Программный модуль «Этот мир придуман не нами! Развитие личности ребёнка посредством ознакомления с основами экологии и православной грамотности»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МБУ ЦЕНТР ППСП БАГРАТИОНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
238420 Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Пограничная, д.80 тел./факс 8-(40156)3-32-24 E-mail: ppmsc39@mail.ru
Рассмотрена и принята на педагогическом совете МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа «____» __________________ 2018 г. |
Утверждаю Директор МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа «______» __________________2018 г. Л.И. Гладилина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЕЙ ИЗ ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЕЙ»
Модуль «Этот мир придуман не нами!»
(Развитие личности ребёнка
посредством ознакомления
с основами экологической и православной грамотности)
Направленность: социально-педагогическая
Модуль ориентирован на детей 7 – 15 лет
Срок реализации: 21 день (63 часа)
Разработчик:
учитель-дефектолог Смирнова И.В.
г. Багратионовск
2018
Содержание
-
Педагогическая целесообразность программы 4
Отличительные особенности программы 4
Основные формы и методы работы 11
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11
Возрастные особенности детей 11
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты 12
Организационно-педагогические условия
Пояснительная записка
Программный модуль «Этот мир придуман не нами! Развитие личности ребёнка посредством ознакомления с основами экологической и православной грамотности» дополнительной общеразвивающей программы «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из двуязычных семей» (далее – Модуль, Программа) социально-педагогической направленности Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической и социальной помощи Багратионовского городского округа» (далее по тексту – Учреждение, Центр, ЦППСП Багратионовского городского округа) разработан в рамках реализации проекта «Доброе слово», ставшего победителем конкурса малых грантов «Православная инициатива – 2018», проводимого при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» и Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Конституцией РФ
Конвенцией ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155)
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность программного модуля обусловлена следующими причинами:
ежегодно увеличивается количество детей, подверженных влиянию стресса из-за повышенных школьных нагрузок;
увеличивается количество детей с отклоняющимся, в т.ч. с асоциальным поведением, в основе которого, по мнению психологов, лежит в том числе и отсутствие правильной иерархии ценностей — того, что называют «жизненным стержнем», в результате чего дети и подростки не понимают, что абсолютно необходимо, что возможно, что нежелательно, а что категорически недопустимо;
приобщение к основам православной культуры поможет детям и подросткам выстроить правильную иерархию ценностей, поможет ориентироваться в трудных жизненных ситуациях;
освоение программного модуля будет способствовать социализации детей, их адаптации к социуму;
освоение программного модуля, как и любая продуктивная деятельность, будет хорошей неспецифической профилактикой асоциального поведения.
Педагогическая целесообразность программы: формы и методы педагогической работы, используемые при реализации программы, полностью соответствуют возрастным особенностям детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих противопоказаний к занятиям этим видом деятельности; освоение основных разделов программы поможет естественному развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем и их взаимодействия (зрительно-моторная координация), а также создаст положительный психологический настрой и будет способствовать развитию личности ребёнка.
