Материал к уроку русского языка в 7 классе «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»

2
0
Материал опубликован 30 November 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми



Учитель – Хадарцева Светлана Георгиевна; МКОУ СОШ №3 г. Беслана, Республики Северная Осетия-Алания

Предмет – Русский язык

Целевая аудитория – 7 класс

Дата проведения: 3 октября 2019 г.

Тема урока: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»

Тип урока: изучение нового материала.

Учебное пособие: «Русский язык» 7 кл., авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- М. «Просвещение» 2016 г.


 

Цели деятельности педагога

Дать учащимся понятие о причастном обороте, определяемом слове и подвижности причастного оборота по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота и определяемого слова; мотивировать учащихся к активной познавательной деятельности

Тип урока

Урок получения новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать определение причастного оборота, уметь определять границы и синтаксическую роль причастного оборота , его место по отношению к определяемому слову, знать условия обособления причастного оборота на письме; уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Метапредметные: умение учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, умение работать как индивидуально, так и в группе;

уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей.

Личностные: формирование чувства коллективного и личного ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию.

методы
обучения

проблемный метод; игровой,

Формы
обучения

Индивидуальная, фронтальная, в парах

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки

Наглядно-демонстрационный материал

презентация «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми» /Автор – Хадарцева Светлана Георгиевна/

карточки-задания с различным уровнем сложности

Основные понятия

Причастный оборот, определяемое слово, обособление причастного оборота



Ход урока:

Этап

Цели этапа

Деятельность учителя

Формы

организации

работы

Методы обучения

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент


Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие уч-ся, проверка подготовленности к уроку, организация внимания

Запись даты, сочетания «Классная работа»

Для темы урока

оставляется пустая строка

фронтальная

словесный

Ответное приветствие учителя, проверка своей готовности к началу урока.

Записывают в тетрадях число, классная работа, оставляют пустую строку для темы урока.

Концентрация внимания, уважение к окружающим (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками (К) Саморегуляция (Р)

2. Актуализация знаний.


Повторение материала, изученного на предыдущих уроках и необходимого для восприятия новой темы.







Выявление затруднений в деятельности каждого учащегося

Вызов к доске двух учащихся с индивидуальными карточками











Учитель проводит словарно-орфографическую работу.

С классом проводит словарный диктант:

Трепещет над озером, лёгкое касание, сделали скворечники, раздаётся в тишине, услышишь в тишине, горит вдали, заря запылала, исчезающие тени, тростниковы заросли.

Слайды 3,4

Зеленый, пробившийся

интересный

зеленеющий

опасным пламенный

пламенеющий

накрапывающий

ласковый

обласканный

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Прилагательные и причастия рассыпались и перемешались. Давайте вместе попробуем их собрать.

- Скажите, как вы узнали причастия? Признаки каких частей речи имеет причастие?



все признаки выписываются учителем на доску

род

число

падеж

время

вид

возвратность

Как вы думаете, какие признаки у причастия от глагола, а какие от прилагательного?

Попробуем составить кластер.

-Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Индивидуальная















Фронтальная

парная

словесный, наглядно-иллюстративный


 

Работа у доски двух уч-ся с индивидуальными заданиями, объяснение ими при записи словосочетаний правописания окончаний причастий и способы проверки данной орфограммы. Взаимопроверка.

Остальные учащиеся записывают словосочетания под диктовку.

Взаимопроверка (работа в парах)

Сверка с записью на экране; обозначение зеленым цветом допущенных ошибок Слайд 2























Слайды 3,4

Дети распределяют слова в 2 колонки по морфологическим признакам.

Называют грамматические и морфологические признаки причастия, отмечая, что причастия имеют признаки прилагательного и глагола.



Признаки гл.

вид

время возвратность

Призн. прил.

падеж

число

род



Составляют кластер, записывают на доске (2 ученика)


Использование знаково-символических средств для решения задания (П).

Умение приходить к общему решению в процессе совместной деятельности (К).

Учет правила в планировании и контроле способа решения (Р).

3.

Изучение нового материала

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

(Слайд 5)

Ученикам предлагаются для сравнения записи из 2-х столбиков:

1 ст.

читающий ученик; написанное сочинение;

падающие листья

2 ст.

читающий книгу

написанное мною

падающие плавно

- Сравните записи. Что в них общего? А в чем различие?

- В каких словосочетаниях причастие является главным словом, а в каких – зависимым?

- Изобразите графически связь между словами.

Сделайте вывод. Какова роль причастия в словосочетании?

- Ребята, мы вплотную подошли к теме нашего урока. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Давайте вместе запишем эту формулу в тетрадях и запомним её. Она не раз нам пригодится.


 

Учитель предлагает прочитать теоретический материал учебника (§14)

Фронтальный опрос: (Слайд 7-9)

- Что такое причастный оборот?

