Урок русского языка в 3 классе на тему «Правописание приставки с -»

1
0
Материал опубликован 29 December 2021





Урок по теме:

«Правописание приставки с - »».

(УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)


Первый урок по данной теме (открытие нового знания).

Цели урока:

1. Образовательная: способствовать овладению способом правописания слов с приставкой с-.

2. Развивающая: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.





Ход урока



I.Организационный момент

Проверка готовности к уроку.



II.Актуализация знаний, умений

2.1 -Прочитайте предложение (предложение записано на доске).

П.дул лёгкий ветерок, ра.летелись в бе.облачном небе первые снежинки, покружились и ра.таяли.

- Найдите в нём слова с приставками.

- Выпишите их в тетрадь.

- Выделите приставку.

- Определите правильность ее написания.

- Каким способом воспользуетесь для выделения приставки в слове и определения правильности ее написания? (алгоритмом)

2.2 Проверка задания (фронтально).

- Прочитайте слова, которые вы выписали.

- Какие выделили приставки?

- Как определяли правильность их написания? (алгоритм)

- Какие еще приставки встречаются в словах русского языка?

2.3 Общая оценка работы класса.

- Молодцы, с заданием справились.

2.4 Обозначение разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.

- Откройте учебник с. 92, упражнение 1.

-Прочитайте слова:

делать, бежать, бегать, есть, писать, летать, лететь, жечь, держать, дуть, бить, мотать, крыть, ехать

- Составьте и запишите новые слова, добавляя приставку, оканчивающуюся на согласный звук.

- Не ошибитесь! В некоторых словах после приставки нужно писать Ъ.

2.5 Проверка задания (фронтально).

- Прочитайте слова, которые у вас получились.

- В какой части слова пропущены буквы?

- Докажите графически.

- Как вы рассуждали, чтобы правильно выделить приставку? (использовали алгоритм)

- Кто допустил ошибки при выборе буквы в написании приставок?

-Почему так вышло?

(Предполагаемые ошибки в написании приставки с-, так как обучающиеся могут начать действовать известным им способом т. е. осуществлять выбор приставки в соответствии с ранее изученным ими правилом (правописание приставок, оканчивающихся на з/с)). Обнаруживается разрыв в знаниях, обучающиеся не могут объяснить их написание из-за недостатка имеющихся знаний.

2.6 - Какую задачу поставим?

(Найти способ определения правильности написания приставки с-)

III Открытие нового способа

3.1 Беседа

- С каким правилом правописания приставок, окачивающихся на согласный вы уже знакомы?

(Правописание приставок, оканчивающихся на з//с)

- Когда приставка оканчивается на - з, а когда на - с?

(Используем ранее изученный алгоритм. Необходимо определить в словах

конечную согласную в приставках и звук, с которого начинается корень.)

-Хотите сами узнать, как правильно выбрать приставку с-?

3.2 Групповая работа.

- Предлагаю вам понаблюдать за этой группой слов и высказать предположение о правописании приставки с- в этих словах.

- Сделайте вывод:

- Как правильно выбрать приставку?

- Можно ли применить ранее изученное правило о правописании приставок, оканчивающихся на з//с к правописанию приставки с-?

- Затем все вместе обсудим результаты ваших наблюдений.

(Выдается план действий для каждой группы)

План действий, по которым будет работать группа №1, №3

Прочитайте слова, предложенные вашей группе.

делать, бежать, бегать, есть, писать, летать, лететь

Добавьте приставку с-

Понаблюдайте, за согласной в приставке.

Понаблюдайте, за звуком, с которого начинается корень.

Сделайте вывод о правописании приставки с-, можно ли к ней применить правило, которое подходит для приставок, оканчивающихся на з/с?

План действий, по которым будет работать группа №2, №4

Прочитайте слова, предложенные вашей группе.

жечь, держать, дуть, бить, мотать, крыть, ехать

Добавьте приставку с-

Понаблюдайте, за согласной в приставке.

Понаблюдайте, за звуком, с которого начинается корень.

Сделайте вывод о правописании приставки с-, можно ли к ней применить правило, которое подходит для приставок, оканчивающихся на з/с?



3.3 Распределение действий между членами в группе.

Прием «мозгового штурма»

(Каждый ученик предлагает свой вариант рассуждений, все варианты обсуждаются в группе, и если все согласны, то его фиксируют на бумаге)

3.4 Проверка групповой работы

( Группы № 1, 2 представляет свой вывод, остальные группы дополняют, уточняют).

(Обучающиеся приходят к выводу, что ранее изученное ими правило о правописании приставок, оканчивающихся на з/с в данном случае не подходит. Приставка с- всегда пишется одинаково.)

3.5 Вывод:

- Какое открытие о правописании приставки с- сделали на уроке?

(Эта приставка всегда пишется одинаково.)

IV Первичное закрепление нового знания

4.1 Выполнение упражнения по учебнику с.93 упр. 3 (работа в паре).

4. 2 Проверка.

V Контроль

Самостоятельное выполнение упражнения по учебнику с.93 упр. 3 (предложения 1, 2). Спиши, исправляя ошибки.

Взаимопроверка.

VI Итог урока

- Какую учебную задачу ставили?

(Найти способ определения правильности написания приставки с-)

V. Рефлексивная оценка

- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о правописании приставок?

(- Теперь я знаю, что приставка с- всегда пишется одинаково)

- Как будете действовать, если встретите слово с данной орфограммой?

(- Теперь, я смогу правильно написать приставку с-)



VI. Домашнее задание

Базовый уровень:

-Выполнить упражнение №3 из учебника на с. 93 (предложение 3, 4)

Повышенный уровень:

- Придумать и записать 3 предложения, со словами, в которых есть приставка с-





Приложение



План действий, по которым будет работать группа №1, №3

Прочитайте слова, предложенные вашей группе.

делать, бежать, бегать, есть, писать, летать, лететь

Добавьте приставку с-

Понаблюдайте, за согласной в приставке.

Понаблюдайте, за звуком, с которого начинается корень.

Сделайте вывод о правописании приставки с-, можно ли к ней применить правило, которое подходит для приставок, оканчивающихся на з/с?



План действий, по которым будет работать группа №2, №4

Прочитайте слова, предложенные вашей группе.

жечь, держать, дуть, бить, мотать, крыть, ехать

Добавьте приставку с-

Понаблюдайте, за согласной в приставке.

Понаблюдайте, за звуком, с которого начинается корень.

Сделайте вывод о правописании приставки с-, можно ли к ней применить правило, которое подходит для приставок, оканчивающихся на з/с?



5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.