Отличительная особенность программного модуля данной образовательной дополнительной общеразвивающей программы от существующих в этой области:
в программном модуле сочетается изучение основ православия и основ экологической грамотности;
при реализации программного модуля предусмотрено большое количество практических занятий в формате «субботников» — посильной уборки и благоустройства территории учреждения, городского парка, берега городского озера;
изучение основ православия происходит легко, ненавязчиво, без формальной назидательности; христианские игры и раскраски позволяют запомнить библейских героев и библейские сюжеты; православные рассказы Н. Веселовской вызывают доверие, т.к. полностью соответствуют реалиям современной действительности, при этом они перекликаются с библейскими притчами, заставляют задуматься о серьёзных проблемах и позволяют самостоятельно выстроить правильную систему нравственных ценностей;
программный модуль направлен на свободное развитие личности ребенка, в том числе развитие его мелкой и общей моторики, поддержание его физического и психического здоровья, формирование его учебно-предметной, социальной, информационно-коммуникативной, креативной компетентностей, на формирование и развитие желания к продолжению образования;
несомненным достоинством программного модуля является наличие оценочных материалов, позволяющих фиксировать результаты освоения программы обучающимися;
программный модуль является малозатратным, что имеет большое значение при работе с детьми из малообеспеченных семей; может легко встраиваться в другой программный блок и/или использоваться в летний период как модуль программы летнего лагеря;
реализовывать программный модуль может практически любой педагог, так как имеющийся методический материал позволяет минимизировать подготовку к занятиям и вместе с тем проводить занятия качественно;
в условиях удалённости от города и невозможности посещать кружки, творческие объединения и секции при специализированных учреждениях дополнительного образования программный модуль позволяет детям получить дополнительное образование на базе своей школы, в том числе в летний период, в рамках организации летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания;
программный модуль предназначен для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста, но может быть использован по показаниям для занятий с детьми — учащимися старших классов общеобразовательных и коррекционных школ;
программный модуль нетребователен к условиям и легко тиражируется.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Ведущие педагогические идеи, на которых базируется данная Программный модуль:
Идея гуманизации образования – ориентации ее на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритет человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями.
Идея демократизации образования – идея о предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип демократизации образования реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся. Реализация этого принципа способствует расширению возможностей учащихся, родителей и педагогов в определении содержания образования, выборе технологии обучения.
Идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания, умения и навыки как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности.
Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества педагогов и воспитанников.
Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Ключевые понятия, используемые в программном модуле:
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Ст.2 п.9 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий содержание дополнительного образования
Учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (Ст.2 п.22 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)
Рабочая программа – часть образовательной программы, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. (Ст. 48 п.1 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). Рабочая программа полежит утверждению на уровне образовательной организации.
Направленность программы – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (Ст.2 п.25 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; (Ст.33 п.2 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Ребенок с ОВЗ (ребёнок с ограниченными возможностями здоровья) — ребёнок с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Ребенок-инвалид — ребёнок от 0 до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. (Ст.2 п.26 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Библия — собрание текстов, являющихся священными в христианстве
Православный рассказ — нравоучительный рассказ, тематически и/или идейно перекликающийся с библейскими сюжетами в православном толковании (интерпретации).
Новый Завет — собрание текстов, представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии. С христианской точки зрения Новый Завет является Божиим откровением и представляет собой центральное открытие Богом Самого Себя и Своей воли людям.
Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом) частей христианской Библии, заимствованная в христианстве из Танаха (древнего еврейского Священного Писания) и в православии и католицизме из других древних еврейских религиозных книг.
Основная цель программного модуля:
Развитие личности ребёнка посредством ознакомления с основами экологической и православной грамотности.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Образовательные:
познакомить обучающихся с православием как с одним из основных направлений христианства;
познакомить обучающихся с Библией, библейскими сюжетами и героями;
познакомить обучающихся с правилами поведения в русской православной церкви;
прививать и поддерживать интерес к русской и православной культуре: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;
научить находить решение в сложной жизненной ситуации, опираясь на христианские правила;
расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание христианских икон, репродукций картин художников, написанных на библейские сюжеты; прослушивание классической и церковной музыки, посещение Храма, других красивых и культурных мест в городе: художественных салонов, выставок.
Развивающие:
создать условия для восприятия целостной картины мира;
формировать чувство любви к Родине на основе изучения основ православной культуры и основ экологии;
развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;
осуществлять целенаправленную работу по трудовому и физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости;
прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;
ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада);
развивать творческие и созидательные способности обучающихся: мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, кругозор, навыки самостоятельного выражения в творчестве, лидерства, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
систематизировать полученные знания;
совершенствовать психомоторные способности детей, мелкую моторику., памяти, внимания, умения согласовывать анализировать и планировать свою работу.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
воспитывать порядочность, толерантность, честность, интерес к окружающему миру;
воспитывать самостоятельность, пунктуальность, аккуратность, бережливость, патриотизм, уважение к другим;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
прививать навыки культурного поведения не только в Учреждении, но и в обществе;
сплотить детский коллектив путем совместного творчества;
формировать уважение к русской культуре и православным религиозных традициям;
укреплять взаимосвязь между обучающимися, родителями, путем привлечения их к совместным мероприятиям.
Принципы отбора содержания
Личностный подход к формированию и развитию личности воспитанника с позиции его уникальности и индивидуальности.
Единство требований и действий к ребенку в семье и творческом коллективе.
Доступность. Системность.
Вариативность, разнообразие и разноуровневость обучения.
Целостность.
Последовательность и преемственность содержания.
Природо- и культуросообразность (воспитание учащихся согласно их полу и возрасту, ответственности за самих себя, за последствие своих действий и поведения).
Сотрудничество и сотворчество старших и младших воспитанников, детей и взрослых, взаимоуважение и доверие на параллели: ребенок – ребенок, ребенок – педагог.
Принцип гуманистической направленности
Принцип результативности деятельности направленной на воспитание и обучение.
Основные формы и методы работы:
Форма работы: групповая
Методы работы:
словесные методы;
демонстрационные методы;
методы практико-ориентированной деятельности;
методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость).
методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция,
беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 — 11 лет (младшие школьники), 11 — 15 лет (школьники среднего звена).
Возрастные особенности детей 7 – 11 лет (младший школьный возраст):
Физиологические особенности:
Дети 7—11 лет могут успешно овладевать тонкими и координационно-сложными движениями, если они умеренны по амплитуде и не требуют большой силы.
руки и ноги растут быстрее тела;
рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;
сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;
нервная система развивается очень активно;
опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении занятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.
Психологические особенности
высокий уровень активности; Детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость
значимая награда – похвала;
рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
требуют в постоянной деятельности и внимания;
бурно проявляют эмоции;
достаточно часто проявление беспокойного состояния;
при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;
Основные формы задержки психического развития детей (по К.С. Лебединской):
Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). Эмоционально-волевая сфера у детей с этой формой задержки психического развития находится как бы на более ранней ступени развития. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом (преобладают игровые интересы).
Задержка психического развития соматогенного происхождения, обусловленная длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития. Стойкая астения снижает не только общий, но и психический тонус (учебная мотивация снижена из-за неблагоприятного физического и психического состояния).
Задержка психического развития психогенного происхождения, связанная с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии не исключает ее патологического характера (эмпирический опыт показывает, что в подростковом периоде при этом типе задержки чаще всего наблюдается нежелание учиться).
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения вызывается негрубой органической недостаточностью центральной нервной системы. Этот тип ЗПР встречается чаще других вышеописанных типов, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. При задержке психического развития церебрально-органического происхождения, как и при остальных ее типах, учебная мотивация значительно снижена
Психологические особенности умственно отсталых детей:
недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании;
неполные, а порой искаженные представления об окружающем, бедность опыта;
дефектность восприятия, первой ступени познания, обусловленное снижением слуха, зрения, недоразвития речи, а также в случаях сохранности анализаторов;
нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми; меньшая дифференцированность;
потребность в значительно большем времени для восприятия предлагаемого материала (картины, текста и т. п.);
затруднения в выделении главного, не понимание внутренних связей между частями, персонажами и пр.
замедленный темп узнавания, ошибки в узнавании графически сходных букв, цифр, предметов, сходных по звучанию звуков, слов и т. п.
узость объема восприятия; умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал;
нарушение избирательности восприятия.
Особенности набора детей: свободный; набор в группу осуществляется на добровольной основе по заявлению родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих).
