Мастер-класс на тему: «Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»
Мастер-класс на тему: «Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»
Цель и задачи познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками; раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий. познакомить с опытом работы по развитию естественнонаучной функциональной грамотности школьников на уроках химии. показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе. 04 Задачи
Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята: Недостаточно владеют смысловым чтением Недостаточно сформировано умение работать с моделями Не умеют высказывать предположения, строить доказательства Не справляются с задачами на интерпретацию информации Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. А функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)
Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его: Добывать информацию Применять её в жизни Оценивать себя
Давайте вместе с вами пройдем все эти этапы.
Так при изучении темы: «Сера и ее соединения» в 9 классе обучающимся предлагается выполнить следующее задание, я использую прием «Проблемная ситуация» Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Это задание я даю на начальном этапе урока
Задание 1. Изучить рисунок и ответить на следующие вопросы: -перечислите основные источники оксида серы (IV)
Задание 2 Вы директор предприятия. Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим предприятием. Что вы предпримете? А) закроете предприятие; (не реально, этого никто не сделает ) Б)совершенствуете очистные сооружения; В) займетесь очисткой воды в озере. (газ продолжит выделяться и будет тоже самое)
Функциональная грамотность не обошла стороной ВПР и ГИА. При подготовке учащихся к ГИА на уроке закрепления знаний, ребятам, которые собираются сдавать экзамен по химии (в основном это 9 и 11 классы). Я использую индивидуальный или групповой прием. Дети получают карточки с заданиями из КИМ ОГЭ или ЕГЭ по химии, где встречаются вопросы по функциональной грамотности.
Пример 1. Задание ОГЭ Ребятам предлагается выбрать нужное суждение о правилах обращения с веществами, которые встречаются в быту. В каждой семье наверняка был такой случай, что разбился градусник, что сделать в этом случае ребята должны знать/вспомнить о физических и химических свойствах ртути. А какие действия предпримете вы?
Пример 2. Задание ЕГЭ Ребятам предлагается сопоставить вещество и область его применения. Это задание охватывает как органическую, так и неорганическую химию. Здесь понадобиться знания, как из личного опыта, так и знания физических свойств веществ и способах их применения. А как ответите вы?
Пример 3. ВПР. 8 класс. При подготовки к ВПР учащихся 8- 11 классов. На уроке закрепления знаний, Я выборочно или если позволяет время, всему классу раздаю задания из ВПР прошлых лет или беру на различных сайтах. При выполнении этого задания ребятам без математике никуда! Вот вам метапредметные связи.
Задания на формирование функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике и РЭШ