12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гордеева17

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи.

Цели урока:

1. Образовательные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о склоняемых частях речи, их морфологических признаках; б) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимися;

2. Воспитательные: а) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей; б) воспитывать любовь и уважение к родному языку;

3. Развивающие: а) развивать практические умения: работать по алгоритму в группах; б) развивать орфографическую зоркость, словесно– логическое мышление; в) развивать творческие способности детей (воображение, наблюдательность, память).

Урок способствует формированию следующих УУД:

личностных: освоить личностный смысл учения, желание учиться; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, учебная мотивация; развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив.

регулятивных: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы; определять цель учебной деятельности; следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки; осуществлять само- и взаимопроверку работ, взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе, в паре.

коммуникативных: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, в паре; проявлять толерантность, речевая деятельность с целью получения информации.

познавательных: преобразовывать условные модели в словесную информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы.

Оборудование:

Учебник “Русский язык”4 класс. Л. Я. Желтовская.

Карточки.

Компьютер.

Презентация.

Ход урока:

Организационный момент

Рада видеть вас, ребята.

Наш урок пора начать.

Готовы знанья получать?

- Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по стране Грамматика!

Слайд 1.

Вспомните, пожалуйста, что изучает грамматика как раздел языкознания?

Дети: - Она изучает части речи, словосочетания и предложения.

- Верно. Итак, отправляемся в путешествие. Чтобы любой путь был легче и веселей, поможет верный друг.

Слайд 2.

У нас на доске пословица: Умный друг – половина дороги. Как вы думаете, чему она нас учит?

2. Минутка чистописания.

- Любое путешествие легче совершить, воспользовавшись транспортом. Назовите, пожалуйста, деталь, без которой не обходится ни одно транспортное средство.

- Давайте нарисуем колеса для нашего путешествия. Вы получили путевые листы. Работаем.

На доске.

Словарная работа.

- А на каком транспортном средстве мы отправимся, вы узнаете по ключевому слову, зашифрованному в кроссворде.

Слайд 3.

Заходи смелей в трамвай –
и билетик получай,
и в метро, и в самолете
ты – в особенном почете,
можешь весь объехать мир,
ведь теперь ты – …!
(пассажир)

Сделан он из толстой кожи,

Вещи он нести поможет,

Его закроем на замок,

Чтоб вещи взять чужой не мог.

Ответ: Чемодан

Без него не зайдёшь ты в вагон, 
Без него не отправишься в путь. 
У кассира находится он. 
Купить его не забудь! (билет)



Нужно здесь купить билет -
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду - слева, справа
Пассажирские составы. (вокзал)

Мой первый слог средь нот найдешь, 
Покажет лось второй и третий.
Куда из дому не пойдешь,
Ты сразу ЦЕЛОЕ заметишь.
(Дорога)

Актуализация полученных знаний.

- Верно, мы отправляемся на поезде. Но поскольку наше путешествие по стране Грамматика, поезд у нас необычный, а с грамматическим названием. Прочитайте стихотворение, понаблюдайте за выделенными словами и скажите, как будет называться наш паровозик.

Слайд 4.

Шла весной по льду свинья.

Ей попалась полынья.

Плюх!.. Торчит из полыньи

Только хвостик от свиньи.

Мы скорее к полынье,

Мы помочь хотим свинье.

Сами - чуть не в полынью,

Но спасли-таки свинью!

Недовольны мы свиньёй:

Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,

Чтоб не плавать в полынье!


- Что же происходило в стихотворении со словами «свинья» и «полынья»?

Дети: Они изменялись по падежам, склонялись.

-Наш поезд так и называется Склонение.

Поезд вывешивается на доску.

- Чему еще учит нас стихотворение?

Дети: Безопасности. По льду нужно ходить осторожно.

- На поезде Склонение могут путешествовать не все части речи. Давайте рассадим пассажиров – части речи в вагоны. Какие части речи являются склоняемыми?

Дети: Имя существительное, имя прилагательное, местоимение.

- Раз уж мы тоже отправляемся в путешествие, рассаживаемся в вагоны.

(Каждая группа получает название вагона)

- В путешествии мы будем делать остановки. Каждая станция носит название падежа. Найдите названия падежей, расставьте их по порядку.

На доске.

Именительный, родительный, дательный винительный, творительный предложный, покладистый, резвительный, ругательный, занимательный, родительский.

- Почему некоторые карточки остались нетронутыми?

Работа по теме урока.

- Первая станция – Именительный падеж.

-Прочитайте. В каком падеже употреблены здесь имена существительные? Имена прилагательные? Какие предложения можно составить из набора слов? Какие из них требуют изменения форм слов. Запишите. Найдите в предложениях главные члены.

1. Дошли, народные, века, из, песни, глубина, до нас, старинные. 2. Их мелодии, чувства и думы, предки, протяжные, наши, сохраняют.

1. Из глубины веков дошли до нас старинные народные песни. 2. Их протяжные мелодии сохраняют чувства и думы наших предков.

- Вторая станция – Родительный падеж.

- На этой станции мы можем размяться и немного отдохнуть .

Физминутка.

- Как только вы услышите слово в родительном падеже, присаживаетесь.

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.

- Третья станция – Дательный падеж.

Работа по карточкам.

