Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Класс |
5 |
Тема |
«Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных». |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания. |
Цель |
Формирование способности учащихся к новому способу действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц. |
Планируемые результаты |
Предметные: учить видеть орфограмму и объяснять ее написание. Метапредметные: учить детей слушать собеседника и вести диалог; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: формировать у учеников интерес к русскому языку и родной культуре. |
Формы работы |
Коллективная, групповая, индивидуальная. |
Технология |
Проблемно-диалогическая. |
Материалы и оборудование |
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А.Ладыженская и др.); раздаточный материал (карточки). |
Список литературы |
Технология урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД (Планируемые результаты) |
|
1. |
Организа-ционный момент. |
1.Приветствие. - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Присаживайтесь на свои места. 2.Проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на активную работу. |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. |
|
2. |
Мотивация к учебной деятельности. |
- Ребята, сегодня уроке, мы с вами будем юными следопытами и проведём небольшое исследование. |
Узнают о сюжетной линии урока. |
Коммуникативные: планирование сотрудничества в ходе урока |
|
3. |
Речевая разминка. |
- Предлагаю вам выполнить задание: спишите, графически объясняя условие выбора написания. Задание: Прил…гать усилия, сл…жить вещи, отл…жить празднование, возл…гать надежды, безотл…гательное дело. Радостное предпол…жение. Распол…житься у костра. |
Выполняют задание учителя. |
Познавательные: структурирование знаний. Регулятивные: контроль. |
|
4. |
Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
|
Создает проблемную ситуацию. Учитель предлагает ученикам выполнить практическое задание на новую тему. (У доски работают два ученика, не видя работу друг друга, остальные ученики работают самостоятельно в тетрадях). -Запишите, вставляя пропущенные буквы, выделите морфему, в которой находится пропущенная буква. Легкий ш..рох, заросло камыш..м, короткая ч..лка, любуюсь птиц..й, белая ш..рстка, темной туч..й. розовые щ..ки. (В процессе выполнения ученики испытывают затруднение). Выход из затруднения -Какие буквы вы вставили вместо пропущенных? -Почему вы написали разные буквы? Сформулируйте вопрос. -Правильно. - За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц) - А какая это может быть гласная? (о или е) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц). Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте сформулировать цели нашего урока. Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений: 1) Познакомиться с ... 2) Научиться ..... Подводящий диалог |
Ученики: От каких условий зависит выбор буквы в окончании существительного? Формулируют тему урока. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулирование темы. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: структурирование знаний. |
|
5. |
Актуализация знаний и этап поиска решения проблемы (открытие нового знания). |
Предположите, от чего зависит выбор буквы? (Выдвижение гипотез). Прочитайте слова. Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей. - Все ли слова понятны? - Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков? - Что вы знаете об имени существительном? - Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? - После каких согласных? - Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц) - Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных? - Выделите окончание, поставьте ударение. - Теперь есть какие-нибудь гипотезы? - Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных? - Сформулируйте правило. |
Отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои версии. Формулируют правило. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: структурирование знаний. |
|
6. |
Физкультминутка. |
(Предлагает выполнить упражнения для снятия напряжения. Ученики повторяют движения за учителем) Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – успокоиться и сесть. |
|||
7. |
Воспроизведение знаний. |
(Работа в парах). У вас на столах - карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем при выборе верной буквы. Запишите вывод на карточке - правило. Карточка-информатор: 1.Прочитай слово. 2.Поставь знак ударения. 3.Выдели окончание. 4.Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5.Сделай вывод. Карточка со словами Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, за тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей, с овцой, с птицей. Карточка – правило В окончаниях существительных после_______ Под ударением пишем____, без ударения_____. - Ребята, мы с нами сделали вывод о правописании «о – е» в окончании имен существительных, а вдруг оно ошибочное? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний – книге, к нашему учебнику (стр.76, читаем правило). |
Выполняют задание, делают вывод, выводят схему воспроизведения правила правописания. |
Познавательные: систематизация знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
|
8. |
Учебная деятельность. |
Используя свои новые знания, выполним задание: упр. 556, с. 76-77 учебника. -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? |
Применяют новое правило при выполнении упражнения. Выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения. |
Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Регулятивные: контроль, коррекция. Личностные: смыслообразование. |
|
9. |
Применение нового знания на практике. |
- Поставите имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначьте изучаемую орфограмму. Карточка 1. Не железным (ключ) сердце открывается, а добротой. Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сердцу. Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими погонишься. Глупый ловит воздух (ковш). Каждая мать своих (птенцы) оберегает. |
Выполняют задание на индивидуальных карточка пользуясь имеющимися знаниями. |
Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Регулятивные: контроль, коррекция. |
|
10. |
Самостоятельная работа. |
-Выборочный диктант с проверкой по эталону. (Выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика: 1 столбик -о, второй – е). 1.Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны. Эталон. 1 столбик – рысцой, плечом, птенцов. 2 столбик – крышей, рощей, вестницей. |
Получают индивидуальные карточки и выполняют задание. Проводят самоанализ. |
Регулятивные: самоконтроль. |
|
11. |
Итог урока. Рефлексия. |
Анализирует работу учеников на уроке. Подводит итог урока. Вспомните, какую цель мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать? |
Анализируют собственную учебную деятельность, дают оценку своей работе на уроке. |
Познавательные:рефлексия деятельности. Личностные: самооценка. |
|
12. |
Дифференцированное домашнее задание. |
Домашнее задание по выбору уровня сложности. Уровень сложности 1: Задание: Написать сочинение-миниатюру «Весна в окно стучится…», используя слова, в которых встречается орфограмма «Правописание «о – е» в окончаниях существительных после шипящих и ц». Уровень сложности 2:Задание: Выполнить упр. 557, с. 77 учебник. |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: планирование. |
Белкина Надежда Владимировна
Сафонова Елена Валерьевна
Шестакова Елена Александровна
Сафонова Елена Валерьевна
Ермолаева Ирина Руслановна