Материал к уроку русского языка в 7 классе «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Учитель – Хадарцева Светлана Георгиевна; МКОУ СОШ №3 г. Беслана, Республики Северная Осетия-Алания
Предмет – Русский язык
Целевая аудитория – 7 класс
Дата проведения: 3 октября 2019 г.
Тема урока: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»
Тип урока: изучение нового материала.
Учебное пособие: «Русский язык» 7 кл., авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- М. «Просвещение» 2016 г.
Цели деятельности педагога | Дать учащимся понятие о причастном обороте, определяемом слове и подвижности причастного оборота по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота и определяемого слова; мотивировать учащихся к активной познавательной деятельности |
Тип урока | Урок получения новых знаний |
Планируемые | Предметные: знать определение причастного оборота, уметь определять границы и синтаксическую роль причастного оборота , его место по отношению к определяемому слову, знать условия обособления причастного оборота на письме; уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Метапредметные: умение учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, умение работать как индивидуально, так и в группе; уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей. Личностные: формирование чувства коллективного и личного ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию. |
методы | проблемный метод; игровой, |
Формы | Индивидуальная, фронтальная, в парах |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки |
Наглядно-демонстрационный материал | презентация «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми» /Автор – Хадарцева Светлана Георгиевна/ карточки-задания с различным уровнем сложности |
Основные понятия | Причастный оборот, определяемое слово, обособление причастного оборота |
Ход урока:
Этап | Цели этапа | Деятельность учителя | Формы организации работы | Методы обучения | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Приветствие уч-ся, проверка подготовленности к уроку, организация внимания Запись даты, сочетания «Классная работа» Для темы урока оставляется пустая строка | фронтальная | словесный | Ответное приветствие учителя, проверка своей готовности к началу урока. Записывают в тетрадях число, классная работа, оставляют пустую строку для темы урока. | Концентрация внимания, уважение к окружающим (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками (К) Саморегуляция (Р) |
2. Актуализация знаний. | Повторение материала, изученного на предыдущих уроках и необходимого для восприятия новой темы. Выявление затруднений в деятельности каждого учащегося | Вызов к доске двух учащихся с индивидуальными карточками Учитель проводит словарно-орфографическую работу. С классом проводит словарный диктант: Трепещет над озером, лёгкое касание, сделали скворечники, раздаётся в тишине, услышишь в тишине, горит вдали, заря запылала, исчезающие тени, тростниковы заросли. Слайды 3,4 Зеленый, пробившийся интересный зеленеющий опасным пламенный пламенеющий накрапывающий ласковый обласканный - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Прилагательные и причастия рассыпались и перемешались. Давайте вместе попробуем их собрать. - Скажите, как вы узнали причастия? Признаки каких частей речи имеет причастие? все признаки выписываются учителем на доску род число падеж время вид возвратность Как вы думаете, какие признаки у причастия от глагола, а какие от прилагательного? Попробуем составить кластер. -Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. | Индивидуальная Фронтальная парная | словесный, наглядно-иллюстративный
| Работа у доски двух уч-ся с индивидуальными заданиями, объяснение ими при записи словосочетаний правописания окончаний причастий и способы проверки данной орфограммы. Взаимопроверка. Остальные учащиеся записывают словосочетания под диктовку. Взаимопроверка (работа в парах) Сверка с записью на экране; обозначение зеленым цветом допущенных ошибок Слайд 2 Слайды 3,4 Дети распределяют слова в 2 колонки по морфологическим признакам. Называют грамматические и морфологические признаки причастия, отмечая, что причастия имеют признаки прилагательного и глагола. Признаки гл. вид время возвратность Призн. прил. падеж число род Составляют кластер, записывают на доске (2 ученика) | Использование знаково-символических средств для решения задания (П). Умение приходить к общему решению в процессе совместной деятельности (К). Учет правила в планировании и контроле способа решения (Р). |
