Презентация мастер-класса на тему «Продуктивное чтение. Функциональная грамотность»

Пояснительная записка к презентации
- Как вы думаете, что такое продуктивное чтение?
- Что может быть продуктом чтения?
Главный продукт моей деятельности – полноценное восприятие и понимание текста детьми.
Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем – и представляем картины. Читаем – участвуем в действии, ставим себя на место героя, смеемся или грустим.
Для решения этих задач целесообразно применять в своей работе такие технологии и приемы работы на уроке, чтобы урок прошел именно продуктивно.
В своей работе я использую следующие приемы.
1 этап урока - работа с текстом до чтения ,
1 СЛАЙД
Прогнозирование-
- По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста
- Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения
- Прогнозирование по начальным фразам абзацев позволяет определять характер заключённой в них информации, в определённой степени восстановить текст, из которого они взяты.
- Прогнозирование по иллюстрации.
- Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
- Прогнозирование по ключевым словам.
- Прогнозирование по выборочному чтению.
- Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
- Прогнозирование по первым строчкам абзацев.
- По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста
До чтения текста:
- – просмотровое чтение
Результат:
- предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
4 СЛАЙД
-Облако слов( в интернете есть специальнаяонлайн- программа https://wordscloud.pythonanywhere.com )
-Игра » Перевёртыши».
- Сегодня мы прочитаем сказку, название которой хорошо вам известно. Скажите наоборот:
пёс босиком- «Кот в сапогах»,«Железный замочек» -«Золотой ключик», «Быль о железной курочке» -«Сказка о золотом петушке» и др.
Для создания интригующей ситуации можно использовать игру «Да-нет».
Данный вид полезно применять на этапе постановки проблемного вопроса. Например, учитель предлагает с помощью игры «Да - нет» отгадать знакомого школьникам автора, произведение которого они будут изучать на уроке. Учащиеся задают примерные вопросы:
–Русский писатель?
–Да.
–Жил в прошлом веке?
–Нет.
–Жил в XIX веке?
–Да.
–Писал рассказы?
–Нет.
–Стихи?
–Да и т.д.
-Фантастика - предположить,(здесь работает безграничная фантазия детей),а потом сравнить с прочитанным. Правы мы были или нет?
5 СЛАЙД
II этап. Работа с текстом во время чтения - изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
- Ищем скрытые вопросы
- Задаём их автору
- Сами прогнозируем ответы
- Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
- Включать воображение
6 СЛАЙД
Чтение с остановкой.
Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно разбить текст на 2-4 смысловые части. - Предположите, ребята, что может быть дальше? Как могут развиваться события? Как может закончиться рассказ? Предположите, что же произошло дальше? Прочитаем и проверим.
Уч-ся самостоятельно могут задавать вопросы автору.
Вопросы- Тонкие,(на слайде) толстые(смысловые) и
портальные, которые выходят за рамки текста, жизненные. Например, после прочтения сказки «Сивка бурка» можно задать вопрос : "Какие породы лошадей вы знаете? или «Как происходит смена дня и ночи?» и др.Ребята с большим интересом работают с таким заданием.
7 СЛАЙД
3 этап
Например, Иван-царевич и серый волк.
-Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам?
-Можно на иллюстрации найти главного героя сказки?
-Что еще видите на иллюстрации?
- Кого изобразил художник? (умение находить ответы на вопросы по иллюстрации). Попробуйте найти несоответствия.
-Верите ли вы, что это могло произойти на самом деле?
-А вам приходилось совершать подобные поступки?
8 СЛАЙД. Ментальные карты и кластеры- выделение основных элементов и обозначение их в виде схемы.
- Как вы думаете, что такое продуктивное чтение?
- Что может быть продуктом чтения?
Главный продукт моей деятельности – полноценное восприятие и понимание текста детьми.
Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем – и представляем картины. Читаем – участвуем в действии, ставим себя на место героя, смеемся или грустим.
Для решения этих задач целесообразно применять в своей работе такие технологии и приемы работы на уроке, чтобы урок прошел именно продуктивно.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Калягина Ирина Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна