12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лесик Ольга Владимировна43
Россия, Челябинская обл., Челябинск












t1680440518aa.gif



разработка урока по обществознанию































Тема урока (слайд):

Роль образования в жизни человека и общества.

Система образования в Российской Федерации.

«Право на образование»



Эпиграф (слайд):

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного,

основного общего и среднего профессионального образования.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее

образование в государственном или муниципальном ОУ и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно.

Конституция РФ. Ст.43.

Цели:

1. Подвести учащихся к пониманию ценности образования, государственных гарантий на доступность и бесплатность образования, взаимосвязи права на образование и обязанности получить основное общее образование;

2. Развивать умения:

организовывать своих знаний и упорядочивать их,

создавать свои собственные приёмы обучения,

принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи;

отстаивать свои права.

3. Воспитывать:

способность брать на себя ответственность;

толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.

Основные понятия:

Право, обязанность, право на образование, права ребёнка.

Социализация, образование.

Гуманизация, гуманитаризация, интернационализация, демократизация образования.

Оборудование:

Экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.

Литература:

Конституция Российской Федерации;

Закон РФ “Об образовании”;

Конвенция о правах ребёнка.

Темы докладов:

Система дошкольного образования в г.Челябинске

Среднее образование в г.Челябинске. Гимназии. Лицеи. Экспериментальные площадки. Вечерние школы.

Среднее специальное образование.

Высшие учебные заведения Челябинска.

Система дополнительного образования в городе.

Основные этапы урока.

1. Организационная деятельность. Приветствие, экспресс-опрос по материалу прошлого урока. Целеполагание. Пропедевтическая беседа.

2. Объяснение нового материала (по плану).

3. Решение проблемного задания.

4. Доклады по темам.

5. Ролевая игра “Приём в школу”.

6. Итоги работы. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

План объяснения нового материала

Образование в системе духовного производства.

Цели и функции образования в современном мире.

Основные элементы системы образования.

Образование как ценность. Значение образования для самореализации.

Самообразование.

Интернет, его возможности.

Система образования города Челябинска (НРК)


Ход урока

По ходу урока даются ссылки на слайды презентации

Организационные моменты. Экспресс-опрос д/з. Пропедевтическая беседа.

После опроса д/з учитель знакомит учащихся с целями, ходом работы на уроке. Учитель обращает внимание на название темы урока (слайд).

Какова актуальность заявленной темы?

Что вам известно о праве на образование?

Где, от кого вы узнали о своём праве на образование?

Где зафиксировано это право?

Приходилось ли вам отстаивать своё право на образование?

Давайте вспомним, что такое социализация?

Социальная мобильность?

2. Объяснение нового материала.

«Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы - их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества» (слайд). Написанные во второй половине XIX в., эти слова актуальны и поныне.

Среди социальных институтов современного общества образование играет важнейшую роль.

Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков (социальных компетенций), либо по их совершенствованию (слайд).

Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция (передача) и сохранение ее культурного достояния (слайд).

Функции образования (слайд):

1. Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы.

2. Сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение. (социализация)

Вt1680440518ab.gift1680440518ac.gift1680440518ad.gift1680440518ae.gift1680440518af.gift1680440518ag.gift1680440518ah.gif иды образования (слайд):


дошкольное

начальное

основное

среднее

среднеспециальное

высшее

послевузовское


Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. В России появление школ связано с именем… Владимира Красное солнышко и Ярослава Мудрого.

Школа – один из основных элементов (институтов) системы образования.

Система образования – совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

XX век стал переломным в развитии системы образования. Изменились цели образования, существенно возросло количество людей, имеющих высшее образование, научные звания.

Принципы образования (слайд):

Гуманистический характер образования (усиление внимания к отдельной личности)

Приоритет общечеловеческих ценностей

Право личности на свободное развитие.

Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур.

Общедоступность образования

Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых

Светских характер образования

И др.

Тенденции (слайд):

Цель реформ: становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Непрерывность образования.

2. Демократизация образования (возможность выбрать учащимися тип ОУ, экстерната, содержания обучения) и равенство возможностей его получения – обеспечение неотъемлемых прав человека

Гуманитаризация (повышение роли гуманитарных знаний, обогащающих духовный мир личности на всех ступенях обучения)

Гуманизация

Фундаментализация (сосредоточение внимания на главном, общезначимом, универсальном в знаниях; второстепенный материал – в вузы)

Информатизация (компьютеризация) – внедрение новейших технологий в сфере обучения.

Интеграция


3. Проблемное задание.

Прошу проанализировать следующую ситуацию:

Администрация престижной школы отказалась принять Ивана в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс он окончил с несколькими тройками. Какое право нарушено?

На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?

Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);

Что можно (нужно) сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

4. Доклады учащихся по заранее заданным темам с использованием презентаций.

5. Ролевая игра “Приём в школу”. На доске прикреплены листы с номерами ситуаций.

Учитель: вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: “Кого принять в 6 класс с углублённым изучением иностранного языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.

В итоге обсуждения ситуации учащиеся должны сделать вывод, опираясь на статью федерального закона “Об образовании”.

1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.

2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.

3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.

4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.

5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.

6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

6. Итоги урока. Рефлексия.

1. Выберите правильный ответ:

1. Образование предполагает:

1) Получение знаний об окружающем мире, об­ществе, человеке.

2) Создание новых знаний.

3) Усвоение этических норм и ценностей.

4) Изучение чужого опыта.

2. Система образования регулируется:

Государством.

Обществом.

Социальной группой.

4) Отдельными людьми.

2. Установите значение термина

1. Гуманитаризация образования

Создание единой системы образования для раз­ных стран.

2. Интернационализация образования

Усиление внимания к изучению общественных дисциплин.

3. Гуманизация образования

Большее внимание к индивидуальным особен­ностям личности

4. Социализация

внедрение новейших технологий в сфере обучения

5. Демократизация образования

процесс усвоения человеком социального опыта прошлых и современных ему поколений

6. Информатизация

расширение прав и свобод образовательных учреждений, открытость обсуждения и принятия решений


7. Д/з.

- анализ текста

Текст. Федеральный закон «Об образовании»

Статья 14. Общие требования к содержанию образования.

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспече­ние самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, раз­витие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры обще­ства; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира; ин­теграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование чело­века и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацелен­ного на совершенствование этого общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, националь­ной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать раз­нообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права об­учающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреж­дением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разра­ботку на основе государственных образовательных стандартов примерных об­разовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

С 4. Какие ориентиры содержания образования выдвигаются в Законе РФ «Об образовании»?

С 5. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, ОУ) названы на данном фрагменте?

С 6. Привлекая знания обществоведческого курса, объясните, какие три возможных варианта получения образования предусмотрены в законодательстве РФ.

С 7. Как вы понимаете мысль о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства? Проиллюстрируйте на примерах.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.