Преемственность в патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в условиях ФГОС (из опыта работы в малокомплектной школе)
Преемственность в патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в условиях ФГОС
(из опыта работы в малокомплектной школе)
Вступление
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,
что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В. А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.
Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважения к своему народу, родителям.
Патриотическое воспитание по ФГОС
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Патриотизм предполагает гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Актуальность патриотического воспитания
Патриотическое воспитание дошкольников и школьников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением в нашем обществе приоритетности материальных ценностей перед духовными. Только воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому воспитательная работа наиболее плодотворна. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Цели и задачи патриотического воспитания:
Патриотическое воспитание в ДОУ и школе проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.
Патриотическое воспитание дошкольников и школьников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
формирование нравственно-духовных особенностей личности;
формирование чувства гордости за свой народ и свою Родину;
формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Формы и методы организации работы
Программа патриотического воспитания подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Методологическая работа направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, учителей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.
Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с семьей ребенка, с родителями, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника и школьника, поэтому важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы. Они привлекаются к организации и участию в мероприятиях ДОУ и школе.
Патриотическое воспитание по ФГОС определяет методы работы с детьми:
обустройство патриотических уголков;
организация экскурсий по достопримечательностям родного края;
посещение музеев, выставок;
организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, в школе это «Разговоры о важном»,
чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач;
организация выставок детских работ.
Ежегодно в школе совместно с ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает разные формы и методы воспитательной работы.
Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
Государственные праздники
Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам приурочиваем обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как, День народного единства, День конституции, День защитника Отечества, День матери и Международный женский день, День Победы.
При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например: поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.
День Матери и Международный женский день посвящены формированию семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.
При подготовке празднования Дня Победы учим военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Организовываем встречи с тружениками тыла, детьми войны, участвуем в акции «Бессмертный полк».
Народные праздники
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого организовываем беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, лучше всего дети осваивают информацию во время игры.
Обязательно празднуем День урожая, Рождество и старый Новый год. Дети учат колядки, поют, получая сладкие подарки в вознаграждение. Почти ежегодно мы проводим Рождественскую ёлку, приглашаем всех желающих (если нет ограничений по СанПИНу). Сценарий разрабатываем совместно со студентами, выпускниками нашей школы. Они же играют основные роли, ведут хороводы вокруг ёлки. А дошкольники поют колядки и рассказывают стихи про рождество. Также участвуем на районном Рождественском фестивале, различных концертах. Группу детей собираем разновозрастную: дошкольники, школьники и студенты.
Празднование Масленицы часто организуем во время прогулки, Дети знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами, учат и поют заклички солнышку. Основной символ Масленицы – блины, которыми все угощаются. К празднованию привлекаем и родителей, устраиваем ярмарку.
Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц, игры. Проводим конкурс рисунков и поделок. Обязательно готовим пасхальное представление и приглашаем настоятеля нашего храма Соколова Николая. По возможности участвуем на пасхальных концертах.
Спортивные игры
Патриотическое воспитание по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Проводится соревнования между разновозрастными группами: дошкольники и школьники в одной команде, по соответствующей тематике, например, посвященные марийским богатырям и героям. Во время праздника дети знакомятся с марийскими преданиями о национальных героях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, такие как: «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель, перетягивание каната, битва мешками с соломой, эстафеты и другие игры.
Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. В празднование Дня защитника Отечества для ребят часто организуем «Веселые старты», в которой папы участвуют в эстафетах Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, гордости за свою семью, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.
Занятия по изучению государственной символики
Патриотическое воспитание по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения в садике проводятся соответствующие занятия и беседы, например: «Люби свою Родину», «Символика России», а в школе «Разговоры о важном».
Цель таких занятий: привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать первые географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Раскрытие темы малой родины
С младенчества ребёнок слышит родную речь, ему читают народные сказки, которые от поколения к поколению передают основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Благодаря произведениям устного народного творчества развивается патриотизм, возникает любовь к своему народу, его традициям.
Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту, родному языку. Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей. Также проводятся познавательные уроки. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор, родной язык, памятники истории и культуры.
При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на наших лугах, какие животные обитают в наших лесах…)
Систематическая работа позволяет привить воспитанникам и школьникам первичные знания истории, природы родного края, его особенностей развития и становления, что способствует формированию внимания, интереса и уважения к истории и культуре других народов.
Заключение
Таким образом, воспитание чувства патриотизма, любви к Родине с дошкольного периода имеет важное значение, так как именно в этом возрасте начинают закладываться нравственные качества детей. О. Жавинина отмечает, что «уже в возрасте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения; он способен к сопереживанию, сочувствию, толерантности, проявлению нравственно-патриотических чувств» [5, с. 49].
Патриотическое воспитание молодого поколения является одной из самых актуальных задач современности, так обеспечивается социальная стабильность и прогрессивное развитие России в дальнейшем. Новые подходы к воспитанию и обучению детей, а также к организации всего образовательного процесса позволяют реализовать программы по патриотическому воспитанию. Однако в такой работе важна преемственность ДОУ и школы, тесное сотрудничество воспитателей и учителей по подготовке мероприятий патриотической направленности. Только благодаря системной целенаправленной работе возможно формирование правильного гражданского отношения к своей Родине, к своему народу. Патриотическое воспитание – ответственная задача, решение которой следует начинать с дошкольного возраста. Систематическая работа, сотрудничество семьи и ДОУ, а затем и школы, применение разнообразных средств воспитания обеспечивает большие возможности для развития и формирования патриотического сознания.
Сейчас в многодетных семьях часто случается, что старшие дети учатся в школе, а младшие в садике, поэтому получается дети и родители принимают участие в мероприятиях всей семьей.
Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции.
Таким образом, проблема преемственности успешно решается при тесном взаимодействии детского сада, семьи и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
1. Грибушенкова Л.Н. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду и в семье: методическое пособие / Грибушенкова Л.Н. – МБДОУ №19, Армавир, 2019 г.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Ольшанская М.Н. Преемственность в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников и школьников начального звена в современном мире // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 80-87.