Урок русского языка в 3 классе на тему «Правописание приставки с -»
Урок по теме:
«Правописание приставки с - »».
(УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Первый урок по данной теме (открытие нового знания).
Цели урока:
1. Образовательная: способствовать овладению способом правописания слов с приставкой с-.
2. Развивающая: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I.Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
II.Актуализация знаний, умений
2.1 -Прочитайте предложение (предложение записано на доске).
П.дул лёгкий ветерок, ра.летелись в бе.облачном небе первые снежинки, покружились и ра.таяли.
- Найдите в нём слова с приставками.
- Выпишите их в тетрадь.
- Выделите приставку.
- Определите правильность ее написания.
- Каким способом воспользуетесь для выделения приставки в слове и определения правильности ее написания? (алгоритмом)
2.2 Проверка задания (фронтально).
- Прочитайте слова, которые вы выписали.
- Какие выделили приставки?
- Как определяли правильность их написания? (алгоритм)
- Какие еще приставки встречаются в словах русского языка?
2.3 Общая оценка работы класса.
- Молодцы, с заданием справились.
2.4 Обозначение разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.
- Откройте учебник с. 92, упражнение 1.
-Прочитайте слова:
делать, бежать, бегать, есть, писать, летать, лететь, жечь, держать, дуть, бить, мотать, крыть, ехать
- Составьте и запишите новые слова, добавляя приставку, оканчивающуюся на согласный звук.
- Не ошибитесь! В некоторых словах после приставки нужно писать Ъ.
2.5 Проверка задания (фронтально).
- Прочитайте слова, которые у вас получились.
- В какой части слова пропущены буквы?
- Докажите графически.
- Как вы рассуждали, чтобы правильно выделить приставку? (использовали алгоритм)
- Кто допустил ошибки при выборе буквы в написании приставок?
-Почему так вышло?
(Предполагаемые ошибки в написании приставки с-, так как обучающиеся могут начать действовать известным им способом т. е. осуществлять выбор приставки в соответствии с ранее изученным ими правилом (правописание приставок, оканчивающихся на з/с)). Обнаруживается разрыв в знаниях, обучающиеся не могут объяснить их написание из-за недостатка имеющихся знаний.
2.6 - Какую задачу поставим?
(Найти способ определения правильности написания приставки с-)
III Открытие нового способа
3.1 Беседа
- С каким правилом правописания приставок, окачивающихся на согласный вы уже знакомы?
(Правописание приставок, оканчивающихся на з//с)
- Когда приставка оканчивается на - з, а когда на - с?
(Используем ранее изученный алгоритм. Необходимо определить в словах
конечную согласную в приставках и звук, с которого начинается корень.)
-Хотите сами узнать, как правильно выбрать приставку с-?
3.2 Групповая работа.
- Предлагаю вам понаблюдать за этой группой слов и высказать предположение о правописании приставки с- в этих словах.
- Сделайте вывод:
- Как правильно выбрать приставку?
- Можно ли применить ранее изученное правило о правописании приставок, оканчивающихся на з//с к правописанию приставки с-?
- Затем все вместе обсудим результаты ваших наблюдений.
(Выдается план действий для каждой группы)
План действий, по которым будет работать группа №1, №3
Прочитайте слова, предложенные вашей группе.
делать, бежать, бегать, есть, писать, летать, лететь
Добавьте приставку с-
Понаблюдайте, за согласной в приставке.
Понаблюдайте, за звуком, с которого начинается корень.
Сделайте вывод о правописании приставки с-, можно ли к ней применить правило, которое подходит для приставок, оканчивающихся на з/с?
План действий, по которым будет работать группа №2, №4
Прочитайте слова, предложенные вашей группе.
жечь, держать, дуть, бить, мотать, крыть, ехать
Добавьте приставку с-
Понаблюдайте, за согласной в приставке.
Понаблюдайте, за звуком, с которого начинается корень.
Сделайте вывод о правописании приставки с-, можно ли к ней применить правило, которое подходит для приставок, оканчивающихся на з/с?
3.3 Распределение действий между членами в группе.
Прием «мозгового штурма»
(Каждый ученик предлагает свой вариант рассуждений, все варианты обсуждаются в группе, и если все согласны, то его фиксируют на бумаге)
3.4 Проверка групповой работы
( Группы № 1, 2 представляет свой вывод, остальные группы дополняют, уточняют).
(Обучающиеся приходят к выводу, что ранее изученное ими правило о правописании приставок, оканчивающихся на з/с в данном случае не подходит. Приставка с- всегда пишется одинаково.)
3.5 Вывод:
- Какое открытие о правописании приставки с- сделали на уроке?
(Эта приставка всегда пишется одинаково.)
IV Первичное закрепление нового знания
4.1 Выполнение упражнения по учебнику с.93 упр. 3 (работа в паре).
4. 2 Проверка.
V Контроль
Самостоятельное выполнение упражнения по учебнику с.93 упр. 3 (предложения 1, 2). Спиши, исправляя ошибки.
Взаимопроверка.
VI Итог урока
- Какую учебную задачу ставили?
(Найти способ определения правильности написания приставки с-)
V. Рефлексивная оценка
- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о правописании приставок?
(- Теперь я знаю, что приставка с- всегда пишется одинаково)
- Как будете действовать, если встретите слово с данной орфограммой?
(- Теперь, я смогу правильно написать приставку с-)
VI. Домашнее задание
Базовый уровень:
-Выполнить упражнение №3 из учебника на с. 93 (предложение 3, 4)
Повышенный уровень:
- Придумать и записать 3 предложения, со словами, в которых есть приставка с-
План действий, по которым будет работать группа №1, №3
Прочитайте слова, предложенные вашей группе.
делать, бежать, бегать, есть, писать, летать, лететь
Добавьте приставку с-
Понаблюдайте, за согласной в приставке.
Понаблюдайте, за звуком, с которого начинается корень.
Сделайте вывод о правописании приставки с-, можно ли к ней применить правило, которое подходит для приставок, оканчивающихся на з/с?
План действий, по которым будет работать группа №2, №4
Прочитайте слова, предложенные вашей группе.
жечь, держать, дуть, бить, мотать, крыть, ехать
Добавьте приставку с-
Понаблюдайте, за согласной в приставке.
Понаблюдайте, за звуком, с которого начинается корень.
Сделайте вывод о правописании приставки с-, можно ли к ней применить правило, которое подходит для приставок, оканчивающихся на з/с?
5