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты
К концу освоения программного модуля обучающиеся должны:
знать:
кто такой Иисус Христос;
что такое Библия, чем она отличается от других книг;
что такое притча;
что такое православный рассказ и чем он отличается от просто рассказа;
имена не менее четырёх-пяти библейских героев;
правила поведения в православной Церкви, Храме;
технику безопасности при использовании рабочего инструментария;
что такое стихийное бедствие и основы безопасного поведения во время стихийных бедствий;
основные причины техногенных катастроф.
уметь:
пересказывать сюжеты не менее двух-трёх библейских притч;
ориентироваться в православном Храме;
пользоваться рабочим инструментарием (тряпкой, совком, веником, метлой, ведром, граблями, тяпкой);
пропалывать клумбу, подметать дорожки, убирать скошенную траву с газона;
аккуратно раскрашивать картинки:
выполнять инструкции и трудиться в коллективе;
уважительно и толерантно относиться к друг другу, педагогам и другим людям;
иметь стремление к саморазвитию и самосовершенствованию через добровольческую деятельность.
Кроме того, предполагается, что освоение программного модуля будет способствовать развитию:
уверенности в своих силах;
пространственного мышления;
умения свободно выражать свои мысли;
мотивации детей к творческим поискам и решениям;
умения действовать в трудных и нестандартных ситуациях;
чувства товарищества, коллективизма;
мелкой моторики рук и общей моторики;
творческих способностей, воображения и полёта фантазии;
положительному влиянию на общее эмоциональное самочувствие ребёнка;
снятию детских страхов;
получению эстетического удовольствия.
Механизм оценивания образовательных результатов (способ определения результативности освоения программы):
Образовательная деятельность в учебном классе Учреждения предполагает не только обучение детей определенным универсальным учебным действиям, но и развитие их творческой активности, а также разнообразных личностных качеств. Для того чтобы отследить то, как у ребенка происходит освоение образовательной программы, трижды (в начале, в середине и в конце обучения), проводится мониторинг результативности усвоения образовательной программы. На основе данных мониторинга проводится анализ всего образовательного процесса.
Способ определения результативности:
метод включённого наблюдения;
тестирование.
Форма подведения итогов реализации программы:
Беседы, «круглые столы», игровые конкурсы, открытые занятия (один раз в учебный период (неделю).
Выставки творческих работ.
Участие в конкурсах.
Практическая работа (работа по уборке и благоустройству территории).
Проектная деятельность.
Критерии определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:
творческое мышление, память, воображение, нестандартное мышление;
умение выразить чувства;
коммуникативные навыки;
активность, сообразительность, умение импровизировать, сформированность общей культуры;
развитый профессиональный уровень;
сформированность теоретических знаний и практических умений;
творческая индивидуальность.
Организационно-педагогические условия реализации Программы:
Требования к материально-техническому обеспечению. Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для проведения практических занятий, наличие необходимого художественного фонда (книги, энциклопедии, иллюстративный материал), учебно-методический материал.
№№ п/п |
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обучения |
Количество |
|
Кабинет |
1 |
|
Стулья для детей |
12 – 15 |
|
Стул для педагога |
1 |
|
Стол педагога |
1 |
|
Столы (парты) для детей |
6 – 8 |
|
Стеллаж для хранения художественных принадлежностей |
1 – 3 |
|
Емкости для воды (пластиковые стаканчики «непроливайки» с крышкой) |
15 – 20 |
|
Расходный материал |
Бумага, гуашь, акварельные краски, карандаши, ручки и т.д. |
|
Выставочные стенды |
1 – 2 (по возможности) |
Учебно-методический материал |
||
|
||
|
||
Технические средства обучения |
||
|
Компьютер (ноутбук) |
1 (по возможности) |
|
Проектор |
1 (по возможности) |
|
Фотоаппарат (видеокамера) |
1 (по возможности) |
|
Сетевой фильтр-удлинитель |
1 |
|
Внешний жесткий диск и/или флеш-память |
1 – 3 (по возможности) |
|
Колонки |
1 – 2 (по возможности) |
|
Музыкальный центр |
1 (по возможности) |
|
МФУ (принтер, сканер, копир) |
1 (по возможности) |
Учебно-практическое и наглядное оборудование |
||
|
Детская библия |
12 – 15 (по возможности) |
|
Настольно-печатные развивающие игры (животный и растительный мир, экология, основы безопасности жизнедеятельности) |
5 – 10 (по возможности) |
|
Настольно-печатные игры на основе библейских сюжетов |
5 – 10 (по возможности) |
|
Онлайн игры и тесты на основе библейских сюжетов |
5 – 10 (по возможности) |
|
Репродукции картин художников на библейские сюжеты |
5 – 15 (по возможности) |
|
Сборник библейских притч |
По возможности |
Режим занятий:
Занятия проводятся по 2 академических часа ежедневно. Продолжительность академического часа — в соответствии с рекомендациями СаНПин. Самоподготовка — один академический час (при необходимости).