- Каким членом предложения является?

- Когда обособляется?



- Какова же цель нашего урока?

- Как бы вы сформулировали тему занятия? Запишите ее. (Слайд 10)


фронтальная

словесный, наглядно-иллюстративный


 

Ученики сравнивают предложенные словосочетания и отвечают на вопросы учителя.


 


 


 


 


 

Делают вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания.


 


 


 


 


 


 Записывают в тетради формулу причастного оборота /Слайд 6/


 


 

Читают §14 (с. 37 – 38)
 


 

Отвечают на вопросы учителя.
 











Ученики формулируют тему и записывают в тетрадь.


 


 


Поиск и выделение информации; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи


Закрепить полученные знания о

причастном обороте.

Формировать умение видеть пунктограмму в тексте;

видеть наличие или отсутствие зависимых слов.

Уметь графически объяснять написание.

Учитель даёт задания:

(Слайд 11)

1)Распределить данные словосочетания в две группы: «прич. + сущ.», «прич.+сущ.» (устно)

Вспаханное поле, вспаханное трактором, увлеченный читатель, увлеченный чтением, проложенный мост, проложенный над рекой

(Слайд 12)

2)Подобрать к причастным оборотам определяемые слова: слегка накрапывающий, выполненное учеником, усыпанное цветами.

(Слайд 13)

3)Найти в предложении причастный оборот, обозначить его границы, подчеркнуть как определение:

Репа, выросшая в огороде деда Игната, многих удивляла своими размерами. Дувший с моря ветер лениво теребил паруса корабля.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (слайд 15).

Задаёт вопрос:

- Почему в первом предложении причастный оборот выделяется запятыми, а во втором нет?


 





Выполнение упр. 85 (1 и 2 предложения выполняются у доски и комментируются. 3 и 4 предложения выполняются самостоятельно











Физминутка

(проводится под музыку)


фронтальная

индивидуальная


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

словесный,наглядно-иллюстративный


 


 

Обучающиеся выполняют задание устно, распределяя словосочетания в 2 группы.


 


 


 


 

Выполняют задание в тетрадях, комментируя письмо


 


 


 

Записывают предложения в тетрадь, находят причастный оборот, подчёркивают как определения


 


 


 


 

Самопроверка.


 


 Отвечают:

- Причастный оборот в первом предложении стоит после определяемого существительного, выделяется голосом и запятыми.



У доски работают 2 ученика. Записывают предложения, вставляя пропущенные орфограммы и запятые. Объясняют их написание. Находят в тексте причастные обороты, отмечают определяемое слово, подчёркивают.



Дети выполняют условия физминутки

Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка, самооценка (Р)

5.Проверочная работа с самопроверкой по эталону


Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия

1.Учитель предлагает выполнить компьютерне тнстирование.

Найти словосочетания «прич. + сущ.», где главное слово причастие.

1.а) плывущие по небу;

б) растаявший снег

в) рассказанное учеником;

г) разведанная геологом.

2.а) Скошенный косой;

б) исследованная местность;

в) светящиеся окна;

г) освещённая луной.

3.а) О написанных словах;

б) расчищенная школьниками;

в) освещаемый зал;

г) бегущий мальчик.

4.а) дремлющего океана;

б) пенящиеся струи;

в) замешанные в преступлении;

г) напуганные стуком.

5.а) освещавшая комнату;

б) привезённый из города;

в) напуганная девочка;

г) светящаяся лампа.

2. Использует ИКТ для самопроверки. (Слайд 15)

На слайде правильные ответы:

1-а, в,г; 2 – а, г; 3 – б; 4 – в, г; 5 – а, б.

индивидуальная

наглядно-иллюстративный

с использованием ИКТ

1)Работают самостоятельно, выполняя задание теста.

2) Проверяют себя (сверяют свой результат с заданным эталоном).

Действие по аналогии (П).

Оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в действие после его завершения (Р).

Формирование адекватной самооценки (Л).

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке


 

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности, своей и всего класса.

- Какую тему исследовали на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

(Критерии оценки.)

(Слайд 16)

«А» – Задания были мне понятны, я легко справился.

«Б» – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

«В» – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.) Кто написал букву «А», поднимите руку.

фронтальная

индивидуальная


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

словесный,наглядно-иллюстративный

Дают ответы на вопросы.


 


 


 


 


 

Анализируют работу на уроке через самооценку по критериям.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

7.Домашнее задание


Акцентирование внимания учащихся на данной теме.

(Слайд 17)

– «А»: п. 14. из художественного текста выписать 8 предложений с причастными оборотами;

- «Б»: п. 14, упр. 86.

–  «В»: п. 14, упр. 88



Выставление оценок.

фронтальная

индивидуальная


 


 


 


 


 


 


 

словесный,наглядно-иллюстративный


 

Записывают домашнее задание.

Личностное самоопределение





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации