Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

11
5
Материал опубликован 9 February 2018 в группе

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Класс

5

Тема

«Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных».

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель

Формирование способности учащихся к новому способу действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Планируемые результаты

Предметные: учить видеть орфограмму и объяснять ее написание.

Метапредметные: учить детей слушать собеседника и вести диалог; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формировать у учеников интерес к русскому языку и родной культуре.

Формы работы

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Технология

Проблемно-диалогическая.

Материалы и оборудование

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А.Ладыженская и др.); раздаточный материал (карточки).

Список литературы

https://docviewer.yandex.ru/ ; http://lebedevasa.ucoz.ru/.

Технология урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД (Планируемые результаты)

1.

Организа-ционный момент.

1.Приветствие.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Присаживайтесь на свои места.

2.Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на активную работу.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, сегодня уроке, мы с вами будем юными следопытами и проведём небольшое исследование.

Узнают о сюжетной линии урока.

Коммуникативные: планирование сотрудничества в ходе урока

3.

Речевая разминка.

- Предлагаю вам выполнить задание: спишите, графически объясняя условие выбора написания.

Задание: Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, безотл…гательное дело.

Радостное предпол…жение.

Распол…житься у костра.

Выполняют задание учителя.

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: контроль.

4.

Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

 

Создает проблемную ситуацию.

Учитель предлагает ученикам выполнить практическое задание на новую тему. (У доски работают два ученика, не видя работу друг друга, остальные ученики работают самостоятельно в тетрадях).

-Запишите, вставляя пропущенные буквы, выделите морфему, в которой находится пропущенная буква.

Легкий ш..рох, заросло камыш..м, короткая ч..лка, любуюсь птиц..й, белая ш..рстка, темной туч..й. розовые щ..ки.

(В процессе выполнения ученики испытывают затруднение).

Выход из затруднения

-Какие буквы вы вставили вместо пропущенных?

-Почему вы написали разные буквы? Сформулируйте вопрос.

-Правильно.

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)

- А какая это может быть гласная? (о или е)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с ...

2) Научиться .....

Подводящий диалог

Ученики: От каких условий зависит выбор буквы в окончании существительного?

Формулируют тему урока.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулирование темы.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: структурирование знаний.

5.

Актуализация знаний и этап поиска решения проблемы (открытие нового знания).

Предположите, от чего зависит выбор буквы? (Выдвижение гипотез).

Прочитайте слова.

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.

- Все ли слова понятны?

- Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

- Что вы знаете об имени существительном?

- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма?

- После каких согласных?

- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

- Выделите окончание, поставьте ударение.

- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

- Сформулируйте правило.

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои версии. Формулируют правило.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: структурирование знаний.

6.

Физкультминутка.

(Предлагает выполнить упражнения для снятия напряжения. Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – успокоиться и сесть.

   

7.

Воспроизведение знаний.

(Работа в парах). У вас на столах - карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем при выборе верной буквы. Запишите вывод на карточке - правило.

Карточка-информатор:

1.Прочитай слово.

2.Поставь знак ударения.

3.Выдели окончание.

4.Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

5.Сделай вывод.

Карточка со словами

Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей, с овцой, с птицей.

Карточка – правило

В окончаниях существительных после_______

Под ударением пишем____, без ударения_____.

- Ребята, мы с нами сделали вывод о правописании «о – е» в окончании имен существительных, а вдруг оно ошибочное? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний – книге, к нашему учебнику (стр.76, читаем правило).

Выполняют задание, делают вывод, выводят схему воспроизведения правила правописания.

Познавательные: систематизация знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

8.

Учебная деятельность.

Используя свои новые знания, выполним задание: упр. 556, с. 76-77 учебника.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Применяют новое правило при выполнении упражнения. Выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения.

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Личностные: смыслообразование.

9.

Применение нового знания на практике.

- Поставите имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначьте изучаемую орфограмму.

Карточка 1.

Не железным (ключ) сердце открывается, а добротой.

Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сердцу.

Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими погонишься.

Глупый ловит воздух (ковш).

Каждая мать своих (птенцы) оберегает.

Выполняют задание на индивидуальных карточка пользуясь имеющимися знаниями.

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Регулятивные: контроль, коррекция.

10.

Самостоятельная работа.

-Выборочный диктант с проверкой по эталону. (Выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика:

1 столбик -о, второй – е).

1.Лошади бежали рысцой.

2. Герасим толкнул дверь плечом.

3. Ласточка свила гнездо под крышей.

4. Над рощей пронеслась туча.

5. Подобрали ребята двух птенцов.

6. Ласточку называют вестницей весны.

Эталон.

1 столбик – рысцой, плечом, птенцов.

2 столбик – крышей, рощей, вестницей.

Получают индивидуальные карточки и выполняют задание.

Проводят самоанализ.

Регулятивные: самоконтроль.

11.

Итог урока. Рефлексия.

Анализирует работу учеников на уроке.

Подводит итог урока.

Вспомните, какую цель мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать?

Анализируют собственную учебную деятельность, дают оценку своей работе на уроке.

Познавательные:рефлексия деятельности.

Личностные: самооценка.

 

12.

Дифференцированное домашнее задание.

Домашнее задание по выбору уровня сложности.

Уровень сложности 1: Задание: Написать сочинение-миниатюру «Весна в окно стучится…», используя слова, в которых встречается орфограмма «Правописание «о – е» в окончаниях существительных после шипящих и ц».

Уровень сложности 2:Задание: Выполнить упр. 557, с. 77 учебник.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: планирование.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Возьму на заметку!

10 February 2018

Спасибо, интересно!

20 March 2018

Качественный урок и правильный с точки зрения ФГОС. Спасибо!

27 March 2018

Поздравляю Вас с заслуженной победой!

6 April 2018

Спасибо огромное всем коллегам))))

11 April 2018

Похожие публикации