Общее количество часов, отведённое на реализацию программы (с учётом самоподготовки) – 63 часа.
Учебно-тематический план
№№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
Само-под-готовка |
|||
ЭТОТ МИР ПРИДУМАН НЕ НАМИ! |
|||||
|
«В начале было Слово…» Рассказ о сотворении мира. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«Первые люди». Адаптированный для детей рассказ о первых людях. История Адама и Евы. Изгнание из рая. Каин и Авель. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«Вифлеемская звезда и дары волхвов». Адаптированный для детей рассказ о Марии и Иосифе, о рождении Иисуса. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«Двенадцать учеников Иисуса». Адаптированный для детей рассказ о учениках (апостолах) Иисуса. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«Библейские истории» («Иисус и самарянка», «Притча о милосердном самарянине») |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«Библейские истории» («Притча о сеятеле», «Притча о безумном богаче», «Притча о блудном сыне») |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«История Иисуса Христа». Просмотр адаптированного для детей видеофильма о жизни Иисуса. Игра «Жизнь Иисуса». |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
«Уроки доброты». Посещение Храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Беседа с настоятелем Храма. |
1 |
0 |
1 |
0 |
Итого за 1-й учебный раздел: |
21 |
8 |
7 |
6 |
|
АЗБУКА ПРАВОСЛАВИЯ: В ГОСТЯХ У ДОБРОЙ КНИГИ |
|||||
|
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Всё равно» и притча о званых на пир. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Корзинка с фруктами» и притча о злых виноградарях. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Выбор». |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Каждый человек». |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Дороже всего» и притча о купце и жемчужине. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Воздушные ямы» и притча о мытаре и фарисее. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Учительница 2 «А» и притча о талантах. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Приглашение». |
2 |
1 |
1 |
0 |
|
«Уроки доброты». Посещение Храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Беседа с настоятелем Храма. |
1 |
0 |
1 |
0 |
Итого за 2-й учебный раздел: |
24 |
8 |
9 |
8 |
|
ПРИВЕДИ В ПОРЯДОК СВОЮ ПЛАНЕТУ! |
|||||
|
«Великое чудо — планета Земля!» Материки, моря, океаны. Животный и растительный мир. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«Наказание или предупреждение?» Стихийные бедствия (природные катастрофы). Наводнения. Засуха. Землетрясения. Извержения вулканов. Цунами. Ураган. Смерч. Снежная лавина. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«SOS! Земля просит о помощи!» Исчезновение животных и растений. Загрязнение воздуха и воды. Техногенные катастрофы. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«Мозговой штурм: Как защитить нашу планету?» |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
«Экологическая разведка — здесь и сейчас!»: что можно сделать своими руками? |
3 |
1 |
2 |
0 |
|
Экологический десант: «Приведи в порядок свою планету!» |
3 |
1 |
2 |
0 |
|
«Уроки доброты». Посещение Храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Беседа с настоятелем Храма. |
1 |
0 |
1 |
0 |
Итого за 3-й учебный раздел: |
18 |
6 |
8 |
4 |
|
Общее количество часов: |
63 |
22 |
24 |
17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый учебный раздел «Этот мир придуман не нами!»
