Прежде чем закурить - подумай
УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ СПЕКТАКЛЯ
5-7 классы
Тема «Прежде чем закурить – подумай»
Цель: Создание условий для ознакомления обучающихся с понятием процента, способов записи в процентах десятичных дробей и процентов в виде десятичных дробей, способов действия при нахождении процента от числа
воспитательные: (формирование личностных УУД) умение выступать и защищать свою точку зрения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях при работе в группах, формирование у детей негативного отношения к курению путем разъяснения вреда, наносимого здоровью веществами, содержащимися в табачном дыме. Формирование у обучающихся сознательного негативного отношения к курению и понимания необходимости вести здоровый образ жизни
- развивающие: (формирование регулятивных УУД) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; развитие внимания; зрительной памяти; поддержка любознательности и инициативы; развитие устойчивого интереса к математике; применение имеющихся знаний на практике
- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выработка умений и навыков решения текстовых задач по теме «Нахождение дроби от числа», «Проценты», повторить и закрепить умения решать задачи на проценты.
Ход урока:
В начале и конце урока проводится психологическая разминка. Её цель - определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика табличка с тремя лицами - шкала для определения эмоционального состояния.
Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чьё выражение отражает его настроение. Учитель: Было бы замечательно, если бы к концу нашего урока у каждого из вас оно улучшилось.
Учитель. Сегодня, ребята, мы проведем с вами необычный урок. У нашего урока две темы: «Решение задач на проценты» и «Прежде чем закурить – подумай».
- Первое наше задание на внимание. Посмотрите внимательно на рисунок.
На рисунке изображены: в синем треугольнике мяч, в красном пятиугольнике сигарета и в зеленом прямоугольнике – две кисточки с красками.
Рисунок учителя закрывает.
- Теперь ответь на следующие вопросы.
1. Какой предмет находится в синем треугольнике?
2. Сколько кисточек рядом с красками?
3. Какого цвета пятиугольник?
4. Какого цвета прямоугольник?
5. Какой предмет лишний на рисунке?
Выходит Сигарета.
Сигарета. Почему это я лишняя? А вы знаете, что мои ближайшие родственники: картофель, томат, баклажан? В Европе табак используют в качестве лечебного средства. В вышедшем в 1625 году в Базеле учебнике медицины о табаке говорили следующее: «Это зелье очищает небо и голову, рассеивает боль и усталость, оберегает людей от чумы, прогоняет вшей».
Выходит врач Пилюлькин
Пилюлькин. Но вы забыли сказать, что родственниками табака ( и это, пожалуй, справедливее) являются белладонна, белена и дурман. В 1608 году король Людвиг XII запретил свободную продажу табака. В 1649 году в знаменитом «Уложении» царя Алексея Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом, пока не признается, откуда табак достал. Если торговец табаком – пороть, ноздри рвать и ссылать в дальние города.
Сигарета. Раз так, то уйдешь со мной и ты! И никто не сможет рассказать ребятам о вреде курения. «Ох, и дыма я сейчас напущу»
Сигарета, схватив доктора Пилюлькина, уходит.
- Развеять дым мы сможем, выполнив устно задание из таблицы. А в это время некоторые ученики, выполняя отдельное задание, будут искать нам помощников.
Таблица
А Вычислите | В Упростите | С Выразите десятичной дробью | Д Выразите в процентах | Е Найдите |
0,7 + 3,9 | 5x +1,3x | 14% | 0,33 | 5% от 200 |
0,24 : 0,8 | 7y – 1,2y | 36% | 0,4 | 9% от 300 |
11,4 – 0,9 | 3,2 – x | 25% | 0,05 | 10% от 200 |
0,3 + 0,17 | 4,6p – 3,1p + 4 | 55% | 0,17 | 7% от 400 |
3,5 * 0,2 | 3,5y -2y + 5 + 3y | 21% | 0,67 | 12% от 500 |
0,24 * 10 | 0,8p + 4,1 + p | 134% | 1,24 | 40% от 300 |
1,8 : 0,09 | 13x – 3,1x +1 | 89% | 0,002 | 25% от 200 |
4,5 : 0,3 | y + 3y – 5 + 4,1y | 0,6% | 0,005 | 50% от 620 |
1,7 * 30 | 4c + 6 +6c –c | 0,9% | 1,36 | 25% от 800 |
15 – 8,7 | 6,4x + 2,6x + 3x | 123% | 0,02 | 11% от 900 |
24,4 – 3,8 | 0,9c + 0,7c + 2,3 | 0,4% | 0,98 | 27% от 200 |
4 – 2,34 | 6,8x – 3,7x | 4% | 1,45 | 13% от 400 |
76,4 * 0,01 | 6,1x – x + 5x | 150% | 0,009 | 20% от 150 |
Физкультминутка:
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели - вновь за дело.
Задание для поиска помощников.
Вычисли и узнай слово:
1) 2,5 + 1,3; 5) 7,5 : 3;
2) 1,4 – 0,7; 6) 1 – 0,3;
3) 0,3 * 6; 7) 0,4 + 2,6;
4) 3,5 * 2; 8) 4,2 : 0,7.
6 | 0,7 | 7 | 25 | 0,3 | 38 | 1,8 | 3,8 | 2,5 | 3 | 18 |
ы | и | а | е | у | к | т | в | м | н | д |
- Наконец – то мы проветрили помещение. Ведь при курении в воздухе поступает 50% ядовитых веществ. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят».
Кто же будет нам помогать? Нашими помощниками сегодня будут витамины.
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Первым к нам пришел витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Задача от витамина А (устно)
№ 1. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких, Найдите количество больных, если курят 500 человек. (400)
- К нам прибыл витамин В. Он отвечает за работу мозга, нервную систему, способствует росту, улучшает зрение.
Задача от витамина В (самостоятельно).
№ 2. После курения происходит уменьшение диаметра мельчайшей артерии на 30%. На сколько микрон уменьшился артерии, если он был равен 20 микронам? Чему он стал равен? ( 6 км; 14 мк )
Как это отражается на организме человека? (Уменьшается скорость кровотока, тканям не хватает питания, с большей нагрузкой работает сердце.)
- К нам пришел на помощь витамин С. Он предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, предупреждает цингу, ускоряет заживление ран.
Задача от витамина С.
№ 3 (самостоятельно). Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витаминовС у него остается?
№ 4 (устно). Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1 ч, то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько человек потерял витамина С, если он пробыл в накуренном помещении 2 ч? (200мг.)
- А ведь многие витамины могут действовать только в комплексе с другими.
Теперь витамины приглашают нас в больницу, но доктор Пилюлькин закрыл вход на замок от Сигареты. Чтобы его открыть, надо выполнить некоторые движения.
Встали, показали с помощью рук: прямой угол, острый угол, развернутый угол, острый угол, прямой угол.
Молодцы! Замок мы открыли. А теперь берем невидимые белые халаты (они лежат у нас на партах) и одеваем их. Поправили воротнички, проверили, все ли пуговицы застегнуты. Очень тихо чтобы не разбудить больных, сели на свои места. Проверили, чтобы туловище и ноги образовали примой угол.
Мы в онкологическом отделении.
№ 5 (самостоятельно) В отделении 20 человек с диагнозом рак легких. 90% всех больных – курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания? (18)
- пройдемте в отделение сердечно – сосудистых заболеваний.
№ 6 (устно) 30 больных перенесли инфаркт (нарушение питания участка сердечной мышцы и его омертвление). Известно, что среди них 80% курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми? (24).
- Теперь нас просят пройти в отделение терапии.
В заключительной части нашего урока самостоятельная работа, которая выполняется письменно и сдаётся на поверку. Лишь тот доберётся до вершины знаний, кто сумеет быстро и правильно решить свои задания.
Самостоятельно по вариантам.
I вариант. Длительно и много курящие заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. Некурящих в отделении 33 человека.
Сколько человек могли бы не заболеть? (30)
II вариант. В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми?
- Мы прощаемся с витаминами и возвращаемся в класс.
Тут вбегает подросток и радостно, возбужденно читает стихотворение В. Маяковского.
Граждане, у меня огромная радость.
Разбудите сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
Стихами хотя бы поделиться.
Я сегодня дышу, как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.
Я порозовел и пополнел в лице.
Забыл и гриппы, и кровать.
Граждане, Вас интересует рецепт?
Открыть? Или не открывать?
Граждане, Вы утомились от ожидания,
Готовы корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю: граждане –
Я сегодня – бросил курить!
Подросток убегает.
- Видите, какую радость испытывает человек, если ему удается бросить курить. - Как вы думаете, почему же зная о вреде курения, люди продолжают курить, а кто – то в первый раз закуривает? Мы же не будем пить воду, если она отравлена ядом?
- Стоит ли начинать курить?
От доктора Пилюлькина нам доставили конверт, а в нем задачи на дом. Он просит их решить, - тогда Сигарета опустит его в больницу.
Задача на дом:
№ 1. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (Смертельная доза 50 – 100).
№ 2. Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем не курящим. Заработная плата – 340$ .
На сколько меньше получит курящий?
№ 3. До 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?
А теперь, ребята оцените свою работу на уроке: удалось ли нам выполнить все поставленные задачи?
-Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
-А теперь назовём тех, кто работал на уроке очень активно и заслужил отметку «5», кто допустил незначительные ошибки и заслужил отметку «4»,кто заработал «3» (ребята называют, учитель высказывает своё мнение), высказывается пожелание тем, кто был пассивен на уроке.
Работа учащихся со шкалой настроения.
Учитель математики и информатики и ИКТ
МБОУ СОШ с.Лесогорское
Кузнецова А.В.