Урок краеведения «Особенности Поморского календаря — энциклопедии народной мудрости» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Предмет «Краеведение. Морянка».
Тема урока: «Особенности Поморского календаря- энциклопедии народной мудрости».
Класс 2. Возраст детей 8-9 лет.
Форма проведения: урок – путешествие в прошлое.
Цель: Выяснить особенности Поморского календаря.
Задачи в деятельности учителя:
формирование у учащихся
информационной компетенции, через отработку умения связать новую информацию с уже изученным материалом, умения самостоятельно осуществлять анализ и отбор необходимой информации, умения ее преобразовывать и представлять в доступном виде;
учебно-познавательной компетенции, через развитие у учащихся мышления, логики, навыков рефлексии и самооценки, умения планировать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативной компетенции, через развитие навыков работы в паре, умения делиться своими идеями и мнениями, умения четко формулировать свои мысли, задавать вопросы об изучаемом объекте, выдвигать собственную версию ответа;
формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому родного края.
Задачи в деятельности учащихся:
вспомнить всё, что известно о родном крае;
выявить общие признаки и различия между современными календарями и Поморским календарём;
учиться проверять и оценивать свою работу на уроке.
План.
Организационный момент (3 мин).
Актуализация знаний и опыта учащихся (10 мин).
Открытие нового знания (7 мин).
Физкультминутка (2 мин).
Формулирование темы урока (2 мин).
Открытие нового знания (11мин).
Формирование первичных умений на основе самоконтроля (5 мин).
Итог урока. Проверь себя (3 мин).
Рефлексия (2 мин).
Технические средства.
Компьютер, мультимедиапроектор, экран (школьная белая доска).
Мультимедийное сопровождение – Презентация. ppt.
Дидактический материал. Создан с помощью Microsoft Office Power Point .
Содержание: дидактический материал содержит презентацию из 34 слайдов (приложение 2). Материал представлен на фоне школьной доски.
Переход с одного слайда на другой осуществляется по щелчку.
Возможности использования дидактического материала: презентация используется в течение всего урока и является его неотъемлемой частью. Подробное описание содержится в конспекте урока.
Другие дидактические материалы. Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений «Морянка».
Методическая литература. Интернет-ресурсы (приложение 1).
Ход урока.
Организационный момент
Эпиграфом к уроку будет выступление ученицы.
Девочка исполняет частушку:
«Славен Север наш лесами, славен удалью морской.
Холмогорскими коровами да рыбою треской».
Что вы услышали?
Частушку северную. Какие ещё малые жанры фольклора вам известны? И что такое «фольклор»? (Народная мудрость).
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о нашем родном крае, знакомиться с историей, традициями нашей родной земли. Познакомимся с ярким примером проявления народной мудрости.
Слайд № 1 «Морянка».
Дети говорят, что значит это слово (название нашего предмета, ветер с моря).
Прочитайте четверостишие нашей северной поэтессы Г. Сычёвой (на слайде появляется по щелчкам). Как вы понимаете эти слова?
Актуализация знаний и опыта учащихся.
Слайд № 2 Вопросы.
1.Как называется наша Родина?
2.Как называется область, в которой мы живём?
Работа с картой Российской Федерации.
3.Покажите на карте границы области.
4.С какими областями граничит?
5.Какие моря омывают?
6.Назовите, покажите на карте главный город нашей области.
7.Назови официальную дату основания нашего города.
8.Кто издал указ о строительстве нашего города?
9.Как назывался город первоначально? Слайд №3(ответы на 7-9 вопрос).
10.Кто изображен на гербе нашего города? Слайд № 4(ответ на 10 вопрос).
Слайды № 5-6 Памятные места Архангельска. Работа на белой доске (экране)
Вспомним наиболее известные, памятные места нашего города.
Дети выходят к доске, проводят маркером стрелки от названия к памятнику.
Слайд №7 Стела «Въезд в Архангельск».
Спросить у детей, что они помнят об этом.
В 1693 году Пётр 1 первый раз побывал в Архангельске. Заложил на судостроительной верфи первый русский морской торговый корабль «Святой Павел». А в 1694 году его спустили на воду. Так родился в Архангельске Российский флот. В честь этого и стела.
Как называют наш край? Ответы детей.
Слайд №8 Названия нашего края. Прочитайте, так называют наш край, а почему? Кто такие «поморы»?
Ребята, все слова на слайде вам знакомы и понятны? (проблемная ситуация)
«Гандвик» - что это? Где будем искать ответ? Дети предполагают. В «Поморской азбуке». Прочитайте. В поморских песнях так называется Белое море.
Как назывались племена, жившие в 8-9 веках на территории нашего Севера? (Чудь). Перечислите занятия: охота, собирательство, земледелие, рыбный промысел, собирали северный мёд, речной жемчуг.
Открытие нового знания
Отгадайте загадку.
«Под Новый год пришёл он в дом таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес и, наконец, совсем исчез». (Календарь)
Слайд №9 Виды календарей. Какие календари вы знаете? Ответы детей.
Календари бывают разные: отрывные, настенные, настольные, перекидные, церковные и др.
Работа в тетради самостоятельно, с.26.
Слайд №10 Виды календарей и их названия.
На доске поверяем, соедините стрелками. Самоконтроль.
Физкультминутка
Формулирование темы урока
Какой календарь вам не знаком? Что вас заинтересовало в нём? Что хотели бы о нём узнать?
Сформулируйте сами тему нашего урока. Дети формулируют тему урока.
Слайд №11 Тема урока. Учитель обобщает.
Тема нашего урока: «Особенности Поморского календаря-энциклопедии народной мудрости».
Открытие нового знания
Как понимаете это словосочетание «Поморский календарь»? ( О жизни поморов).
На с.26 рабочей тетради читаем сведения о Поморском календаре.
Слайды №12-13 Вид Поморского календаря.
Поморский календарь был в виде бруска из кости или дерева.
С помощью отверстия, которое находилось на четырехгранном выступе, календарь подвешивали к поясу, когда крестьяне уходили на охоту или в долгое странствие или прикрепляли его к стене в доме.
Особыми знаками отмечена важная для крестьян информация: о начале и ходе сельскохозяйственных работ, о сроках охотничьего сезона или сезона рыбной ловли, о днях церковных и семейных праздников.
Как вы думаете, где мы можем увидеть этот календарь? Ответы детей.
Слайд №14 Музеи. Можно увидеть Поморский календарь в музеях Архангельска.
На какой предмет на ваших партах похож? По форме - на карандаш с гранями.
Показ бруска-4 грани, это что обозначает, как вы думаете? (4 времени года).
Каждая грань разделена на 3 части. Что это? (3 месяца).
Что общего между Поморским календарём и современными календарями? А в чём отличия?
Слайд №15 Поморский календарь. Зима. Начнём путешествие в прошлое с помощью Поморского календаря.
Слайд №16 Фёдор Абрамов. Найдите в содержании хрестоматии «Морянка» произведение Ф.Абрамова «Серебряные сполохи». Читаем произведение.
Что такое « сполохи»?
Слайд №17 Николай Рубцов. Найдите в содержании хрестоматии «Морянка» стихотворение «Воробей». Читают в парах.
Анализируем прочитанное.
Слайд №18 Декабрь-студень.
Как вы думаете, ребята, почему учёбу начинали в декабре? (заканчивались работы сельскохозяйственные).
Слайд №19 Сообщение о Николае Чудотворце.
Слайды №20-21 Чем занимались в деревне в зимнее время.
Покажите Пермогорскую роспись прялки.
Слайды №22-23. К Рождеству пекли пряники – козули. Какое ещё северное печенье вы знаете? Тетёрки - кружево из теста, ржаное печенье из Каргополя. Чем различаются? Тетёрки пекли к встрече весны-22 марта.
С.7 рабочей тетради, № 1- самостоятельная работа. Если позволяет время, можно выполнить задание № 2, на с.7 рабочей тетради в парах.
На доске – проверяем. Провести стрелки. Самоконтроль.
Слайд №24 Спиридон. На куриный шаг, на воробьиный скок, да прибудет денёк.
Слайд №25 Рождество. Спросить у детей, что они знают об этом празднике.
Слайд №26 Святочные гадания.
Когда встречаем Новый год? Так было не всегда.
Слайды №27-28 Поморский Новый год. Отмечали 14 (по ст.стилю-1) сентября.
Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
На стр. 27 рабочей тетради № 4,5. Коллективная работа. Она будет продолжена на следующем уроке. Можно предложить самостоятельно выполнить эти задания.
Слайды №29-34 Итог урока. Проверь себя.
Рефлексия. Что особенно заинтересовало, понравилось на уроке? Что получилось? Что вызвало затруднение? Что по этой теме хотели бы узнать ещё?