(1 неделя — 21 час)
-
-
-
«В начале было Слово…» Библия. Детская библия. Библия печатная и библия онлайн. Библейские истории о сотворении мира. Почему в начале было Слово?
«Первые люди». Сотворение Адама и Евы. Изгнание Адама и Евы из рая. История братьев Каина и Авеля. Понятие греха и наказания.
«Вифлеемская звезда и дары волхвов». История Марии и Иосифа. Благая весть. Рождение Иисуса. Вифлеемская звезда. Дары волхвов.
«Двенадцать учеников Иисуса». Проповеди Иисуса. Апостолы.
«Библейские истории. Часть 1-ая». Иисус и самарянка. Притча о милосердном самарянине.
«Библейские истории. Часть 2-ая». Притча о сеятеле. Притча о безумном богаче. Притча о блудном сыне.
«История Иисуса Христа». Художественный фильм о жизни Иисуса. Игра «Жизнь Иисуса».
«Уроки доброты». Посещение Храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Беседа с настоятелем Храма. Знакомство с устройством Храма. Паперть. Колокольня. Трапезная (притвор). Храм (корабль). Амвон. Иконостас. Алтарь. Ангелы. История Иисуса и доброй самарянки. История Лота.
-
-
Второй учебный раздел «Азбука православия: в гостях у доброй книги».
(1 неделя — 24 часа)
-
-
-
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Всё равно» и притча о званых на пир. Аудирование, ответы на вопросы.
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Корзинка с фруктами» и притча о злых виноградарях. Аудирование, ответы на вопросы.
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Выбор». Аудирование, ответы на вопросы.
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Каждый человек». Аудирование, ответы на вопросы.
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Дороже всего» и притча о купце и жемчужине. Аудирование, ответы на вопросы.
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Воздушные ямы» и притча о мытаре и фарисее. Аудирование, ответы на вопросы.
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Учительница 2 «А» и притча о талантах. Аудирование, ответы на вопросы.
«В гостях у доброй книги». Н. Веселовская. Православные истории. «Приглашение». Аудирование, ответы на вопросы.
«Уроки доброты». Посещение Храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Беседа с настоятелем Храма. Икона Божией Матери «Скоропослушница». Икона Божией Матери «Семистрельная», Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». О чём можно молиться? Совместная молитва.
-
-
Третий учебный раздел «Приведи в порядок свою планету!»
неделя — 18 часов)
-
-
-
«Великое чудо — планета Земля!» Материки, моря, океаны. Животный и растительный мир. Практическая работа по уборке территории.
«Наказание или предупреждение?» Стихийные бедствия (природные катастрофы). Наводнения. Засуха. Землетрясения. Извержения вулканов. Цунами. Ураган. Смерч. Снежная лавина. Практическая работа по уборке территории.
«SOS!» Земля просит о помощи!» Исчезновение животных и растений. Загрязнение воздуха и воды. Техногенные катастрофы. Практическая работа по уборке территории.
«Мозговой штурм»: Как защитить нашу планету? Практическая работа по уборке территории.
«Экологическая разведка — здесь и сейчас!»: что можно сделать своими руками? Практическая работа по уборке территории.
Экологический десант: «Приведи в порядок свою планету!» Практическая работа по уборке территории.
«Уроки доброты». Посещение Храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Беседа с настоятелем Храма. Освящение питной воды, продуктов питания для бедных и больных. Совместная молитва.
-
-
Методическое обеспечение
При реализации программы может быть использовано следующее методическое обеспечение:
Аудиокнига «Азбука православия». Веселовская Надежда. Православные рассказы («Всё равно», «Корзинка с фруктами», «Выбор», «Каждый человек», «Дороже всего», «Воздушные ямы», «Учительница 2-го А», «Приглашение»)
Детская христианская аудиоэнциклопедия «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем»
Видеофильм «История Иисуса Христа»
Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»
Икона Божией Матери «Семистрельная»
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Настольно-печатные развивающие игры в ассортименте («Большие и маленькие», «Во саду ли, в огороде», «Каким бывает день», «Найди и угадай» и др.)
