание2
Определите вид сложного предложения
Друзья подготовили сюрприз, именинник и не знал об этом.
Ученики приуныли, потому что диктант был сложным.
Задание 3
Распределите предложения на три колонки .Найдите грамматические основы.
СПП ССП БСП
1. Я пью чай, а сестра смотрит телевизор.
2.Я учу урока, брат смотрит телевизор, сестра разговаривает по телефону.
3.Погас свет, и все громко закричали.
4.Погас свет, все громко закричали.
5.Солнце исчезло, зато ветер разбушевался не на шутку.
Итоги урока. Рефлексия
Молодцы, вы сегодня отлично поработали!
Ребята, давайте подведем итоги урока. Продолжите пожалуйста фразы:
Сегодня на уроке я (доволен/недоволен) своей работой
Я удостоверился в том, что точно понял (не понял) эту тему.