Урок русского языка в 3 классе «Правописание окончаний имен существительных 1, 2-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах»

2
0
Материал опубликован 19 September 2019

Тема:«Правописание окончаний имен существительных 1, 2-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах»

 

Тип урока: урок систематизации знаний

Средства обучения: учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2 (авт. А.В. Полякова), А.В. Полякова, Н.А. Песняева «Методические рекомендации», карточки с заданиями, презентация, толковые словари, интернет-ресурсы.

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах, в группах.

 

Цель: закрепить знания падежных окончаний имён существительных 1, 2 склонения.

 

Задачи:

1. Формировать навык правильного письма окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падеже и правильном употреблении их в речи;

2. Учить применять знания, самостоятельно и в группе выполнять различные задания.

3. Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение пользоваться алгоритмом определения падежа.

 

Познавательные УУД:

- осознавать познавательную задачу;

- находить в тексте необходимые сведения; самостоятельно отыскивать в материалах учебника нужную информацию;

-подбирать слова с нужными орфограммами, разграничивать проверочные и проверяемые слова;

- понимать информацию, представленную в схематичной и табличной форме, переводить ее в словесную форму;

- владеть общим способом действия для выбора буквы на месте безударного гласного звука;

 

Коммуникативные УУД :

-участвовать в диалоге, в коллективной беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения;

- задавать вопросы , отвечать на вопросы учителя;

- выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения;

-осознавать , высказывать и обосновывать свою точку зрен6ия, стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;

 

Регулятивные УУД:

- понимать и принимать стоящую учебную задачу;

- планировать свои действия для решения этой задачи;

- действовать по инструкции;

-контролировать свои действия по ходу выполнения и после завершения, вносить коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

 

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах, в группах.

 

Применяемые педагогические технологии: технологиядеятельностного подхода, информационно - коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.

Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах, групповая, дифференцированная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, учебник.

Технологическая карта урока

Этапы урока. цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация.

(1-2 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Приветствуем гостей. Настраиваем на работу детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, сегодня мы начнём урок со слов великого мыслителя, философа, педагога Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

- Составьте девиз нашего урока. На каждой парте лежат карточки со словами. Соберите из слов пословицу. Работаем в парах.(приложение №1)

 

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

 

- Молодцы! Вижу, что все настроились на качественную, плодотворную работу.

 

Соприкасаемся пальчиками
с соседом по парте и говорим:

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Птицу узнают в полёте, а человека – в работе.

 

- На что способен человек можно узнать по его делам, по отношению к выполняемой работе

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

понимать возможность различных позиций других детей.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

(5-6 мин.)

Цель:  готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

 

Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над словами с непроверяемым написанием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Индивидуальная работа (во время орфографической)

- Открыли тетради и записали число, вид урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А сейчас пришло время для проявления аккуратности и трудолюбия. Сегодня мы будем писать букву, которая в алфавите расположена между «у» и «х».

Охарактеризуйте звуки, которые обозначает буква «ф».

 

Сегодня буква «ф» у нас появилась не случайно. Она принесла с собой новое словарное слово.

Расшифруйте слово, зачеркнув повторяющуюся букву.

А У С У Ф У А У Л У Ь У Т

Что означает слово «асфальт»? За помощью обратимся к толковому словарю.

Слово «асфальт» пришло из греческого языка:«аsphaltos» – «горная смола».

Запишите новое слово себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

 

Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень.

 

 

 

 

Назовите морфологические признаки

 

 

- Я предлагаю поработать со словарными словами.

На доске

 

Р.сия, н.род, .зык, М.сква, ул.ца, ст.лица, Р.дина, р..сияне, .течество, г.сударств., тракт.р, к.мбайн.

- Прочитайте.

- Вставьте пропущенные буквы

- Что объединяет данные слова?

- Что такое существительное?

- Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имен существительных?

- Определите падеж данных существительных?

- На какие группы можно разделить эти слова?

- К какому склонению относятся существительные с окончаниями –а, -я?

 

- Выпишите в тетрадь только существительные 1-го склонения

- Что объединяет эти слова?

Индивидуальная работа по карточкам ( 3 учащихся)(приложение 2)

 

 

Запись в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук [ф] – согласный, глухой парный, твердый парный. Звук [ф’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют значение нового словарного слова.

Асфальт1) черная смолистая масса, используемая при устройстве дорог, тротуаров; 2) дорога, покрытая такой массой.


 

Записывают однокоренные слова к слову «асфальт». (заасфальтировать, асфальтовый, асфальтоукладчик)


 

2 склонение, мужской род, неодушевленное, нарицательное


 


 


 


 


 

работа у доски по цепочке


 


 

это существительные

Существительное – это часть речи, которая…

вопросы


 

варианты детей: собственные, нарицательные, ед.ч. и мн.ч., 1 скл и 2 скл

1 –е склонение


 

самостоятельная работа учащихся

они словарные

 

Познавательные:

-осуществление сравнения и классификации по заданным критериям;

-построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные;

-формулирование собственного мнения и позиции.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

III. Обобщение и систематизация знаний

(2-3 мин.)

Цель: выявление места и причины затруднения.

Догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Работа в учебнике

- А поможет нам в этом наш незаменимый помощник – учебник.

Упр 151 Стр. 72

 

О падежных окончаниях существительных 1 и 2 склонения

 

 

 

 

 

Коллективная работа (комментирование по цепочке)

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-различать способ и результат действия;

-осуществлять пошаговый контроль по результату;

-уметь оценивать правильность выполнения действий.

Личностные:

-установка связи между целью и мотивом.

Физминутка

1V.  Применение знаний и умений в новой ситуации

(4 – 5 мин.)

Цель:  усвоение нового способа действий.

 

- Я предлагаю вам проверить свои знания, поработав с карточками. Выберите задание определенной сложности. (приложение 3)

Работа в группах. Договоритесь какое задание вы будете выполнять.

Проверка с доказательством.

 

 

Дифференцированное задание. Работают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-структурирование знаний;

-выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

-выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

V. Проверка знаний

(4 – 5 мин.)

Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.

- Сегодня мы должны подвести итог работы над темой правописание окончаний имен существительных 1и 2-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

 

 

Задание на экране.

Познавательные:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

VIII. Рефлексия деятельности

(2-3 мин.)

Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.

Ребята, послушайте одну притчу.

Шёл мудрец и встретил 3 работников.

« Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни».

Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником? Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания. Оценки за урок.

 

 

 

 

 

варианты ответов детей

 

Личностные:

способность к
самооценке на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности.

Коммуникативные:

уметь
оформлять свои
мысли в устной форме

Регулятивные:
уметь оценивать
правильность
выполнения
действия на
уровне
адекватной
ретроспективной
оценки

IX. Домашнее задание: с.73 упр.152 (1 уровень), 153 (2 уровень) – инструктаж по выполнению задания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации