Статья «Предметно-развивающая среда как фактор управления качеством условий логопедической работы в ДОУ»
ГБДОУ детский сад №11 Пушкинского района Санкт-Петербурга
учитель-логопед Носкова Анна Евгеньевна
Предметно-развивающая среда как фактор управления качеством условий логопедической работы в ДОУ
В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание обучение и развитие человека (М.Н. Ахметова, В.В. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, А.А. Хуторской). В нашем исследовании педагогическое пространство рассматривается как система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и окружающие его люди. При этом следует помнить, что эта система реализуется в условиях специально разработанной предметно-развивающей среды, представляющей собой совокупность предметов группового помещения, основное назначение которых - побуждать ребенка к деятельности, стимулировать поиск, любознательность. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения, соответствия плотности занятия санитарно-гигиеническим требованиям.
В соответствии с принципом природосообразности предметно-развивающая среда должна способствовать реализации режима двигательной активности, т.е. быть средством совершенствования физиологических процессов и функций, фактором, формирующего устойчивость детского организма к умственному утомлению, выполняющего общеукрепляющую и здоровьесберегающую функцию. Воспитателям ДОУ структурные элементы данного режима давно известны. Это динамические паузы, физкультминутки и паузы психофизической разгрузки, работа со сменой поз детей в течение занятия, предполагающая свободное передвижение по группе, в том числе выполнение заданий стоя, лежа, на приспособленных для этого горизонтальных и наклонных рабочих поверхностях. (В настоящее время существует большое количество различных технических разработок, позволяющих моделировать поверхность учебного стола как наклонную, а также приспособленную для работы в позиции стоя.)
Кроме соблюдения рационального двигательного режима, детям необходимо обеспечить щадящий зрительный режим. В исследовании мы использовали прием смены зрительной рабочей дистанции, суть которого — в регулярном изменении удаленности объекта восприятия. Наиболее традиционно в этом отношении размещение демонстрационного материала на доске («дальнее зрение»), а раздаточного на столах («ближнее зрение»), формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторных систем организма, создание условий для переключения с зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого были разработаны специальные дополнительные средства: наглядны и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения и др.
Так, наглядные схемы использовались при формировании навыков монологической формы связной речи в процессе ознакомления дошкольников со структурой описательных, повествовательных рассказов и рассказов-расссуждений. В частности, для усвоения детьми трехчастной композиционной модели рассказа-описания пригодна такая схема: выкладывание в центре стола (или магнитной доски) картинки с изображением того предмета, который предстояло описывать. Этот этап выстраивания схемы совпадает с первой частью композиционной модели описания. Он наглядно показывает детям важность и необходимость называния предмета для дальнейшего хода рассказывания. По мере перечисления его признаков (раскрытия микротем) вокруг изображения предмета нужно расположить эмблемы этих признаков, начиная с внешних. Это символизирует вторую часть трехчастной композиционной модели описания. Предложение, завершающее рассказ-описание, в котором дается оценочное суждение или отнесение данного предмета к соответствующей предметной группе, символизирует кольцо из картона. Оно накладывается сверху на всю схему, объединяя все ее элементы: картинку с изображением предмета и располагающиеся на одинаковом: расстоянии от нее эмблемы признаков.
Эта методика позволяет реализовать принципы научности, перспективной направленности и комплексного использования предметов среды на занятиях по развитию речи, формированию умений строить тексты. Приведем другой пример, связанный с переходом на уровень предложений.
В работе над построением предложений следует использовать крупноформатные (не менее 2 м) изображения, например, пейзажи. Главное требование к такому изображению — композиционное построение с четким выделением различных планов. Передний план должен быть максимально приближен к естественным пропорциям, дальний — должен иметь точку соприкосновения с горизонтом (например, дорога, уходящая за линию горизонта). В этом случае достигается эффект удаленной перспективы. Обыгрывание такого изображения может проводиться в виде моделирования, когда детям предлагается дополнить картину фигурами людей, животных, различных построек и т.д. Использование такого панно обеспечивает профилактику зрительного утомления, так как основывается на принципе формального равноудаления объектов.
В связи с этим необходимо отметить, что во всех специальных дошкольных учреждениях предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью и изменчивостью, быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребенка.
Организованная в соответствии с этими требованиями предметно-развивающая среда будет способствовать целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и реализации предметно-практической направленности специального педагогического пространства.