Поставить данные словосочетания в форму дательного падежа.

1 (Вера и Коля)____________ надо много заниматься, если они хотят хорошо сдать экзамен. 2 Она рада (хорошая отметка) ___________. 3 (Моя подруга) _____________нельзя опаздывать, (она)___________ пора научиться рано вставать. 4 (Они)__________ было весело на цирковом представлении. 5 (Девочка)___________ было скучно дома, и она пошла гулять. 6. Если (вы) холодно, закройте окно.

Тестовая работа

«Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода»

1.Окончания –ого, -его имеют имена прилагательные мужского рода в:

1)родительном падеже

2)именительном падеже

3)дательном падеже

      2.  укажите строку, в которой все имена прилагательные в дательном падеже:

               1)сильному ветру, синего моря, большого счастья

               2)к школьному другу, на высокое дерево, близкому дому

               3) к новому году, по журчащему ручью, любимому учителю

      3. Укажите строку в которой все прилагательные имеют одинаковые окончания:

               1)сильн… дождь, син… шар, больн… друг

               2)ледян…. катку, по ярк… солнцу, к весёл… празднику

               3)родн… города, летн… дня, по солнечн… утру

     4. В дательном падеже употреблено имя прилагательное:

               1) каменный

               2)сильному

               3)морского

1.В каких формах дательного падежа у существительных совпадают окончания?

Во всех формах единственного числа;

Во всех формах множественного числа;

В формах 1 и 2 склонений;

В формах 2 и 3 склонений.

2. Какие окончания имеют существительные 2 склонения в дательном падеже единственного числа?

-е, -и;

-ам, -ям;

-у, -ю;

-а, -я.

3. В каком из словосочетаний употреблено существительное 1 склонения в дательном падеже?

Подойти к линии;

Мемориал героям;

Отправить посылку;

Обещать преподавателю.

4. В каком из словосочетаний употреблено существительное 2 склонения в дательном падеже?

Подарки маме;

Подъехать к крепости;

Гимн красоте;

Андрею не спится.

5. Найдите в предложении существительное в форме дательного падежа множественного числа: «В нашем живом уголке нашлось место и ежику, и белочке, и троим хомячкам».

Уголке;

Ежику;

Белочке;

Хомячкам.


Употреби личные местоимения в нужном падеже

1. Преподаватель говорил с ___?

табой

тобой
2. Мы встретили ___ в кино.

её

неё
3. Я написала ___ письмо.

нему

ниму

ему

иму
4. Ты был у ___?

их

них
5. Одноклассник рассказал о ___.

тибе

тебе
6. На ___ что-то сидит.

мине

мне

мене

- Четвертая станция – Винительный падеж.

Работа по слайду. Устно.

Слайд

Ответьте на вопросы, используя слова в скобках.

1 Кого вы видели вчера? (Мы, общие друзья). 2 Кого ты вчера встретил(а)? (я, лучшие подруги) 3 Я даже сразу не узнал(а) (Он, родственники). 4 Надо встретить в аэропорту (Они, приятели). 5 Не надо обвинять (Эти люди). 6 Я очень люблю (я, папа и я, мама). 7 Я очень рад(а) за (ты, друг). 8 Я хочу покормить (она, собака). 9 Дайте мне обнять (я, дедушка и я,бабушка). 10 Я буду всегда любить и защищать (Мой сын и моя дочь). 11 Как хорошо, что мы поддержали (мы, друг) в трудную минуту! 12 Ты должен слушаться (Мама и папа).

- Пятая станция – Творительный падеж.

Вставить пропущенные окончания. Помните о правописании окончаний. Как правильно написать безударное окончание имени существительного?

Имени прилагательного? Как не допустить ошибку в правописании местоимений?


Растёт под берёзой, шагать с песней, между яблоней и смородиной, сидит за партой, лететь над деревней, засыпаны снегом, увидеться с мамой, разговаривать с другом, гулять с собакой, махать саблей, заниматься делом, копать лопатой, пирог с повидлом, наблюдать за птичьей стаей, отделать камнем, мыть шампунем, доволен путешествием, зайти за председателем.

Колючим кустарником, рыжим котом, перед дальним путешествием, хорошим другом, с синим шаром, за ближним озером, со счастливым концом, шефствовать над сменной средней школой, с крупными кистями, довольны зимней морозной погодой, молодым человеком, хорошим уроком, воспитанным ребенком, золотым орешкам, лучшим подарком, свежим ветром.


Горжусь (они) ________, гуляю с (она) ____________, полетел над __ (я) _____________, поехал в гости с (он) _______________, любуюсь (вы) _____________, восхищаюсь (ты) _______________, висит над (оно) _______________, над (мы) __________ синее небо, зашёл за (они)__________, лежал под (он)____________, работаю над (она)________, разочарован (она)___________.


7. Итог урока

- Шестая станция – Предложный падеж.

- Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? Продолжите фразу

Мы говорили сегодня о чем? (о склонении)

При склонении имен существительных и прилагательных можно допустить ошибку в чем? Где?

Чтобы правильно написать окончание, нужно помнить о чем?

8. Рефлексия

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось.

На столах лежат плакатики со смайликами – настроением. Какое у вас сейчас настроение. Выберите соответствующий смайлик, наклейте его на вагончик.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.