12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Миронова Марина Александровна104
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Презентация мастер-класса на тему"Продуктивное чтение."Функциональная грамотность.



- Как вы думаете, что такое продуктивное чтение?

- Что может быть продуктом чтения?

Главный продукт моей деятельности – полноценное восприятие и понимание текста детьми.

Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем – и представляем картины. Читаем – участвуем в действии, ставим себя на место героя, смеемся или грустим.

Для решения этих задач целесообразно применять в своей работе такие технологии и приемы работы на уроке, чтобы урок прошел именно продуктивно.

В своей работе я использую следующие приемы.

 1 этап урока - работа с текстом до чтения ,

1 СЛАЙД

Прогнозирование-

  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста
  • Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения
  • Прогнозирование по начальным фразам абзацев позволяет определять характер заключённой в них информации, в определённой степени восстановить текст, из которого они взяты.
  • Прогнозирование по иллюстрации.
  • Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
  • Прогнозирование по ключевым словам.
  • Прогнозирование по выборочному чтению.
  • Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
  • Прогнозирование по первым строчкам абзацев.
  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста

До чтения текста:

  • просмотровое чтение

Результат:

  • предвосхищение чтения, создание мотива для чтения

4 СЛАЙД

-Облако слов( в интернете есть специальнаяонлайн- программа  https://wordscloud.pythonanywhere.com  )

-Игра » Перевёртыши».

- Сегодня мы прочитаем сказку, название которой хорошо вам известно. Скажите наоборот:    

пёс босиком-  «Кот в сапогах»,«Железный замочек» -«Золотой ключик», «Быль о железной курочке» -«Сказка о золотом петушке» и др.

   Для создания интригующей ситуации можно использовать игру «Да-нет».

Данный вид  полезно применять на этапе постановки проблемного вопроса. Например, учитель предлагает с помощью игры «Да - нет» отгадать знакомого школьникам автора, произведение которого они будут изучать на уроке. Учащиеся задают примерные вопросы:

–Русский писатель?

–Да.

–Жил в прошлом веке?

–Нет.

–Жил в XIX веке?

–Да.

–Писал рассказы?

–Нет.

–Стихи?

–Да и т.д.

-Фантастика - предположить,(здесь работает безграничная фантазия детей),а потом сравнить с прочитанным. Правы мы были или нет?

5 СЛАЙД

II этап. Работа с текстом во время чтения  - изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

  • Ищем скрытые вопросы
  • Задаём их автору
  • Сами прогнозируем ответы
  • Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
  • Включать воображение

6 СЛАЙД

  Чтение с остановкой.

Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно разбить текст на 2-4 смысловые части. - Предположите, ребята, что может быть дальше? Как могут развиваться события? Как может закончиться рассказ? Предположитечто же произошло дальше? Прочитаем и проверим.

Уч-ся самостоятельно могут задавать вопросы автору.

 Вопросы- Тонкие,(на слайде) толстые(смысловые) и

портальные, которые выходят за рамки текста, жизненные. Например, после прочтения сказки «Сивка бурка»  можно задать вопрос : "Какие породы лошадей вы знаете? или «Как происходит смена дня и ночи?» и др.Ребята с большим интересом работают с таким заданием.

7 СЛАЙД

3 этап

Например, Иван-царевич и серый волк.

-Прочитайте заглавие! Понятно ли оно вам?

 -Можно на иллюстрации  найти главного героя сказки?

 -Что еще видите на иллюстрации?

- Кого изобразил художник? (умение находить ответы на вопросы по иллюстрации). Попробуйте найти несоответствия.

-Верите ли вы, что это могло произойти на самом деле?

-А вам приходилось совершать подобные поступки?

8 СЛАЙД. Ментальные карты и кластеры- выделение основных элементов и обозначение их в виде схемы.

- Как вы думаете, что такое продуктивное чтение?

- Что может быть продуктом чтения?

Главный продукт моей деятельности – полноценное восприятие и понимание текста детьми.

Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем – и представляем картины. Читаем – участвуем в действии, ставим себя на место героя, смеемся или грустим.

Для решения этих задач целесообразно применять в своей работе такие технологии и приемы работы на уроке, чтобы урок прошел именно продуктивно.​​​​​​​

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 20.01.22 в 11:34 1Ответить Пожаловаться
Что с оформлением публикации?
Калягина Ирина Владимировна, 20.01.22 в 13:13 0Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, Вы имеете в виду шрифт?
Потамошнева Наталья Алексеевна, 20.01.22 в 18:05 0Ответить Пожаловаться
Его самый,,, да и повторы есть
Потамошнева Наталья Алексеевна, 20.01.22 в 18:07 0Ответить Пожаловаться
В ответ Потамошнева Наталья Алексеевна
Но в данный момент повторов нет, да и шрифт читаемый, единый, только выделения на жирный и обычный
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.