Доклад на тему «Причины поступления детей в учреждения социального типа»

0
0
Материал опубликован 17 January 2023

Сахно Алёна Андреевна

ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС», г. Алдан

Социальный педагог

Причины попадания детей в государственные учреждения изучались многими авторами (Л.Я.Олиференко, И.Ф.Дементьева, Т.И.Шульга, М.К. Бардышевская, В.И.Брутман и др.). По их мнению, дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, явление труднообъяснимое и неестественное для цивилизованного общества.

В последние годы увеличивается количество государственных учреждений, в которые помещаются разные категории детей. В основном это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением или ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении.

Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Перечень причин попадания детей в государственные учреждения довольно разнообразен.

Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие начинает отстаивать свое право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными, что и приводит к побегам, девиантным и деликвентым формам поведения и т.д. Жизнь детей в кризисных, неблагополучных семьях приобретает настолько тяжелые формы, что приводит к риску для развития самого ребенка и социальному риску.

Основными социальными причинами попадания детей в детские дома являются: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и т.д.); устройство на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; отсутствие в доме пищи, оставление малолетних детей одних на несколько дней без пищи и воды;убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение единственного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); смерть родителей; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию, отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, требовавшими незамедлительной смены жительства и т.д.

Анализ условий жизни детей до попадания в детские дома показывает, что невозможно выделить одну главную причину определения ребенка в данное учреждение. Практика показывает, что чаще всего зафиксировано достаточно большое сочетание неблагополучных условий, которые делали невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создавалась прямая угроза их жизни и здоровью.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У него формируются специфические черты характера, особое поведение, отличительное личностное развитие.

Для полноценного развития ребенка важны оба родителя – и мать, и отец, поскольку каждый из них играет особую, незаменимую роль в его развитии.

Сегодня в психологии детско-родительские отношения, материнство и отцовство принято рассматривать через категорию привязанности. Термин «привязанность» используется в широком и узком значении. В широком значении привязанность – это тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризующаяся взаимным вниманием, чуткостью и отзывчивостью и желанием поддерживать близкие отношения. В узком смысле привязанность – это первая связь младенца со взрослым, которая характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными отношениями.

Привязанность, как первое социальное отношение, оказывает решающее воздействие на то, как человек в дальнейшем будет относиться к окружающим людям и вообще к миру, будет ли он испытывать доверие к миру, воспринимать его как безопасное, подходящее для жизни место.

Тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения оказывающегося в условиях материнской депривации, Дж. Боулби обозначал как «бэзэмоциональный характер». Обобщенный портрет этого типа личности можно представить следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. (Слайд 9) По мнению ряда исследователей, дети, лишѐнные материнской заботы не с рождения, а позже, когда тесная эмоциональная связь уже возникла проявляют иные реакции. В таких случаях разрыв с матерью начинается с тяжелейшего эмоционального переживания ребенка.

Два момента составляют непременное условие возникновения у ребенка базового доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Отсутствие базового доверия к миру и рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.

Психологическая травма — это результат переживания сильного стресса или совершенного по отношению к человеку насилия. Она  нарушает организацию психики и приводит к пограничным или клиническим состояниям, неврозам, психосоматическим заболеваниям.

Как распознать психологическую травму у ребенка?

подавленное состояние;

отсутствие аппетита;

изменчивое настроение;

избегание сверстников;

чувство вины;

желание подчиняться;

отсутствие интереса к тому, что происходит вокруг;

агрессия, направленная на окружающих;

тремор;

частые истерики;

тревожное состояние, страх.

К последствиям психологической травмы относят:

Неуверенность в себе. Считается первым признаком прогрессирования запущенных детских страхов. Человек не чувствует уверенности в любых начинаниях. Из-за этого он начинает презирать и корить себя по любым неудачам. Состояние постепенно ухудшается.

Страхи. Страхи могут быть связаны с различными сферами жизни. Они возникают касательно познания чего-то нового. При отсутствии психологических бесед, страхи начинают управлять человеком и провоцируют его на осуществление неосознанных поступков. Постепенно он замыкается в себе из-за боязни окружающего мира.

Панические атаки. Под воздействием психологических проблем человек может выплёскивать негативную энергию на окружающих, не контролируя этот процесс. В сложных ситуациях у него могут возникать панические атаки, которые будут выбивать из колеи.

Недоверие к окружающим. Серьёзное последствие, развивающее ненависть к окружающим людям. Из-за этого человек не сможет нормально завести дружеские отношения, найти любимого человека.

Бесчувственность, жестокость, хладнокровность. Страшные последствия, которые крайне сложно исправить. При взрослении ребёнок может не проявлять чувства сочувствия к другим людям, домашним питомцам.

Для детей дошкольного возраста свойственны более сложные формы потребности в общении (потребность в сотрудничестве, в уважении, в сопереживании). Но, как оказалось, у детей, воспитывающихся в доме ребенка, до конца дошкольного возраста доминирующей остается потребность во внимании и доброжелательности. Эти дети не проявляют особой настойчивости в ходе познавательных контактов, их удовлетворяют поверхностные ответы взрослого, что свидетельствует об отсутствии острой потребности в уважении. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них выражено крайне слабо (в отличие от дошкольников, например, из детского сада). Потребность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым также развита явно недостаточно.

Наличие обостренной потребности во внимании и доброжелательности взрослого свидетельствует о том, что ребенок открыт для воздействия взрослого, что он охотно идет на любые контакты с ним, напряженно ждет одобрения и участия. Проявляя к ребенку внимание, ласку и одобрение, взрослый может удовлетворить это стремление.

Во-первых, в семье ребенок получает больше внимания взрослых. Воздействия взрослого (его обращение, действия, взгляды) адресованы ребенку индивидуально. Личностная обращенность взрослого является важной характеристикой общения с детьми в семье. В условиях детского дома воздействия взрослого, как правило, адресованы скорее группе детей, чем каждому ребенку в отдельности.

Во-вторых, в семье ребенок общается с одними и теми же взрослыми и соответственно имеет дело с одними и теми же программами поведения. Для общественного воспитания характерно наличие сменяющихся взрослых с несовпадающими типами поведения и отношения к ребенку.

В-третьих, эмоциональная насыщенность общения со взрослым в семье является более разнообразной, чем в детском доме.

В-четвертых, для семейного воспитания характерно относительно мягкое, терпимое отношение к поведению ребенка, в то время как в условиях детского дома дети более жестко регламентированы в своем поведении.

Эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребенок живет как бы на "вражеской" территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабее других, нелюбимым. В результате у него развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивым образованием.

У детей младшего школьного возраста наблюдается односторонность, бедность мотивационной сферы. Она объясняется не столько известной ограниченностью их жизненного опыта, сколько характером отношений со взрослыми. В сочетании с гипертрофированной потребностью в общении со взрослым (вызванной дефицитом такого общения в детском учреждении закрытого типа) зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого отношения и создает совершенно специфический тип отношения со взрослыми, который, в свою очередь, влияет и на отношения со сверстниками

Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. То есть по существу, у детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, – неспособность продуктивного, конструктивного решения конфликта

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.