3. Изучение нового материала | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | (Слайд 5) Ученикам предлагаются для сравнения записи из 2-х столбиков: 1 ст. читающий ученик; написанное сочинение; падающие листья 2 ст. читающий книгу написанное мною падающие плавно - Сравните записи. Что в них общего? А в чем различие? - В каких словосочетаниях причастие является главным словом, а в каких – зависимым? - Изобразите графически связь между словами. Сделайте вывод. Какова роль причастия в словосочетании? - Ребята, мы вплотную подошли к теме нашего урока. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Давайте вместе запишем эту формулу в тетрадях и запомним её. Она не раз нам пригодится. Учитель предлагает прочитать теоретический материал учебника (§14) Фронтальный опрос: (Слайд 7-9) - Что такое причастный оборот? - Каким членом предложения является? - Когда обособляется? - Какова же цель нашего урока? - Как бы вы сформулировали тему занятия? Запишите ее. (Слайд 10) | фронтальная | словесный, наглядно-иллюстративный
| Ученики сравнивают предложенные словосочетания и отвечают на вопросы учителя. Делают вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания. Читают §14 (с. 37 – 38) Отвечают на вопросы учителя. Ученики формулируют тему и записывают в тетрадь. | Поиск и выделение информации; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Закрепить полученные знания о причастном обороте. Формировать умение видеть пунктограмму в тексте; видеть наличие или отсутствие зависимых слов. Уметь графически объяснять написание. | Учитель даёт задания: (Слайд 11) 1)Распределить данные словосочетания в две группы: «прич. + сущ.», «прич.+сущ.» (устно) Вспаханное поле, вспаханное трактором, увлеченный читатель, увлеченный чтением, проложенный мост, проложенный над рекой (Слайд 12) 2)Подобрать к причастным оборотам определяемые слова: слегка накрапывающий, выполненное учеником, усыпанное цветами. (Слайд 13) 3)Найти в предложении причастный оборот, обозначить его границы, подчеркнуть как определение: Репа, выросшая в огороде деда Игната, многих удивляла своими размерами. Дувший с моря ветер лениво теребил паруса корабля. - Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (слайд 15). Задаёт вопрос: - Почему в первом предложении причастный оборот выделяется запятыми, а во втором нет? Выполнение упр. 85 (1 и 2 предложения выполняются у доски и комментируются. 3 и 4 предложения выполняются самостоятельно Физминутка (проводится под музыку) | фронтальная индивидуальная
| словесный,наглядно-иллюстративный | Обучающиеся выполняют задание устно, распределяя словосочетания в 2 группы. Выполняют задание в тетрадях, комментируя письмо Записывают предложения в тетрадь, находят причастный оборот, подчёркивают как определения Самопроверка. - Причастный оборот в первом предложении стоит после определяемого существительного, выделяется голосом и запятыми. У доски работают 2 ученика. Записывают предложения, вставляя пропущенные орфограммы и запятые. Объясняют их написание. Находят в тексте причастные обороты, отмечают определяемое слово, подчёркивают. Дети выполняют условия физминутки | Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка, самооценка (Р) |
5.Проверочная работа с самопроверкой по эталону | Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия | 1.Учитель предлагает выполнить компьютерне тнстирование. Найти словосочетания «прич. + сущ.», где главное слово причастие. 1.а) плывущие по небу; б) растаявший снег в) рассказанное учеником; г) разведанная геологом. 2.а) Скошенный косой; б) исследованная местность; в) светящиеся окна; г) освещённая луной. 3.а) О написанных словах; б) расчищенная школьниками; в) освещаемый зал; г) бегущий мальчик. 4.а) дремлющего океана; б) пенящиеся струи; в) замешанные в преступлении; г) напуганные стуком. 5.а) освещавшая комнату; б) привезённый из города; в) напуганная девочка; г) светящаяся лампа. 2. Использует ИКТ для самопроверки. (Слайд 15) На слайде правильные ответы: 1-а, в,г; 2 – а, г; 3 – б; 4 – в, г; 5 – а, б. | индивидуальная | наглядно-иллюстративный с использованием ИКТ | 1)Работают самостоятельно, выполняя задание теста. 2) Проверяют себя (сверяют свой результат с заданным эталоном). | Действие по аналогии (П). Оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в действие после его завершения (Р). Формирование адекватной самооценки (Л). |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности, своей и всего класса. | - Какую тему исследовали на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? – Оцените результаты своей работы на уроке по критериям: (Критерии оценки.) (Слайд 16) «А» – Задания были мне понятны, я легко справился. «Б» – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила. «В» – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны. (Запишите на полях букву.) Кто написал букву «А», поднимите руку. | фронтальная индивидуальная
| словесный,наглядно-иллюстративный | Дают ответы на вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку по критериям. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
7.Домашнее задание | Акцентирование внимания учащихся на данной теме. | (Слайд 17) – «А»: п. 14. из художественного текста выписать 8 предложений с причастными оборотами; - «Б»: п. 14, упр. 86. – «В»: п. 14, упр. 88 Выставление оценок. | фронтальная индивидуальная
| словесный,наглядно-иллюстративный | Записывают домашнее задание. | Личностное самоопределение |