Придумки на «Звукокубе»
Вот кубик! Смотрите. На грани взгляните! И правильно звуки в словах назовите! На кубе картинок разных так много, Они и со звуком дружить нам помогут.
Этап автоматизации звуков в работе учителя-логопеда ДОУ достаточно сложен, так как связан с длительными речевыми тренировками, многократным повторением материала. Поэтому в копилке любого специалиста-практика должно быть достаточное количество наглядно-игровых дидактических пособий для того, чтобы коррекцию речи превратить в увлекательную игру. Мы постоянно придумываем игры с правилами, чтобы научить детей правильно произносить поставленные звуки в различных формах речевой деятельности. У нас на логопедическом пункте «прижились» разные самодельные «придумки» - необычные игровые модели для решения нескольких задач. Пособия, которые сделаны своими руками, вызывают у детей большой интерес. Сначала появилось многофункциональное пособие «Логопедические придумки на салфетке». Это игровая карта из двух полипропиленовых салфеток, с различными картинками, кармашками, домиками, «подсказками» на палочках. В конвертах с меняющимся наполнением - игры по закреплению звуков, развитию лексико-грамматических категорий и познавательных процессов («Скажи ласково», «Я вижу много…». «Жадина», «Скажи ласково», «Что вижу?», «Один-много», «Жадина», «Какой - какая?», «О чем думаю?», «Слова-родственники», «Чего не стало?», «Чему радуюсь?»).
Идея “логопедических придумок” получила свое продолжение в следующем авторском пособии - в «Логопедической шкатулке», с пополняемой подборкой игр. За основу взята коробочка с 2 отсеками, с непрозрачной крышкой – через нее не видно, что внутри, это секрет для детей. «Комплектующие» - пуговицы, фигурки,
элементы декора, маленькие игрушки, деревянные фигурки, картинки, звуковые молоточки. В каждой ячейке помещается материал для проведения одной игры;
есть «приложения» в виде игровых полей, лабиринтов, ковриков; размер игрового материала не превышает размеров ячейки. Играя, развиваем мелкую моторику, пространственные представления, память, внимание, корригируем звукопроизношение.
И затем, на основе наглядного моделирования, было сделано пособие, в виде куба, на шести сторонах которого приклеены картинки на магнитах (картинки, используемые «на салфетке», также участвуют в играх). "Звукокуб" выполнен из коробки 25х25 см, обклеен цветной самоклеющейся бумагой, легкий, яркий, привлекательный и компактный, занимает мало места. Каждая грань куба представляет собой звуковое поле с картинками. Шесть граней соответствуют шести различным звукам, автоматизируемым в определенный момент.
Наглядные модели – они же и подсказки для детей. Вращая куб, можно выбрать любую сторону по желанию, описать любую картинку, построить высказывание. Формируем произносительную сторону речи, лексический запас, развиваем грамматический строй речи в игре, а также произвольное внимание и память.
Варианты игр-придумок на «Звукокубе»
Мы играем с детьми с тем звуком, над которым нужно немного поработать. Это наш «секрет» - необычная игра, с сюрпризами. При помощи «Звукокуба» мы используем принцип лексико-грамматических игр, привнося новые элементы, атрибутику и задания (подсказки на палочках, маленькие игрушки, звуковые молоточки).
«Искалки». Найдем слова с определенным звуком, автоматизируемым в данный момент. «Глазками ты посмотри, слово со звуком … найди!»
«Считалки». Есть волшебный аппарат, который может «понарошку» превратить один предмет в несколько - размножить. «Будем мы картинку брать и предметы «размножать». (1 лиса, 2 лисы ... )
«Запоминалки». Вспомним, какие картинки ты видел на оранжевой, на красной стороне кубика и т.д. «Слова сделают зарядку, назовем их по-порядку!» Четко назовем, затем проверим и посчитаем.
«Догонялки». Звук С догоняет звук Ш – игра на дифференциацию звуков. Построим тропинку - выложим картинки друг за другом. «Будем кубик бросать и по тропинке бежать». Сколько точек выпадает на кубике - столько шагов делаем вперёд. Кто первый доберётся - тот победитель. Называем звуки в названиях картинок правильно.
«Расселялки». Разложим картинки по сторонам кубика в соответствии с дифференцируемыми звуками. «Мы разложим все картинки, повторим их без запинки!» - называем звуки правильно.
«Собиралки». «Побежали по тропинке, собирая все картинки»
«Угадалки». «Саша звук произнесет, и машинку повезёт» - надо найти место звука в слове и расположить машинку в начале, середине или конце дорожки.
«Разделялки». Считаем количество слогов в словах - «Слово нужное найди, по слогам произнеси»
«Превращалки». Превратим живое в неживое. Разложим картинки. Картинки называем правильно. Затем картинки «понарошку» делаем маленькими. («Петух- петушок). Потом их делаем большими. («Лодочка – лодка») «Мы волшебники сейчас – слова разные у нас!»
«Рисовалки». Представим, что картинки раскрашены в другие цвета. «Все картинки в цвет другой мы раскрасили с тобой!» Назовём, что получилось. (гоЛубой жираф, Розовые шорты...)
«Жадинки». Рассортируем картинки. Если про предмет на картинке можно сказать «мой», кладём его справа; «моя» - слева. «Играем в «Жадину» с тобой: лиса моя, и шарфик мой!» Раскладываем картинки, правильно называем.
«Угощалки». У Сони и у Зои день рождения. Подарим им подарки, называем, кому что дарим. «Подарки будем мы дарить, имена все говорить» (У Сони сани, а у Зои зонт.)
«Сочинялки». «С вами, дети, не скучаем, вместе сказки сочиняем!» - составляем различные сказки с детьми по картинкам, которые расставляем в определенной последовательности.
Игры со «Звукокубом», как игры на салфетке, в шкатулке способствуют развитию компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. Развивается импрессивная и экспрессивная речь и речевое общение. Играем с детьми с удовольствием!
Порошина Ольга Анатольевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Ноздрачева Елена Николаевна
Богатикова Лидия Юрьевна
Ферюза