Урок русского языка в 3 классе «Правописание окончаний имен существительных 1, 2-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах»
Тема:«Правописание окончаний имен существительных 1, 2-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах»
Тип урока: урок систематизации знаний
Средства обучения: учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2 (авт. А.В. Полякова), А.В. Полякова, Н.А. Песняева «Методические рекомендации», карточки с заданиями, презентация, толковые словари, интернет-ресурсы.
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах, в группах.
Цель: закрепить знания падежных окончаний имён существительных 1, 2 склонения.
Задачи:
1. Формировать навык правильного письма окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падеже и правильном употреблении их в речи;
2. Учить применять знания, самостоятельно и в группе выполнять различные задания.
3. Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение пользоваться алгоритмом определения падежа.
Познавательные УУД:
- осознавать познавательную задачу;
- находить в тексте необходимые сведения; самостоятельно отыскивать в материалах учебника нужную информацию;
-подбирать слова с нужными орфограммами, разграничивать проверочные и проверяемые слова;
- понимать информацию, представленную в схематичной и табличной форме, переводить ее в словесную форму;
- владеть общим способом действия для выбора буквы на месте безударного гласного звука;
Коммуникативные УУД :
-участвовать в диалоге, в коллективной беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения;
- задавать вопросы , отвечать на вопросы учителя;
- выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения;
-осознавать , высказывать и обосновывать свою точку зрен6ия, стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать стоящую учебную задачу;
- планировать свои действия для решения этой задачи;
- действовать по инструкции;
-контролировать свои действия по ходу выполнения и после завершения, вносить коррективы;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Методы обучения: проблемный, частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах, в группах.
Применяемые педагогические технологии: технологиядеятельностного подхода, информационно - коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.
Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах, групповая, дифференцированная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, учебник.
Технологическая карта урока
Этапы урока. цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
|
I. Мотивация. (1-2 мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Приветствуем гостей. Настраиваем на работу детей.
- Ребята, сегодня мы начнём урок со слов великого мыслителя, философа, педагога Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» - Составьте девиз нашего урока. На каждой парте лежат карточки со словами. Соберите из слов пословицу. Работаем в парах.(приложение №1)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Молодцы! Вижу, что все настроились на качественную, плодотворную работу.
|
Соприкасаемся пальчиками желаю (большой) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец).
- Птицу узнают в полёте, а человека – в работе.
- На что способен человек можно узнать по его делам, по отношению к выполняемой работе |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других детей. |
|
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин.) Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
Минутка чистописания
Работа над словами с непроверяемым написанием
Словарная работа.
Индивидуальная работа (во время орфографической) |
- Открыли тетради и записали число, вид урока.
– А сейчас пришло время для проявления аккуратности и трудолюбия. Сегодня мы будем писать букву, которая в алфавите расположена между «у» и «х». – Охарактеризуйте звуки, которые обозначает буква «ф».
– Сегодня буква «ф» у нас появилась не случайно. Она принесла с собой новое словарное слово. – Расшифруйте слово, зачеркнув повторяющуюся букву.
– Что означает слово «асфальт»? За помощью обратимся к толковому словарю. – Слово «асфальт» пришло из греческого языка:«аsphaltos» – «горная смола». – Запишите новое слово себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень.
Назовите морфологические признаки
- Я предлагаю поработать со словарными словами. На доске
Р.сия, н.род, .зык, М.сква, ул.ца, ст.лица, Р.дина, р..сияне, .течество, г.сударств., тракт.р, к.мбайн. - Прочитайте. - Вставьте пропущенные буквы - Что объединяет данные слова? - Что такое существительное? - Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имен существительных? - Определите падеж данных существительных? - На какие группы можно разделить эти слова? - К какому склонению относятся существительные с окончаниями –а, -я?
- Выпишите в тетрадь только существительные 1-го склонения - Что объединяет эти слова? Индивидуальная работа по карточкам ( 3 учащихся)(приложение 2)
|
Запись в тетрадях
– Звук [ф] – согласный, глухой парный, твердый парный. Звук [ф’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
Объясняют значение нового словарного слова. Асфальт– 1) черная смолистая масса, используемая при устройстве дорог, тротуаров; 2) дорога, покрытая такой массой.
Записывают однокоренные слова к слову «асфальт». (заасфальтировать, асфальтовый, асфальтоукладчик)
2 склонение, мужской род, неодушевленное, нарицательное
работа у доски по цепочке
это существительные Существительное – это часть речи, которая… вопросы
варианты детей: собственные, нарицательные, ед.ч. и мн.ч., 1 скл и 2 скл 1 –е склонение
самостоятельная работа учащихся они словарные
|
Познавательные: -осуществление сравнения и классификации по заданным критериям; -построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; -анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные; -формулирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
|
III. Обобщение и систематизация знаний (2-3 мин.) Цель: выявление места и причины затруднения. |
Догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Работа в учебнике - А поможет нам в этом наш незаменимый помощник – учебник. Упр 151 Стр. 72
|
О падежных окончаниях существительных 1 и 2 склонения
Коллективная работа (комментирование по цепочке) |
Познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -различать способ и результат действия; -осуществлять пошаговый контроль по результату; -уметь оценивать правильность выполнения действий. Личностные: -установка связи между целью и мотивом. |
|
Физминутка |
||||
1V. Применение знаний и умений в новой ситуации (4 – 5 мин.) Цель: усвоение нового способа действий.
|
- Я предлагаю вам проверить свои знания, поработав с карточками. Выберите задание определенной сложности. (приложение 3) Работа в группах. Договоритесь какое задание вы будете выполнять. Проверка с доказательством.
|
Дифференцированное задание. Работают в группах.
|
Познавательные: -структурирование знаний; -выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; -выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
V. Проверка знаний (4 – 5 мин.) Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха. |
- Сегодня мы должны подвести итог работы над темой правописание окончаний имен существительных 1и 2-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
|
Задание на экране. |
Познавательные: -рефлексия способов и условий действия, контроль и Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
VIII. Рефлексия деятельности (2-3 мин.) Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания. |
Ребята, послушайте одну притчу. Шёл мудрец и встретил 3 работников. « Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого. Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни». Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу». Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение». - Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания. Оценки за урок.
|
варианты ответов детей
|
Личностные: способность к уметь |
|
IX. Домашнее задание: с.73 упр.152 (1 уровень), 153 (2 уровень) – инструктаж по выполнению задания. |