Рассказы о животных «Чудесные Божьи творения»
Христианские раскраски («Божье поручение», «Мудрецы с востока», «Звезда для волхвов», «Воскресение девочки», «Иона», «Царство Божье», «Клад», «Подарки волхвов», «Тавифа», «Притча о двух строителях», «Ангел», «Первое чудо Иисуса» и др.)
Христианская игра «Жизнь Иисуса».
Христианская игра «Путешествие волхвов в Вифлеем»
Христианская игра «Библейский кубик»
Христианская игра «Герои молитвы».
Христианская игра «Возвращение Иосифа в семью».
Христианская игра «Кто мой ближний?»
Христианская игра «Путешествие по библейским местам-1»
Христианская игра «Путешествие по библейским местам-2»
Христианская игра «Герой веры».
Христианская игра «Чудеса Иисуса».
Христианская игра «Путь к Божьему царству».
Оценочные материалы
Для фиксации результатов усвоения Программы обучающимися в зависимости от особенностей группы могут быть использованы следующие оценочные материалы:
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ
Информационная карта «Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы»
Диагностическая карта «Мониторинг развития качеств личности обучающихся в результате освоения дополнительной образовательной программы»
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся» (критерии, оценка)
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа и освоения ими образовательной программ |
||||||||||||||||||
Название программы |
педагог |
№ группы |
Год обучения |
Дата заполнения |
||||||||||||||
№. ФИО обучающегося |
Параметры результативности освоения программы (Максимальная сумма баллов – 12) |
Параметры социально-психологического развития (Максимальная сумма баллов – 9) |
||||||||||||||||
Опыт освоения теории |
Опыт освоения практической деятельности |
Опыт творчес-кой деятель-ности |
Опыт социально-значимой деятель-ности |
Общая сумма баллов |
%% |
Воспитан-ность |
Коммуника-тивность |
Эмоцио-нальный компонент |
Общая сумма баллов |
%% |
||||||||
1 |
||||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||||
10 |
||||||||||||||||||
11 |
||||||||||||||||||
12 |
||||||||||||||||||
13 |
||||||||||||||||||
14 |
||||||||||||||||||
15 |
||||||||||||||||||
ИТОГО БАЛЛОВ В ГРУППЕ: |
||||||||||||||||||
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ГРУППЕ В % |
||||||||||||||||||
Критерии оценки: 1-низкий уровень, незначительный рост, 2- средний уровень, заметный рост. 3-высокий уровень, переход на новый качественный уровень. Выводы педагога по данной группе:Подпись педагога |
Информационная карта
«Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Число баллов |
Методы диагностики |
Теоретическая подготовка |
||||
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы |
Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
практически не усвоил теоретическое содержание программы; овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; объем усвоенных знаний составляет более ½; освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
0 1 2 3 |
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
не употребляет специальные термины; знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; сочетает специальную терминологию с бытовой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. |
0 1 2 3 |
Наблюдение, собеседование |
Практическая подготовка |
||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы) |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
практически не овладел умениями и навыками; овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период |
0 1 2 3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
не может пользоваться специальным оборудованием; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; работает с оборудованием с помощью педагога; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей |
0 1 2 3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. |
0 1 2 3 |
Наблюдение, контрольное задание |
Основные компетентности |
||||
Учебно-интеллектуальные Подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и работе с литературой |
учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; работает с литературой с помощью педагога или родителей; работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
0 1 2 3 |
Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
Пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше |
||
Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) |
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе |
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом выше |
||
Коммуникативные Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию; слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминаниии контроле, иногда принимает во внимание мнение других; сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. |
0 1 2 3 |
|
Выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации |
перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. |
0 1 2 3 |
|
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения |
Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств |
участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. |
0 1 2 3 |
|
Организационные Организовывать свое рабочее (учебное) место |
Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой |
рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой |
0 1 2 3 |
Наблюдение Наблюдение, собеседование |
Планировать и организовать работу, распределять учебное время |
Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время |
организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. |
0 1 2 3 |
|
Аккуратно, ответственно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. |
0 1 2 3 |
|
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; объем усвоенных навыков составляет более ½; освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. |
0 1 2 3 |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся
в результате освоения дополнительной образовательной программы»
Группа ______________________________________ Образовательная программа _______________________________________________
Год обучения_______________ Педагог __________________________________________________ Уч. год__________________________
№ |
Фамилия, имя | Кл. | К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я | |||||||||||||||||
Активность, организаторские способности |
Коммуникативные навыки, коллективизм |
Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность |
Нравственность, гуманность |
Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
||||||||||||||||
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
дата заполнения |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
МОНИТОРИНГ
развития качеств личности обучающихся
Качества личности |
Признаки проявления качеств личности | |||
Ярко проявляются: 3 балла |
Проявляются: 2 балла |
Слабо проявляются: 1 балл |
Не проявляются: 0 баллов |
|
1 1. Активность, организаторские способности |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других. |
Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов. |
Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая. |
Пропускает занятия, мешает другим. |
2 2. Коммуникативные навыки, коллективизм |
Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией. |
Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией. |
Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает. |
Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов. |
3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность |
Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других. |
Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других. |
Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца. Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей. |
Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия. |
4. Нравственность, гуманность |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям, |
Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других. |
Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб. |
Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен. |
5 5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности |
Имеет высокий творческий потенциал. Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий. |
Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы. |
Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы. |
В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный. |
Список литературы
«Дополнительное образование детей». Учебное пособие для вузов. М., «ВЛАДЕС».
Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 - ФЗ;
Конвенция ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Конституция РФ
Менджрицкая Д.В. «Воспитание детей в игре», М., «Просвещение», 1982.
Дополнительная литература для детей
Веселовская Н. Азы православия для детей. Рассказы («Всё равно», «Выбор», «Корзинка с фруктами», «Каждый человек», «Дороже всего», «Воздушные ямы», «Учительница 2 «А»», «Приглашение»). Издательство «Лепта».
Веселовская Н. Современность, старина, девочкины имена. Православные сказки для девочек. Издательство «Сибирская Благозвонница», 2009.
Волос Андрей. Калитка. Рассказ для детей от 16-ти лет.
Долгопят Елена. Скупой рыцарь. Рассказ для детей от 16-ти лет.
Долгопят Елена. Часы. Рассказ для детей от 12-ти лет.
Игнатова Анна. Джинн Сева. Рассказ для детей от 10-ти лет.
Комков Вячеслав. Я — немец. Рассказ для детей от 12-ти лет.
Лёвшин Игорь. Полёт. Рассказ для детей от 16-ти лет.
Литвинец Нина. Антиквар. Рассказ для детей от 14-ти лет.
Полянская Ирина. Утюжок и мороженое. Рассказ для детей от 14-ти лет.
Рябов Олег. Смерть старика. Рассказ для детей от 16-ти лет.
Снегирёв Александр. Фото в чёрном бушлате. Рассказ для детей от 15-ти лет.
Шишкин Михаил. Пальто с хлястиком. Рассказ для детей от 14-ти лет.
Юзефович Леонид. Последний звонок. Рассказ для детей от 16-ти лет.
Дополнительные интернет-источники для детей и родителей
Детский христианский журнал «Чудесные странички»
Детский христианский журнал «Чудесные странички». Лисёнок Лёха. Игры для детей.
Православная энциклопедия «Азбука веры».
Православный журнал «Фома». 12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают.
Православный журнал «Фома». Тест «Понимаете ли вы символику цвета в христианстве?»
Православный журнал «Фома». Тест «Узнай библейский сюжет по картине».
Православный журнал «Фома». Тест «12 апостолов».